Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при создании игрушек для театрализованной деятельности
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Перминова Наталья Викторовна

 

Театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Очень важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранным событиям.

Главным объектом нашего внимания является художественная и театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, в которой немаловажную роль играет процесс изготовления кукол - персонажей и декораций самодеятельного кукольного театра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при создании игрушек для театрализованной деятельности

 

Театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Очень важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранным событиям.

Главным объектом нашего внимания является художественная и театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, в которой немаловажную роль играет процесс изготовления кукол - персонажей и декораций самодеятельного кукольного театра.

Мы заметили что, дети, смастерив вместе с воспитателем поделки из так называемого бросового материала  не спешат расстаться с делом своих рук, ещё долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими: игрушечные образы побуждают их к театрализованной игре. Часто по собственной инициативе дошкольники начинают разыгрывать сценки, за каждого персонажа произносят реплики, изменяя при этом голос, подражая манере речи героя, какой они себе её представляют. У детей наблюдается интерес к подробному описанию самих персонажей; их внешности, характера особенности поведения. Многие ребятишки, рассказывая о своих поделках, включают их в сюжет знакомых сказок.

Все предпосылки театрально-игровой деятельности перед нами. Взрослым остаётся только поддержать детей, направить их усилие в творческое русло. Создание персонажей кукольного театра своими руками может стать частью большого творческого процесса, связанного с театрально-игровой деятельностью и всесторонним  развитием дошкольника.

В определённой степени ребёнок уже подготовлен к подобного рода действиям всем процессом воспитательно - образовательной работы: занятиями рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. А тут ещё появляется реальная возможность открыть в себе изобретателя, конструктора, режиссёра.

Творчество детей в ходе изготовления игрушек – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы.

Мастеря игрушки для кукольного театра, ребенок постепенно переходит от изготовления самой примитивной фигурки к созданию довольно сложного образа. При этом малыш делает множество открытий, пытается воплотить свой замысел, совершенствуя игрушку и способы её изготовления.

Работа над игрушкой – самоделкой может быть представлена следующим образом:

Начальный (обучающий) этап: ребёнок подражает взрослому, изготовляя конкретные поделки из данного ему материала.

Промежуточный этап: работа строится на основе возникающего у детей желания внести свои добавления, изменения в игрушке, создаваемые по готовому образцу.

Завершающий (творческий) этап: опорой служит детское продуктивное воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и своё отношение к создаваемому образу. При этом автором учитывается и обыгрывается специфика исходного материала.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на традиционных принципах дидактики: от простого к сложному, неоднократная повторяемость действий, опора на сформированные раннее умения.

Процесс изготовления будет более успешным, если у детей появится возможность материть поделки не только на специальных занятиях в отведенное для этого время, но и дома с семьёй.

Работа над созданием театрализованной игрушки проходит следующим образом:

- специально организованное занятие;

- занятие по художественному конструированию, изодеятельности;

- комплексное занятие по изготовлению игрушек с последующим её обыгрыванием;

- короткое занятие – игра во время прогулок;

- организованное по желанию ребенка занятие в долгие осенние и зимние вечера

Мониторинг результатов воспитательной деятельности.

Уровень сформированности наблюдаемых в детском саду

Количество детей группы -18(100%)

до начала проекта кол-во детей (%)

в результате проекта в кол-во детей (%)

Начальный (обучающий) этап:

4 (20%)

1 (5%)

Промежуточный этап:

14 (75%)

15 (80%)

Завершающий (творческий) этап:

1 (5%)

3 (15%)

В связи с этим нами был разработан и внедрен в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста педагогический проект «Волшебный мир театра»,  который позволил педагогам объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса в единый союз по созданию разнообразных видов театра.

Нами было проведено:

-    анкетирование родителей (законных представителей детей);

- консультации по вопросам социально – личностного развития дошкольников;

-  беседы;

- оформление наглядной информации опубликованной на сайте дошкольного учреждения;

- были заинтересованы родители детей группы к участию в досугах и развлечениях, к изготовлению совместного театра.

В ходе своей работы основной акцент мы сделали на создание условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

Мы организуем предметно-пространственную среду, изготовление совместных с родителями поделок, атрибутов, костюмов к театральным представлениям.

Непосредственно образовательная деятельность по созданию игрушек из различного материала не просто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают ему сознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою деятельность, вносят изменения в технологию, конструированию изделий, осуществлять задуманное. В результате этого каждая игрушка, то есть её облик в совокупности с художественным оформлением, обретает индивидуальность.

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В человеке всегда заложено творческое начало, и театрализованная деятельность, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности младших дошкольников.В процессе работы над в...

Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной игровой деятельности

статья  рассказывает о важности развития у детей  театрализованной деятельности...

статья на тему:“Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.”

Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возрастапринадлежит игре - важнейшему виду деятельности.Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности

Система работы по формированию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...