Программа кружка художественного творчества "Страна Фантазия"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Грехунова Олеся Валерьевна

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_fantaziya.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «ЦРР-д/с №311»

Кружок

художественного творчества

«страна Фантазия»

                                                                          Воспитатель:

Перовская Олеся Валерьевна

2014 год

Программа кружка художественного творчества

"страна Фантазия"

Пояснительная записка. Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

 Также в настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества  рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Группа первого года обучения комплектуется из детей 5-6лет, их количество  составляет   12-15   человек. Группа работает 1 раз в неделю, всего 33 занятия за учебный год.

Возраст обучающихся в группе второго года обучения - 6-7 лет, количество детей составляет 12-15 человек. Группа работает 1 раз в неделю.

Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки детского сада соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством, не более указанного. Объединяются воспитанники, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, пластилином, работа с бросовым и природным материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать детям художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для дошкольников объектов труда.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

Представляет широкие возможности для ознакомления с декоративно – прикладным творчеством.

удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

позволяет организовать досуг воспитанников в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

 Цель программы:

создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи: 

Обучающие:

закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях труда, художественного творчества, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству,  к природе.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств различного материала, знание основных видов работ с разным материалом, владение приемами изготовления несложных поделок, умение красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку, правил общения, правил безопасности труда, правил личной гигиены.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с детьми, а также участием в конкурсах и выставках, использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, младших дошкольников, сотрудников детского сада; оформление группы в праздники.

Содержание занятий:

Вводное занятие (2 )

Введение в учебный курс. Правила внутреннего распорядка (1)

Цель и задачи на год. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с  бросовым и природным материалом.

Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бросовом материале.

Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.  Подбор природного материала.

Экскурсия (1 )

Экскурсия в лес, в парк и сбор природного материала (шишки, мох, листья, ветки, перья, ягоды, жёлуди).

Практическая работа: Подбор природного материала. Заготовка и сушка природного материала.

Поделки из природного материала (14 )

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, подсолнечника, крылатками клена, ягодами шиповника, шишками.

Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи пластилина,  проволоки, клея, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.

Поделки из бросового материала(17 )

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.

Рассматривание образцов поделок. Объяснение преимуществ этих поделок. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Практическая работа: изготовление поделок из бумаги, пластмассовых стаканчиков, баночек, кусочков поролона, проволоки, одноразовых бумажных тарелок, фантиков, салфеток, спичечных коробков, «киндер-сюрпризов». Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток, пластилина. Оформление поделки, используя бусы, бисер, лоскутки кожи и ткани, блестки.

Используемая литература

  •  «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  •  «Волшебная бумага»  Чернова Н.Н.
  • Декупаж. Приемы. Материалы. Техники. Автор Барбара Алдрованди
  • Поделки из бросового материала. Давыдова Г.Н.
  • Поделки из бросового материала. Цветы. Г.Н. Давыдова

Учебно-тематический план программы по темам и объему.

№ п\п

Тема

Теория

Практические занятия

Творческая деятельность

Выставки

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Поделки из природного материала. Сокровища природной кладовой.

1

6

6

1

14

3.

Поделки из бросового материала.                          

Бумажная страна. «Всякая всячина»

2

7

7

1

17

Итого

4

14

13

2

33

                     Календарно-тематическое планирование

План     часов

Количество

                 Вводное занятие.

                        Сентябрь

               2

1.

Введение в учебный курс. Правила внутреннего распорядка.

               1

2.

Экскурсия. Заготовка природного         материала.                                                                             

               1

             

Поделки из природного материала.

             14

3.

Сокровища природной кладовой. Правила безопасной работы с природным материалом, с пластилином, клеем.

              1

4.

Кружево листьев. 

Портрет осеннего месяца.

              1

                        Октябрь

             

5.

Аппликация из листьев.       Ваза с букетом.                              

              1

6.

Аппликация из листовой крошки на объёмном предмете. Подставка для карандашей.

              1

7.

Мозаика семян.  Плоскостная аппликация из объёмных материалов.

Математическая пицца из семян, круп.

              1

8.

 Рамка из семян.

                                             

            1

   

                          Ноябрь          

           

   

   9.  

Мастерская природы.

Ёжик (поделка из шишек).

            1

10.        

Лебедь (поделка из шишек, желудей, семян ясеня, крупы).                                

            1

11.

Лесовичок из шишки (поделка из шишки, желудя, палочек).

              1

  12.

 

Зимний коллаж (поделка из веток).

                                               

              1

 

                       Декабрь

             

13.

Рамка с бабочками (поделка из веток).

                1

14.

Бусы из ягод.

              1

15.

Морская рамочка (поделка из ракушек и камней).

              1

16.

Выставка «В гостях у Лесовичка»

             1

                          Январь

Поделки из бросового материала                          

          17

17.

Бумажная страна. История возникновения бумаги. Законы бумажного мира. Правила безопасности работы с бумагой, ножницами, клеем.

            1

18.

Поделки из вырезанных деталей. Весёлая маска из бумажной тарелки.

            1

19.

Макет дома из картонной коробки.

            1

20.

Объёмная аппликация из мятой бумаги. Большая черепаха.

            1

                       Февраль

21.

Объёмная аппликация из кручёной бумаги. Бабочки.

             1

22.

Обрывная мозаичная аппликация. Цветы вазе.

             1

23.

Обрывная аппликация по контуру. Красивые тарелочки.  

             1

24.

«Всякая всячина». Правила безопасности труда с бросовым материалом.

             1

                              Март

25.

Клоун-полочка (поделка из спичечных коробков).

            1

26

 Змейка (поделка из одноразовых стаканчиков)

           1

27.

Забавные человечки (поделки из фантиков и ниток).      

           1

28.

Весёлые зверушки (игрушки из киндер-сюрпризов)

          1

                         Апрель

29.

Декоративная ваза (поделка из бутылки, клейкой бумаги и веток).

          1

30.

Красивые цветы. (Трубочки для коктейля, пластиковые бутылки).

         1

31.

Эти знакомые насекомые. (Божья коровка, паук из скорлупы грецкого ореха).

         1

32.

Необычный букет (поделка из зубочисток, пластилина).

         1

                             Май

33.

Выставка «Страна Фантазия»

         1

Всего

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка художественного творчества "страна Фантазия"

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), форм...

Программа кружка «Природа и фантазия»

Формирование  интереса  и  любви  к  труду  –  одна  из  основных  задачвоспитания детей. В различных  видах труда детей  дошкольного возрас...

Программа кружка "Природа и фантазии"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 7 «СОЛНЫШКО»        Программа кружковой работы«Природа и фантазии...

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии»

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе ...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»

Рабочая программакружкахудожественно - эстетической  деятельности «Художественная мастерская»...