Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Шевелева Ольга Федоровна

Способ организации детей : подгруппа девочек из 11 человек.

          Предварительная работа с детьми

1.     Чтение русской народной сказки  «Василиса прекрасная», беседа по содержанию.

2.     Составление рассказов на тему «Моя любимая кукла».

3.     Сюжетно-ролевые игры с куклами: «Дочки-матери», «Кукла заболела» и т.д.

4.     Изготовление альбома «Куклы разных времен».

5.     Ознакомление с пословицами: «Какова мастерица – такова и работа», «К большому терпению придет и умение» и т.д.

6.     Изготовление обрядовой куклы на Масленицу, куклы – «бессоницы».

Наглядный дидактический материал

Демонстрационный материал:

Куклы «берегиня», «зернушка», «травница», «десятиручка», «бессоница», «мировое дерево», соломенные куклы, «дымковская барышня»; куклы, связанные из ниток, матрешки; выставка современных кукол; альбом иллюстраций игровых, обрядовых и обереговых (обережных) кукол; детские костюмы – куклы и оловянные солдатики; схема изготовления куклы-скрутки.

           Раздаточный материал: заготовки лоскутков для приготовления куклы-скрутки, нитки.

        Задачи

1.     Познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно.

2.     Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Развивать у детей такие  познавательные процессы, как воображение, восприятие , память.

3.     Воспитывать у детей любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

 

                          Ход занятия

1.     Часть - вводная

 

Танец кукол и оловянных солдатиков (муз. Н. Вересокина «Озарная полька»).

2.     Часть – основная

Воспитатель: Дорогие мои барышни! Мы начали занятие с танца этих очаровательных кукол неспроста. Сегодня у нас девичьи посиделки, и мы поговорим о наших девичьих заботах – о куклах. Обратите внимание, сколько красивых кукол! Их вам покупают, дарят. Сегодня к нам на занятие (имя девочки) принесла свою подружку – куклу Ксюшу. Посмотрите, что она умеет. (Демонстрирует умение куклы говорить и петь песню.) Кукла – это что?

Дети: Кукла – это игрушка.

Воспитатель:  Как с ней можно играть?

Дети: Куклу можно пеленать, кормить, укладывать спать. Кукле можно спеть колыбельную песню. Кукле можно сшить одежду, придумывать фасоны разных платьев. С куклой можно делиться секретами – она никому не расскажет. С куклой можно разговаривать.

Воспитатель: Как называется игра, когда дети играют с куклой?

Дети: «Дочки - матери».

Воспитатель: Девочки, а вы знаете, что эта игра очень старинная и пришла к нам из глубины веков? Только куклы в старину были не такие , как сейчас. Их не продавали в магазинах, а делали своими руками. Вы можете рассказать, из чего делали кукол на Руси?

1-й ребенок.

      Золотистая солома,

      Без сомненья, всем, знакома.

      Соберем ее в пучок

      И повяжем в колосочек.

      Ленточку шелковую

      Розовую, новую.

     Лоскуточек ситца  

     Тоже пригодится.

      Вот из всех стараний наших

      Получилась кукла Маша!

На Руси делают куклу из соломы!

(Показывает куклу.)

2-й ребенок.

      Посмотри, как хороша

     Эта девица-душа!

      Щеки алые горят,

      Удивительный наряд.

      Сидит кокошник горделиво-

      Барышня, ты так красива!

Такую куклу делали из глины, а называется она «Дымковская игрушка».(Показывает куклу.)

3-й ребенок.

Рукодельница-мастерица

Вечером вязала на спицах

Не платочек, не шарф, не шапку,

А веселую куклу Марфу!

  Этих нарядных кукол связали из клубочков ниток!  (Показывает куклу.)

4-й ребенок.

     Поглядите-ка скорее:

     Щечки розовеют,

      Пестренький платочек

     Платьице в цветочек,

     Пухленькие крошки –

     Русские матрешки!

Русские матрешки – это точенные из дерева куклы, раскрашенные яркими красками. (Показывает матрешку.)

Воспитатель: Можно, я подержу в руках твою Матрешку? Какая она яркая, красивая! А я знаю старинную русскую игру «Возьми матрешку».

 Игра «Возьми матрешку»

   Под музыку русской народной песни «Барыня» девочки водят хоровод, исполняют русскую пляску, а по окончании музыки берут матрешку.

Дети:

   Ну-ка «русскую» давайте,

   Веселее начинайте.

    Прогуляемся, прогуляемся!

   

   Мы похлопаем в ладошки,

   Мы потопаем немножко.

    Забавляемся, забавляемся!

   

   Ножкой громко застучим,

    Чтобы всех нас услыхали,

    Постараемся, постараемся!

