Программа кружка "Волшебные превращения" (оригами)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Ташимова Наталия Александровна

Программа выходит за рамки основной образовательной программы и соответствует психофизическим особенностям детей дошкольного возраста. Она научит детей различным приемам работы с бумагой, такими способами, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.Так же программа направлена на развитие у детей способностиработать руками, приучать к точным движениям пальцев, что способствует развитию мелкой моторики рук, происходит развитие глазомера, развивается память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_origami.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

Так же занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Направленность программы

Программа выходит за рамки основной образовательной программы и соответствует психофизическим особенностям детей дошкольного возраста. Она научит детей различным приемам работы с бумагой, такими способами, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.Так же программа направлена на развитие у детей способностиработать руками, приучать к точным движениям пальцев, что способствует развитию мелкой моторики рук, происходит развитие глазомера, развивается память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Познакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

Развивать пространственное воображение – учить читать простейшие чертежи, по которым складываются фигурки.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Новизна

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Педагогическая целесообразность

С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие«оригами» развивает наше подрастающее поколение. Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.  А также способствует развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

     

Цель программы

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы

Обучающие 

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Возраст детей участвующих в реализации, данной образовательной программы

В группу принимаются дети 5 – 7 лет.

Формы, методы  и режимы занятий

С детьми 5-6 лет, занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня по 25 минут. Форма проведения: тематическая совместная деятельность.

С детьми 6 – 7 лет занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня по 30 минут.Форма проведения: тематическая совместная деятельность.

Занятия по программе осуществляются в форме фронтальных, индивидуально – фронтальных и индивидуальных занятий.  Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Так же используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, рассказ, беседа, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео материала, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно – иллюстрационный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дошкольники научатся различным приемам работы с бумагой.
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ.

Учебно – тематический план

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Знакомство с оригами. Базовая форма «квадрат».

 «Дом», «Гриб», «Рыбка»

1

3

4

2

Базовая форма «треугольник».

 «Щенок», «Лиса», «Котёнок».

1

3

4

3

Базовая форма «Воздушный змей».

«Ёлочка», «Ёлочная подвеска», «Салфетка для праздничного стола».

1

3

4

4

Базовая форма «дверь».

 «Игрушка пейзаж», «Бумажник», «Плоскодонка».

1

2

3

5

Базовая форма «книжка».

 «Сердечко с цветком», «Подарок папе».

1

2

3

6

Базовая форма «двойной треугольник».

 «Тюльпан», «Цветок», «Роза ветров».

1

3

4

7

Закрепление базовой формы «воздушный змей», «двойной треугольник».

 «Ракета», «Утка», «Птичка», «Гвоздики».

1

3

4

8

Закрепление базовой формы «книжка», «треугольник».

«орнамент  Гвоздики», «Божья коровка», «Пароход», «Треуголка».

1

3

4

Всего часов

8

22

30

Содержание программы.

  1. Техника безопасности. Диагностика.
  2. Базовая форма «квадрат». Изготовление на базе формы «квадрат» моделей «грибок», «рыбка», «домик».
  3. Базовая форма «треугольник». Изготовление моделей «котёнок», «щенок», «лиса».
  4. Базовая форма «воздушный змей». Изготовление моделей «ёлочка», «ёлочная подвеска», «салфетка для праздничного стола».
  5. Базовая форма «дверь». Изготовление моделей «игрушка пейзаж», «плоскодонка», «бумажник».
  6. Базовая форма «книжка». Изготовление моделей «сердечко с цветком», «подарок папе», «самолёт».
  7. Базовая форма «двойной квадрат». Изготовление моделей «тюльпан», «цветок», «роза ветров».
  8. Закрепление базовых форм «треугольник», «дверь». Изготовление моделей «ракета», «птички», «утка», модули «гвоздика».
  9. Закрепление базовых форм «воздушный змей», «книжка», «квадрат». Изготовление моделей «божья коровка», «пароход», «треуголка».

Методическое обеспечение программы

  • Специальная, методическая литература (см. список литературы).
  • Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
  • Ксерокопии схем создания изделий оригами.
  • Образцы изделий.

Взаимодействие с родителями

Работа проводится в течение всего учебного года и включает в себя следующие мероприятия:
Сентябрь: Выступление на общем родительском собрании.

Ежемесячно: выставка работ, выполненных детьми в ходе занятий с отражением цели, задач и приобретаемых навыков и умений.

В течение года: Индивидуальные консультации, беседы.

Апрель: Открытое занятие.

Май: Выступление на родительском собрании по теме: “Подведение итогов и результатов, достигнутых за год”.

Список литературы

Для педагога:

  1.  Коротеев И.А. Оригами для малышей. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
  2. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: «Айрис-Пресс», 2010.
  3. Оригами для детей и начинающих, как сделать поделки из бумаги, схемы сборки, модульные оригами.
  4. Схемы оригами. http://www.origama.ru/
  5. Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm
  6. С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами».
  7. С. Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева, В.П. Пудова «Оригами и аппликация».
  8. В. В. Выгонов «Мир оригами».
  9. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка».

Для детей и родителей:

  • Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»;
  • Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких»;
  • Долженко Г.И. « 100 поделок из бумаги»;
  • Мусленко С.М. «Оригами в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Рабочая программа кружка «Волшебные превращения» /оригами/ для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа по дополнительному образованию старших дошкольников "Волшебные превращения" ( искусство оригами). Программа расчитана на 1 учебный год, занятия в малых группах 1 раз в неде...