Кружковая работа с детьми средней группы детского сада
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Красноярова Людмила Васильевна

 

 

 

 

Направления работы с детьми:

  • Восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие тактильной чувствительности
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Развитие ориентировке в пространстве, понятие формы, величины
  • Развитие коммуникативных навыков у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   “Вы хотите, чтобы ваши дети были способными  талантливыми?
                   Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества”
                                                                                                  Б.П. Никитин                                                                                                

Актуальность кружковой работы:

  • Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.
  •  путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания способствует гармоничному развитию ребенка и открывает  все многообразие окружающего и внутреннего мира.
  • Сенсорное развитие ребенка – с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей.

Цель:

  • Разработка и внедрение в образовательный процесс кружковой работы системы игр и упражнений по сенсорному развитию детей

Задачи:

  • Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  • 2. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, сенсомоторное развитие воспитанников.
  • 3. Воспитывать гармонично развитую личность, способную на полноценное восприятие, успешного обучения в детском саду, школе, различных видах труда.

Мониторинг развития детей на начало года 2010г -2011г. средней группы. В группе 21 ребенок.

Не все дети усвоили программу. На начало года 10% критического уровня.  У двоих детей слабо развито восприятие формы, величины, тактильное ощущение. Связано с тем, что один ребенок гиперактивный, а у второго ребенка преобладает процесс торможения  в нервной системе.  С детьми ведется индивидуальная работа.

Идея создания кружковой работы:

  • Полноценное формирование восприятия у детей среднего возраста неразрывно связано с  последовательной, систематической работой с детьми учитывая индивидуальные особенности детей, уровень развития каждого ребенка.

Принципы кружковой работы с детьми:

  • 1. Принцип индивидуализации, учитывая индивидуально – личностные особенности детей, применение дифференцированного подхода к развитию детей
  • 2. Принцип полисенсорности, любое пособие способствует развитию нескольких видов восприятия.
  • 3. Принцип системного подхода. Систематически, последовательно осуществлять работу по развитию восприятия.

Условия построения образовательного процесса кружковой работы:

  • Дать возможность быть ребенку самим собой;
  • Создание условий для сохранения здоровья ребенка;
  • Организация развивающей учебно-познавательной деятельности;
  • Выстраивание игровых методов и приемов для обогащения сенсорного опыта, чувственных интересов  ребенка;
  • Предоставить возможность детям получать информацию из разных источников.

Построение этапов кружковой работы:

  • 1. Анализ теоретического материала по проблеме сенсорного развития детей.
  • 2.Мониторинг  детей среднего возраста по сенсорному развитию.
  • 3. Разработка системы игр и упражнений по сенсорному развитию детей.
  • 4. Внедрение учебно-тематического плана в практическую деятельность с детьми.
  • 5. Пополнение и оснащение зоны сенсорного развития.
  • 6. Результат кружковой работы. Мониторинг развития в конце учебного года.

Направления работы с детьми:

  • Восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие тактильной чувствительности
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Развитие ориентировке в пространстве, понятие формы, величины
  • Развитие коммуникативных навыков у детей.

Осуществление образовательной деятельности по блокам:

  • Блок специально организованного обучения в форме  игр и упражнений
  • Блок совместной деятельности воспитателя с детьми
  • Блок свободной самостоятельной деятельности детей

Результат кружковой работы: Повысить уровень по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста.

Используемая литература:

  • 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой Москва Мозайка-Синтез 2010г.
  • 2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» В.В. Гербова, Т.С. Комарова Москва Мозайка-Синтез 2007г.
  • «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» Колос Г.Г., 2008г.
  • «Сенсорное воспитание в детском саду» Н.Н. Поддьякова. В.Н. Аванесова Москва «Просвещение» 1981г.
  • Блок статей из Интернета. Сайт ДОУ.



