Рабочая программа по художественному развитию "Умелые ручки"
рабочая программа (конструирование, ручной труд, старшая группа) на тему

Данная программа может быть использована воспитателями ДОУ по работе с детьми.Имеется тематический план,работа кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolmagorova_rabochaya_programma.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 165

«Детский сад развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по художественному развитию

«Умелые ручки»

г. Кемерово


Составитель: Колмагорова Е.Н, воспитатель МБДОУ № 165

Рабочая программа по художественному развитию «Умелые ручки». – Кемерово, 2013. - 11с.

Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений по работе с детьми.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способность детей осознавать поставленные перед ними цели.

        Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционной аппликации. Обрывной или салфеточной аппликации. Так развивается мелкая моторика. Развитие мелкой моторики связанно с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики у дошкольников. Уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

        Основная цель работы кружка «Умелые ручки» - развивать мелкую моторику пальцев рук, уровень речевой активности детей через организованную деятельность: нетрадиционную аппликацию.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

  1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
  2. Развивать умение выполнять задание по образцу. Понимать и выполнять инструкцию.
  3. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества.
  4. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы. Развивать умения производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами, способствовать развитию опыта творческой деятельности по реализации и закреплению знаний.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  1. Дети знают и соблюдают элементарные правила работы с материалом и инструментом во время работы;
  2. Сформирован интерес к искусству аппликации;
  3. Дети умеют создавать предметные и сюжетные композиции;
  4. Умеют создавать аппликацию из природного и дополнительного материала;
  5. Знакомы с техникой изготовления коллажа; составляют простейшие икебаны;
  6. Знакомы с простейшими способами складывания бумаги (оригами) и конструирования;
  7. Создают объемные предметы.

Методы, используемые для реализации работы кружка «Умелые ручки»:

Наглядные методы:

-экскурсии

-наблюдения

-рассматривание иллюстраций, готовых композиций

-знакомство с произведениями изобразительного искусства

Словесные методы

-сюрпризные моменты

-стихи, загадки, песни, потешки

-игры-драматизации

-упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры: внесение игрушки

-обобщающие рассказы воспитателя

Практические методы

-организация сбора семян, плодов, сухих листьев

-изготовление нетрадиционных аппликаций: предметной, сюжетной, декоративной, из ваты, ниток, фресок, икебана, коллаж

Итоговые занятия проходят в форме обобщающих бесед, выставок. Разделы программы построены по временам года и в соответствии с тематическим планом МБДОУ № 165 «Детский сад развивающего вида».

        При построении системы работы кружка «Умелые ручки» особое внимание уделяется  следующим направлениям: 

        Познавательно-развивающее  направление ставит целью  знакомство и рассматривание, ощупывание изображаемого предмета, советов воспитателя по выполнению работы.

        Практическое направление – изучение материалов для нетрадиционных видов аппликации, изготовление коллажей и других работ.

        Кружок работает в течение учебного года с октября по май, один раз в неделю – четверг. Количество детей, посещающих кружок, 26 человек. Занятия проходят по программе. Возраст детей – 5-6 лет. Длительность занятий составляет 25 минут с подгруппой детей.


Тематический план

№ занятия

Тема

Кол-во

занятий

Сроки

1

2

3

4

Виды аппликаций и способы аппликаций

Плоды огорода

Выносливый дуб

Осенний букет

1

1

1

1

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

5

6

7

8

Под грибом

Ёж

Пожарная машина

Украшения чайника

1

1

1

1

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

9

10

11

12

Зимушка – зима

Зимующие птицы «Снегирь»

Что это за животное «Барашек»

«Снеговик»

1

1

1

1

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

13-14

15

Зимний лес

Белка

2

1

Январь

Январь

16

17

18-19

Цветы в горшке

«Дом»

Открытка к 23 Февраля

1

1

2

Февраль

Февраль

Февраль

19-20

21-22

Открытка к 8 марта для мам

Украшение скатерти

2

2

Март

Март

22-23

24

25

26

«Чиполино»

«Космический корабль»

«Подводный мир»

Пасхальное яйцо

2

1

1

1

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

27-28

29

30

Открытка ко Дню Победы

«Бабочка»

Улицы родного поселка

2

1

1

Май

Май

Май


Содержание работы кружка

Тема

Задачи

Содержание

Методы

1

Виды и способы аппликации

Дать понятие детям о видах аппликаций. Закрепить их знания об этих видах.

