Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе "Кукла из глубины веков"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Митько Виолетта Владимировна

Развивать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе


«Кукла из глубины веков»


 

Программное содержание


1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.

2. Формировать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов.

3. Закреплять умение скатывать ткань, умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.

4. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки.

5. Совершенствовать мелкую моторику.

6. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.

7. Расширять словарный запас: оберег, кувадка, лихоманка.

8. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.


Предварительная работа:


1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – оберег», «Лекарственные растения».

2. Чтение книги Елены Берстенёвой и Натальи Догаевой «Кукольный сундучок»

3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».

4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.


Оборудование:

1. Нитки шерстяные, разноцветные, хлопковые.

2. Ткань белая квадратной формы20х20, прямоугольной формы 30х75.

3. Цветные лоскутки для украшения изделий.

4. Ножницы.  

Ход занятия  

Воспитатель: Дети, я получила письмо, послушайте (читает письмо): «Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду изучаете историю кукол и учитесь делать их своими руками. Приглашаю Вас в гости – посетить мою выставку кукол».

А кто нас приглашает – это секрет! Вы хотите посетить выставку и познакомиться с тем, кто нас приглашает?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.


Дети с воспитателем идут в музей кукол. В дверях их встречает Кукла-живая рука.


Кукла - живая рука: Дети, вы хотите узнать, кто я такая?

Дети: Да!!!

Я – Кукла - живая рука. Я умею здороваться, хороших детей я могу пожалеть, непослушных – поругать. А еще могу я станцевать!

(под музыку выполняет движения, дети за ней повторяют)

Кукла - живая рука: А теперь приглашаю вас посетить мою выставку кукол. Давайте рассмотрим с вами какие тут есть куклы. (Показывает куклу из соломы ) Какая это кукла?

Дети: Соломенная, потому что сделана из соломы.

Кукла - живая рука: А эта из чего?

Дети: Из дерева – она деревянная.

Кукла - живая рука: Какие еще бывают куклы?

Дети: Пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные.

Кукла - живая рука: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. А еще бывают куклы самодельные, посмотрите, какие куклы сделали своими руками воспитателей и родителей!

Все эти куклы современные, а вы, я слышала, изучали историю возникновения кукол, и даже сами учились их делать. Расскажите, из чего делали самые первые куклы в Древней Руси?

Дети: (показывают куклу из золы)

• Самые первые куклы делались из золы.

• Брали золу из очага и смешивали ее с водой.

• Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку.

• Такую куклу называли Баба – женское божество.

• Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавали от бабушке к внучке.


Кукла - живая рука: А что такое ОБЕРЕГ?

Дети: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Кукла - живая рука: А из чего еще делали кукол в Древней Руси?

Дети: Из дерева, но такими куклами тоже не играли. Женщина давала куклу мужу, когда тот уходил на войну или в дальнюю дорогу. Она охраняла его и напоминала о доме.

Кукла - живая рука: А вы знаете, еще женщины делали кукол из стриженых волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал.

Кукла - живая рука: Дети, а что вы знаете про куклу – стригушку?

Дети: Такую куклу делала из травы мать, работая в поле, что бы ребенку было чем играть.

Кукла - живая рука: А какую траву добавляли, чтобы кукла приносила пользу?

Дети: Лекарственные: зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту…

Воспитатель: на Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте покажем.

Физминутка

У Маланьи у старушки

(хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей.

(показать семь пальцев)

Все без бровей,

(очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,

(растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами,

(показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,

(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой,

(очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой.

(показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели

(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели,

(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так…

(ребенок показывает любое движение).


Кукла - живая рука: Как много вы знаете об истории изготовления кукол, а показать как делают самые простые куклы – обереги вы можете?


Воспитатель: Дети, давайте вспомним из чего мы с вами делали кукол.


Дети: из шерстяных ниток, из ниток ириса, из ткани…


Воспитатель: А теперь давайте покажем всем, какие куклы вы умеете делать. Но сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,

(шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала -

(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.

(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Дети садятся на места. Во время работы проговаривают пословицы о труде. По окончании работы дети рассказывают о своих куклах.


Кукла – живая рука их хвалит, дарит бумажных кукол и говорит: «Костюмы для этих кукол вы придумаете сами».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду (оригами) подготовительный к школе возраст "Путешествие в бумажный лес"

Учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты; знакомить с новым условным знаком, принятым в оригами.  Закрепить знания детей о разных видах, св...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема:"Остров на море лежит Град на острове стоит..."

Тема: "Остров на море лежит             Град на острове стоит..."Знакомство детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построе...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе.Тема: «Остров на море лежит

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе.   Тема: «Остров на море лежит             Град на острове стоит…» З...

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе

ТЕМА: «Колобок – колобок, ты куда спешишь, дружек?»Тип занятия: №3 - Закрепление и уточнение знаний полученных ранее на занятиях по ручному труду,  развитию речи и ознакомлению ...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе. Тема: "Волшебная иголочка"

Предлагаю пример конспекта занятия по обучению детей шитью с использованием картонного шаблона. На занятии используют схемы по технике безопасности и трудового процесса как средства для развития речи ...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе "Сумочка для носового платочка"

Предлагаю конспект занятия по обучению детей навыкам шитья с использованием ткани разной фактуры и цвета....

конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе

предлагается конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе из цикла знакомство детей со школой...