программа кружка
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Маргарита Анатольевна Кузьмина

программа кружка "Нитяная живопись"-цели, задачи, актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска  муниципального образования Белореченский район

Утверждена:

Педагогическим советом  

Заведующий МАДОУ Д/С 11

____________/М.В. Котова

Программа кружка

« Нитяная живопись»

Руководитель кружка

Маргарита Анатольевна Кузьмина

воспитатель

категория – первая

  Цель программы:

развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей  методом ниткографии.

Формировать познавательные процессы: память, восприятие, внимание, мышление старших дошкольников. Развивать глазомер, координацию движений для успешного обучения в школе.

Задачи: 

совершенствовать зрительное восприятие детей;

 развивать зрительно-моторную координацию;

 формировать плавность, ритмичность и точность движений;

подготавливать руку ребенка к письму.

  воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

формировать устойчивый интерес к творчеству.

 учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки   в декоративной         деятельности.

 расширять представление детей об окружающем мире.

Актуальность темы проекта

Известно, что самостоятельность – это относительно устойчивое качество личности человека, постепенно развивающееся в течение всей его жизни. Развитие самостоятельности обеспечит ребенку возможности:

-умение поставить цель своей деятельности;

-определить элементарное планирование для реализации задуманного и получения результата, адекватного цели;

-проявлять творческую смелость и реализовывать собственные творческие замыслы;

-развивать дизайнерские способности в оформлении интерьера.

Пояснительная записка

Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски, лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод  ниткографии-- yarn painting.  Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити. "Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.

        

Этапы развития самостоятельности:

 Основные направления деятельности педагога:

 Содействовать творческому самовыражению детей.

Самостоятельность у ребёнка выступает как эпизодическая характеристика детского поведения, зарождается в раннем детстве, и задача взрослых – увидеть её проявления, помочь им окрепнуть и развиваться дальше. На развитие детской самостоятельности влияет множество факторов: темперамент ребёнка, его интересы, особенности семейного воспитания и др. Самостоятельность в глазах ребёнка – это некое качество, которое вызывает самоуважение и одобрение окружающих, показывает его успех. Самостоятельная деятельность, протекающая в свободное время на основе предпочтения, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей дошкольного возраста связана с удовлетворением их познавательных потребностей, а стимулом является интерес. Именно интерес – неотъемлемое условие организации «лучшим образом потраченной минуты» (Д. Карнеги). Это первый этап развития самостоятельности. Если поддерживать интерес и инициативу, у ребёнка обнаруживается целеустремлённость – увлечённость процессом деятельности, желании получить нужный ему результат, удовлетворить свои познавательные потребности. Собственная организация деятельности рождает усидчивость, настойчивость. Неудача лишь заставляет что–то исправить или удвоить усилия, от помощи взрослого ребёнок отказывается, если чувствует, что справится сам. Это второй этап развития самостоятельности. Ребёнок самостоятельно удовлетворяет свой познавательный интерес, нацеливает себя на нужный результат. Наличие самоконтроля – это завершающий этап развития самостоятельности в детской деятельности, но это небольшой шаг к развитию зрелой самостоятельности. Каждый этап развития самостоятельности проявляется постепенно и преимущественно в продуктивной активности ребёнка.

Условия реализации программы

 Обоснование выбора технологии.

Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство. Рисование для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью … самой обыкновенной верёвочки – по авторской методике педагога А. В. Никитиной (издательство «Каро», СПб. 2010) .

Методика привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат; стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы; тренирует тонкие движения пальцев рук, что влияет на уровень развития речи ребёнка.  

Техника «Рисование верёвочкой» способствует:

новому использованию верёвочки в играх и в активном творчестве;

обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов;

развитию пространственного воображения, мелкой моторики;

воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

развитию дизайнерских способностей;

свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.

 Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

 совершенствовать зрительное восприятие детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

 формировать плавность, ритмичность и точность движений;

 подготавливать руку ребенка к письму. 

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы в группах;

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.

Программа «Ниткография»  предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Характеристика ожидаемых результатов.

Должны иметь представление:

 Что такое ниткография;

 Историю возникновения ниткографии;

 Основные приемы работы;

 Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;

Должны уметь:

 Подбирать нити нужного цвета;

Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;

 анализировать образец, анализировать свою работу;

 составлять композицию на листе бумаги;

 уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок, используя полученные навыки дизайнерского  оформления интерьера.

Должны овладеть навыками:

 Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.

Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 25-30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13). Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку.

Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.

Программа «Ниткография» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: О. А. Новиковская, А. В. Никитина и др.

VI.Список литературы

О.А. Новиковская  Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

А.В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.

                                                               

Перспективный план работы кружка « Волшебные превращения Верёвочки»  на 2014-2015 учебный год.

Месяц

Тема

Задачи

Методы и приёмы

Материал

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие

  Знакомство с техникой Ниткография. Беседа по охране труда. Правила поведения, правила пользования материалами. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге.

Слайд - программа «Ниткография»

Правила пользования инструментами.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

2 неделя

«Дары осени»

овощи

Закреплять умение называть овощные культуры, определять их на ощупь.

 Учить правильно нарезать нить и равномерно наклеивать её на бумагу. Воспитывать аккуратность в процессе работы

Изготовление     трафаретов «овощей».

 Подбор пряжи нужного цвета и толщины.

разгадывание загадок о овощах.

Д/и «Что, где растёт»

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

3-4 неделя

фрукты

Развивать   представление детей о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов.

Обогащать сенсорный опыт детей.

Совершенствование техники вырезания.

Иллюстрации по теме « Фрукты», муляжи

 Изготовление шаблонов (яблока, груши, лимона, киви, апельсина, банана, абрикоса).

Д\И « Угадай на ощупь»

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

Октябрь

1-2 неделя

« Ягода- малина»

Учить свободно использовать для создания объектов природы разнообразные приёмы, усвоенные ранее.

 Обрабатывать поверхность формы движением пальцев.

 Развивать творчество детей.

Изготовление заготовки для работы.

 Выбор нужного цвета пряжи.

 Разгадывание загадок о ягодах.

Слайд- программа

« Ягоды Кубани»

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

3-4 неделя

Грибной дождь

Закреплять приёмы, способы нарезания и наклеивания ниточек пряжи.

 Активизировать наблюдательность, внимание и воображение.

 Развивать глазомер и цветоощущение.

Чтение стихотворений о грибах.

 Изготовление основы.

 Нарезание пряжи на нити.

 Слайд- программа «Грибы».

 Д/и «Угадай грибок».

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

Ноябрь

1 неделя

«Осенний букет»

Расширять представления детей о разнообразии названий растений (цветов).

 Развивать умение выражать в речи свои впечатления.

 Учить самостоятельно создавать поделку.

Рассматривание иллюстраций.

 Отгадывания загадок.

 Рисование шаблонов (василек, георгины, астра, шафран и т.п.).

 Иллюстрации «Цветы»

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

2 неделя

« Золотая Осень

Формировать положительное отношение к работе.

 Учить детей выделять красивые, радующие глаз компоненты окружающей среды.

 Отрабатывать умения осуществлять разметку; оформлять красиво поделку; работать в коллективе.

Экскурсия по терретории д\с

 Чтение рассказов и стихотворений по теме «Осень».

 Рисование заготовок. Слайд –программа «Осенние мотивы»

Слушание музыкального альбома Чайковского «Времена года»

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

3-4 неделя

« Во поле берёзка стояла»

Закреплять и углублять представления о растительности леса.

Знакомить детей с растениями родного края.

Формировать умение различать и называть деревья.

 Развивать аккуратность.

Д/И «Угадай, чей листочек». Вырезание шаблонов листьев деревьев. Отгадывание загадок о деревьях.

 Иллюстрации изображений

деревьев.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

 Декабрь

1 неделя

«Домашние животные»

« Мои друзья

Продолжать формировать у детей умение свободно владеть ножницами, при нарезании пряжи любой толщины.

Закреплять знания и умения называть характерные особенности домашних животных.

Воспитывать у дошкольников желание беречь природу.

Чтение стихотворений и рассказов о домашних животных.

Слайд программа

 « Друзья наши ,меньшие»

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.Гуашь.

2 неделя

« Дикие животные»

« Кто где живёт»

Формировать у детей   представление о взаимосвязи обитателей леса.

 Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Развивать творчество и фантазию.

Д/И лото «Дикие животные», «Кто, где живёт».

 Разгадывание загадок.

 Вырезание основы по шаблону.

 Слай-программа о диких животных.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

3-4 неделя

«Едет,

плывёт,

летит»

виды тран-

спорта

Обогащать представления дошкольников о видах транспорта.

 Познакомить детей с изготовлением различных машин.

 Закреплять названия цветов, различать оттенки и передавать их в работе.

Воспитывать опрятность и аккуратность.

Д/И «Едет, плывёт, летит».