Понятие видов аппликаций: предметная, сюжетная, декоративная.

Беседа, рассматривание альбома видов.

2

Плоды огорода

Закреплять приёмы круглых и овальных форм, прямоугольников и квадратов путем срезания углов. Закреплять умение правильно работать ножницами и аккуратно пользоваться клеем.

Прочитать стихотворение

В. Губернатовой «Будем знакомы». Спросить у детей: «О чем это стихотворение? Какие овощи вы знаете?»  Предложить детям вырезать овощи и выложить на блюдо.

Цветная бумага, аппликация из вырезанных силуэтов, предметов.

3

«Выносливый дуб»

Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (равномерно наносить жидкий клей на заднюю поверхность и сыпать стружку от цветных карандашей), Продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.

Прочитать детям стихотворение

И. Токмаковой «Дуб». Спросить у детей: «О чем стихотворение? (О дубе). «Какой дуб?» (смелый, выносливый, закаленный). Предложить изобразить в аппликации такой мощный дуб.

Цветная бумага, аппликация из вырезанных частей предмета и фреска.

4

«Осенний букет»

Учить детей обводить контуры предмета простым карандашом. Познакомить с новым способом вырезания одинаковых силуэтов из бумаги, сложенной гармошкой. Познакомить с возможностями искусства икебаны. Продолжать учить детей понимать и анализировать стихотворения.

Попросить детей принести засушенные листья деревьев. В начале занятия прочитать детям стихотворение Ю. Капотва «Листопад». Рассмотреть вместе с детьми принесённые ими листья. Определить, с каких они деревьев. Показать детям, как можно вырезать сразу несколько одинаковых листочков.

Цветная бумага и ветки деревьев. Коллективная работа икебана.

5

«Под грибом»

Учить вырезать полуовал из прямоугольника  путем скругления верхних углов, вырезать круг из квадрата. Учить делать из цветной бумаги траву путем обрывания её по верхней линии. Учить составлять сюжетную композицию.

Заранее познакомит детей со сказкой В. Сутеева «Под грибом». Шляпку гриба нужно из прямоугольника путем скругления только верхних углов. Круглую ножку сделать из квадрата. Полоску зелёной бумаги оборвать по горизонтали, чтобы получилась трава.

Цветная бумага, аппликация из вырезанных частей предмета.

6

«Ёж»

Учить вырезать большой овал из прямоугольника и оформлять его «зубчиками», передавая образ колючего ежа.

Закреплять навыки наклеивания деталей поделки. Развивать образное мышление.

Беседа, рассматривание картин, макетов, вырезание, наклеивание.

7

«Пожарная машина»

Учить вырезать необходимые детали, составлять из них и наклеивать машину.

Продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.

Чтение стихотворения, рассматривание картины с изображением пожарной машины, беседа, аппликация.

8

«Украшение чайника»

Продолжать учить детей резать по прямой линии короткие полоски.

Показать детям красоту «Гжельской росписи».Учить украшать предмет, составлять узор.

Закрепить приёмы аккуратного наклеивания. Развивать творчество.

Беседа, рассматривание иллюстраций, вырезание, наклеивание

9

«Зимушка-зима»

Продолжать учить детей знакомить с последовательностью выполнения аппликаций из вырезанных объёмных фигур на бархатной бумаге.

Показать детям приёмы объёмной аппликации. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Зимушка-зима».

Вата, аппликация объемных фигур на бархатной бумаге.

10

«Зимующие птицы. Снегирь»

Учить вырезать детали дерева и птицы «Снегирь», Продолжать учить объединять части в единое целое.

Чтение стихотворения. Знакомство с зимующими птицами, рассматривание картин и иллюстраций.

Цветная бумага, аппликация из вырезанных частей предмета.

11

Что это за животное? «Барашек»

Познакомить детей с нетрадиционным способом аппликации из макарон.

Чтение стихотворения, рассматривание иллюстраций

Цветной картон, макароны, клей.

12

«Снеговик»

Учить детей обрывать бумагу, точно повторяя форму круга.  Составлять из трёх заготовленных кругов задуманный образ.

Продолжить самостоятельно подбирать и вырезать элементы для доведения предмета до нужного образа.

Лист белой бумаги, обрывание по контуру.