 

   А теперь пошли вприсядку,

    Вот какие мы ребятки!

    Не стесняемся, не стесняемся!

Воспитатель:

     Вы, девчонки, не спешите,

    А немного попляшите.

    Кончит музыка играть –

   Матрешку нужно быстро взять!

Воспитатель: 

Дети, мы с вами про всех кукол рассказали? О каких мы забыли рассказать?

Дети:  Мы забыли рассказать о тряпичных куклах.

Воспитатель: Да, про тряпичных или лоскутных. Тряпичные куклы имелись в каждой русской семье, даже в самой бедной. Иногда их было около ста штук. Кукол берегли, хранили на полках в красном углу, в корзинках, в сундуках. Куклы были разные. Какие виды тряпичных кукол были в русской семье?

Дети: Были игровые куклы, с которыми дети играли. Такую куклу называли «девкина забава». Были обрядовые куклы – их делали на праздники, например на Масленицу или на свадьбу. Обережные куклы – оберегали детей и взрослых от злых духов, болезней, помогали справиться с трудностями: в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» кукла помогала девочке – сироте.

Воспитатель:  Скажите, кто делал малышке – девочке первую куклу?

Дети: Первую куклу мастерили взрослые – мама или бабушка.

Воспитатель:  А в дальнейшем кто шил девочке кукол?

Дети: Девочки шили кукол сами: так они учились пользоваться иголкой, ножницами, ведь им придется потом самим шить одежду для себя или своей семьи.

Воспитатель:  Какие народные приметы вы знаете про детей, играющих в куклы?

Дети: На Руси была такая примета: если дети много играют в куклы, обращаются с ними бережно – в семье будет прибыль, дети вырастут настоящими хозяевами. А если дети не играют в куклы или играют мало, бездельничают, то и хозяева из них будут плохие, пропадет дом.

   По кукле, с которой играла девочка, судили о мастерстве и вкусе мастерицы, о ее опрятности, аккуратности. «Какова мастерица – такова и работа», - говорили в старину.

Воспитатель:  До каких пор девочки играли на Руси в куклы?

Дети:  Пока у них не появлялись свои дети.

Воспитатель:  Куклы в старину были безликими, то есть без лица. У меня в корзине куклы, которые достались мне от моей мамы, от моей бабушки. Это старинные куклы. (Показывает кукол.) Вот это – «берегиня» - моя самая любимая. Эта кукла бережет меня, приносит мне благополучие, здоровье и радость. 

Это кукла «десятиручка». Такую куклу дарили девушке на свадьбу, чтобы она справлялась со своими домашними делами, у нее был порядок, чистота.

Эту куклу зовут «кубышка» или «травница». Ее наполняли лекарственными или пахучими травами и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух, успокаивал ребенка.

Вот такие куклы были у наших предков. Люди наделяли их волшебной силой и с их помощью растили и воспитывали своих детей, вели хозяйство. Изготовление кукол – это тоже волшебство: занимаясь таким делом, девочки росли трудолюбивыми, спокойными, усидчивыми, старательными. Почти все были мастерицами: умели шить, вышивать, вязать кружева. А вам хотелось бы самим сделать куклу? (Дети соглашаются.) Запомните, приступая к работе, нужно думать о хорошем. Я бы хотела, чтобы перед началом работы вы вспомнили пословицы.

  Игра «Закончи пословицу»

От скуки бери дело…(в руки).

Маленькое дело лучше большого … (безделья)

Была бы охота – заладится любая…(работа)

К большому терпенью придет и … (умение).

Поспешишь – людей… (насмешишь)

Глаза страшатся , а руки … (делают)

Где хотение, там и …( умение) .

После игры девочки по схеме изготавливают кукол-скруток из заранее приготовленных заготовок.

Воспитатель:  Это самая первая кукла, сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много. Я вспомнила еще одну пословицу «Хороша дочка Аннушка, коли хвалит ее мать и бабушка». А я вас хвалю! Молодцы! Возьмите своих кукол и поиграйте с ними в группе в дочки-матери. У вас теперь на одну куклу стало больше.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx464.38 КБ

Предварительный просмотр:

http://worldofchildren.ru/images/stories/skachat-s-saita/01skrutki.jpg

http://worldofchildren.ru/images/stories/skachat-s-saita/02skrutki.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз

Конспект занятия в подготовительной к школе группе   по конструированию из бумаги...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Скоро в школу"

Воспитатель: Дети, совсем скоро вы окончите детский сад и пойдете в школу. За время, проведенное в детском саду, вы много считали, писали, играли, экспериментировали и рисовали. И сегодня у вас есть в...