Предварительный просмотр:

План  кружковой работы с детьми средней группы

Тема «Развитие ребенка через сенсорную деятельность»

Ежедневно согласно лексическим темам проводятся игры, с речевым стихотворным сопровождением, на сенсомоторное развитие:

1. Пальчиковые игры

2. Массаж подушек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основанию пальцев)

3. Имитационные движения для кистей рук (встряхивание, надевание, танец пальчиков и т.д.)

4. Артикуляционная гимнастика

5. Подвижные игры на координацию речи с движением

месяц

Программное содержание

тема

Учебно–методическое пособие.  Описание игр и упражнений.

Время проведения

1.

Сентябрь

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук  у детей

Д/и «Откручивание, и закручивание пробок»

Пробковый тренажер. Ребенку нужно закрутить пробку на полоску того же цвета, что и пробка.

2 неделя

Развитие у детей кинетического и кинестического, слухового   восприятия.

П/игра «Кукловод»

Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи.   4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 3-4 шага вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.  (Упражнение можно упростить, учитывая уровень развития детей).

Дети могут делать такие упражнения парами: один — "кукловод", другой — "кукла".

4 неделя

2.

октябрь

Развитие тактильных ощущение рецепторов рук и ног; коммуникативных навыков.

Формировать умение детей описывать различные  виды  поверхности.

Игра м/п «Путешествие по волшебной дороге»

Педагог предлагает детям  пройтись по «волшебной дороге». Дети босыми ногами проходят по песку, по ковру, по воде, по шероховатой поверхности и т.д. Сопровождается это обследование подробным словесным описанием качеств и характеристик поверхности.

2 неделя

Восприятие  пространственных отношений у детей. Развитие слухового восприятия, психических процессов.

игровые ситуации: «Найди игрушку»

Например, предложить в занимательной форме найти спрятанные игрушки:
      
Вперед пойдешь — куклу найдешь.
      Назад пойдешь — медвежонка найдешь.
      Вправо пойдешь — мяч найдешь.
      Влево пойдешь — машину найдешь.
      Куда ты хочешь пойти?
      Что ты хочешь найти?

4 неделя

3.

ноябрь

Развитие тактильных чувств,  восприятие формы, величины.

Формировать  дружеских отношений, коммуникативных навыков.

Д/и «Тактильные карты»

      

На картонные карточки наклеиваются одинаковые по форме, но разные по фактуре фигурки. Карточки раскладываются по типу «парных картинок» по форме, величине и т.п. И ребенку дается задание.

2 неделя

Развитие барических ощущений, зрительного восприятия.

Формировать умение различать предметы по величине, по тактильным ощущениям.

Д/упр.  Вес не зависит от величины предмета.

Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов, не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности.

4 неделя

4.

декабрь

Развитие кинетического восприятия. Развитие и снятие мышечных зажимов.

Этюды. Упражнения.

«Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.).
      
«Холодно — жарко» (холодно — сжались, напряглись; жарко — расслабились).
      
«Спать хочется» (ребенок хочет встретить Новый год, но не может и засыпает: повисли руки, опустилась голова и т. д.).
      
«Котенок» (спит, потягивается, умывается и др.);

2 неделя

Развитие слухового восприятия, творческого воображения.

Игра м/п «Тихо и громко»

            Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка.  Ребенок под тихую музыку ходит на носочках, под громкую — топает ногами.

На громкую музыку рисовать широкие и темного цвета  полоски.  На тихую — узкие и светлого оттенка полоски.

4 неделя

5.

январь

Развитие осязательного восприятия, барических ощущений.

Д/упр. «Волшебные шарики»

Ребенок перекладывает  крупные шарики  из одной руки в другую, проводит различные действия с шарами (стучит шариком по ладони, по полу; катает его между ладонями и т.п.).

3 неделя

Развитие температурных ощущений

Д/упр. «Угадай, какой это предмет»

            Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.
      Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.
      Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.
      Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.

4 неделя

6.

февраль

Развитие слухового восприятия, творческих способностей, зрительного восприятия.

Д/и «Нарисуй то, что ты услышал?»