13-14

«Зимний лес»

Продолжить учить детей аккуратно наклеивать детали аппликации.

Прочитать стихотворение «Зима в лесу». Спросить у детей, о чем это стихотворение. Предложить детям изобразить картину аппликацией «Зимний лес».

Объемные фигуры деревьев путем накладывания.

15

«Белка»

Закреплять умение вырезать округлые детали из квадратов и прямоугольников. Составлять предмет и наклеивать в определенном порядке основные части.

Прочитать детям стихотворение М. Глазкова «Белка». Спросить у детей: «О ком это стихотворение? Почему белке тепло даже зимой?».

Цветная бумага, аппликация из крупы «рисовые хлопья», раскрашивание (гуашь).

16

«Цветы в горшке»

Учить детей сочетать в поделке несколько видов материалов, вырезать симметричную форму из сложенного пополам листа бумаги. Развивать умение самостоятельно задумывать содержание аппликаций.

Прочитать рассказ «Цветок на окне». Спросить, о чем он. Предложить детям сочетание аппликации группы «перловка» и ваты и бумаги.

Вата, крупа, тесьма, аппликация из вырезанных силуэтов предметов.

17

«Дом»

Учить детей сочетать в поделке виды аппликаций – макароны и бумага, ткань.

Прочитать стихотворение «Дом». Загадать загадку. Пальчиковая игра «Наш дом».

Макароны, цветная бумага, ткань.

18-19

Открытка к 23 Февраля

Продолжать учить детей сочетать в поделке виды аппликаций – фасоль, фисташки.

Провести беседу «Праздник 23 Февраля». Ответить на вопросы.

Фасоль, фисташки, раскрашивание (гуашь).

20-21

Открытка к 8 Марта для мам.

 «Шкатулка»

Вызвать интерес к работе с разными материалами в технике коллажа.

Прочитать стихотворение. В конце занятия предложить детям рассказать о своей поделке.

Цветная бумага и дополнительный материал (коробочки, макароны, крупа).

22-23

«Чиполино»

Продолжать учить детей обрывать от куска цветной бумаги  кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон.

Прочитать предварительно или посмотреть мультфильм «Чиполино». Побеседовать о нём, ответить на заданные вопросы.

Цветная двухстороння бумага. Обрывание – мозаика.

24

Космический корабль

Продолжать учить детей работать разными видами аппликации, самостоятельно создавать коллаж из ткани и круп.

Прочитать детям стихотворение Я. Серпиной «Ракеты». Спросить у детей, о чем это стихотворение, какой праздник приближается.

Цветная бумага, ткань.

25

Подводный мир

Учить детей получать коллаж из пластилина путем его размазывания.

Прочитать стихотворение «Мир под водой». Побеседовать, о чем говориться в нём, посмотреть иллюстрации подводного мира, энциклопедии.

Картон, пластилин.

26

Пасхальное яйцо

Закреплять приемы работы  с тканью, наклеивания её на яйцо.

Провести предварительно с детьми беседу о Пасхе.

Ткань, пустое выдутое яйцо на каждого ребёнка.

27-28

Открытка ко Дню Победы

Закреплять приёмы вырезания с детьми из кругов цветы, скручивание салфеток в шарик.

Провести предварительно с детьми беседу о Дне Победы. Рассмотреть фотографии и иллюстрации.

Цветная двухстороння бумага, салфетки.

29

Бабочка

Учить детей располагать и наклеивать заушенные листья на листе так, чтобы получился задуманный образ.

Загадать детям загадку. Создать с каждым ребёнком образ бабочки и наклеить её на картон. Спросить у ребят: «Что умеет делать бабочка?».

Аппликация из засушенных листьев.

30

Улица родного посёлка (коллективная работа)

Продолжать учить детей правильно работать с клеем и бумагой.

Предварительно сходить на экскурсию «Улицы родного посёлка».

Объёмная аппликация из цветной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Оч. умелые ручки"

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности (аппликация). Программа расчитана на два года - старшая и подготовительная группа...

Рабочая программа кружковой работы "Умелые ручки"

Программа кружка, включающая занятия по различным видам аппликации, ручному труду, конструированию, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у до...

Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год

Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...

Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных проблем. Ведь речь идет о важнейшем условии индивидуального своеобразия личности ребенка уже на первых этапах ее ст...