В одинаковые пузырьки из-под туши с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

2 неделя

Развитие вкусовых ощущений.

     Игра - эксперимент:  «Вкусовые банки»

      Материал: банки, пипетки, ложки.
      Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.
      

3 неделя

Д/упр. «Назови вкус продуктов»

      Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).
      Например:
      — лимон на вкус:  кислый, сочный, освежающий;
      — батон хлеба:  ароматный, душистый, приятный, свежий;
      — конфета:  сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
      — чеснок: горький,  неприятный,  с резким запахом.

4 неделя

7.

март

Развитие у детей  обоняния, умение выражать свои чувства в речи, делить ими с другими детьми.

Д/упражнение "Что нам подскажет запах?".

Обсудите самые приятные и неприятные запахи.
В пустые пузырьки с темным стеклом поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Малыш должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений. Предложите ребенку рассказать о своих ощущениях.

3 неделя

Развитие ориентировки в пространстве, формы, величины.

П/и

«Найди свою пару»

Педагог распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу педагога дети идут друг к другу, и каждый ищет свою пару, т. е. берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путем наложения карточек друг на друга и обведения формы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные воротца.

4 неделя

8.

апрель

Развитие осязательного восприятия: тактильных ощущений рецепторов рук и стопы ног. Творческих способностей; коммуникативных навыков.

Д/упр. «Нарисуй то, что лежит в мешочке?»

В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т. д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке. Угадал? А теперь попробуй, не заглядывая в мешочек, нарисовать, что ты нащупал. Прежде чем малыш возьмется за кисти или фломастер, предложите ему описать ощущения, возникшие при ощупывании фигурки. Какая она была: пушистая, скользкая, холодная, приятная, горячая, гладкая, неровная, и т.д.     Пусть самые яркие воспоминания малыш изобразит на листе бумаги.  Это может быть как конкретный рисунок, так и абстрактная композиция.


2 неделя

9

май

Развитие сенсорных способностей и личностного роста.

П/и«Нарисуй то, что

нащупали твои босые пяточки»

Предложите детям  пройти по сенсорной  дорожке,  на прикосновении босых ступней ног к разным поверхностям: фланели, клеенке, шелку, гальке и т. д. Предложите ему  рассказать, а затем и нарисовать, что "нащупали" его босые пяточки.

3 неделя

Д/упр. «Дотронься до лица друга и нарисуй то, что ты почувствовал?»

Предложите  детям дотронуться до лиц друг друга. Попросите их ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами и рассказать, что они почувствовали, прикоснувшись к лицу приятелей, что ощутили, когда те дотрагивались до их лиц. Предложите детям выплеснуть свои ощущения на листе бумаги.

4 неделя

Учить детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз.

Развитие наблюдательности, творческих способностей, осязательного восприятия.

Наблюдение за цветами. Экспериментальная деятельность.

Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд.

Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения.

Третий - нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами.

Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый - через банку с цветной водой, и т. д.

Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях.

В течении месяца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...

Педагогический проект. "Наши четвероногие питомцы".(для работы с детьми старшей группы детского сада)

Планирование работы по проекту. Интеграция образовательных областей....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы детского сада по теме "Овощи"

В ходе интегрированной непосредственно образовательной деятельности  с детьми средней группы воспитатель закрепляет с детьми название текущего времени года - осени, ее признаки, основные виды дея...

Коллективная работа с детьми средней группы детского сада.

Художественно эстетическое развитие....

Перспективное планирование работы с детьми средней группы детского сада по конструированию из строительного материала. Разработано на основе технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости".

Перспективное планирование работы с детьми средней группы по конструированию из строительного материала (по технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости». Средн...

План кружковой работы с детьми средней группы "Быть здоровыми хотим"

Формы и методы работы:загадывание загадок, заучивание стихов, беседы-рассуждения, знакомство с правилами гигиены и безопасности, дыхательная гимнастика, игры для предупреждения плоскостопия и многое д...