 Разметка транспортных средств на бумаге.

 Нарезание пряжи на ниточки. Иллюстрации различных видов транспорта.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

Январь

1-2 неделя

«Сказка за сказкой»

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизации.

 Продолжать развивать желание заниматься ручным трудом.

Отрабатывать навыки нарезания пряжи.

Чтение русских народных сказок.

 Изготовление шаблонов-героев

сказок.

 Просмотр мультфильмов

по сказкам.

 Рассмотрение иллюстраций к сказкам.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

3 неделя

«Зимний лес»

Закреплять приметы зимы, зимние месяцы.

 Совершенствовать речь детей как средство общения.

Развивать умение составлять узоры на предметах.

Воспитывать эстетику.

Чтение стихотворения И.Токмаковой «Живи ёлочка!»

Беседа о новогоднем празднике. Д/И «Украсим ёлочку».

 Загадки о явлениях природы.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

4 неделя

«Ночное озеро»

Закреплять приёмы

Расположения шаблонов на основе.

Учить подбирать пряжу в соответствии с задуманным сюжетом.

 Вырабатывать умение наклеивать детали на основу по порядку.

Чтение сказок («Гадкий утёнок», «Серая шейка»).

 Коллективная работа по изготовлению шаблонов.

 Нарезание пряжи.

Рассматривание иллюстраций к произведениям.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

Февраль

1 неделя

« Кто сказал мяу»

Активизировать наблюдательность, внимание, и воображение.

Развивать и обобщать словарный запас детей.

Воспитывать художественный вкус у детей.Закреплять правила вырезания и наклеивания.

Д/И «Расскажи о своём друге»

 П/И «Птичка и кошка».

 Изготовление шаблонов.

Рассматривание фото с изображением кошек и собак.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

2-3-4 неделя

«В гостях у сказки»

«Лиса и заяц»,

«Курочка Ряба»,

«Колобок»,

«Теремок»

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать не мешая друг другу.

Продолжать развивать чувство цвета и колорита.

Воспитывать у детей способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

 Развивать художественно-творческие способности детей.

Подбор пряжи нужного цвета.

 Д/И  «Расскажи сказку».

Изготовление шаблонов.

Рассматривание иллюстрации к сказкам.

Пальчиковая гимнастика

ножницы, карандаши,краски, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

Март

1-2 неделя

« Ранняя весна

Закреплять приметы весны, весенние месяцы.

 Продолжать формировать умения передавать характерные движения животных, создавать выразительные образы.

Развивать чувство композиции.

 Воспитывать дружеские   отношения среди детей в работе.

Рассматривание иллюстраций.

Слайд- программа « Весенняя капель»

 Чтение стихотворений о весеннем лесе.

 Изготовление шаблонов.

Аутотренинг

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

3- 4неделя

« Грачи прилетели»

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

 Формировать умение различать и называть зимующих и перелетных птиц обитающих в наших краях.

 Закреплять навыки и умения нарезания, наклеивания нитей на основу.

 Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Д/И «Времена года».

 Отгадывание загадок о птицах.

Рассматривание птиц на прогулке.

 Изготовление шаблонов.

ножницы, карандаши, клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

Апрель

1-2 неделя

Аквариум и его обитатели

Обогащать словарь детей, расширять кругозор дошкольников.

Закреплять умение создавать выразительные образы.

Учить детей определять и называть несколько аквариумных рыбок.

 Воспитывать любовь ко всему живому.

Слайд - программа

« Декоративные рыбы» Рассматривание фото с изображением рыбок.

Пальчиковая гимнастика.

Загадки о рыбах

ножницы, карандаши, гуашь,клей. Картон,

шаблоны, трафареты.

3-4-неделя

Угощение для птиц

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры.

 Развивать слуховое зрительное внимание.

 Формировать умение замечать недостатки своих работ.

Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

Чтение стихотворений.

Рассматривание рисунков, иллюстраций с изображением птиц у кормушек.

 Пособие птицы.

Физкультминутка

Трафареты, шаблоны. Ножницы, пряжа разных цветов и толщины, клей. Карандаши, краски, бросовый материал.

Май

1-2 неделя

Светофор» Правила

дорожного движения

Закреплять ПДД и умение использовать их в жизни.

Отрабатывать понятие о геометрических фигурах.

Воспитывать доброе отношение к людям.

Развивать кругозор детей с помощью беседы

П/И «Красный, желтый, зелёный».

 Изготовление основы.

 Плакат «Правила дорожного движения»

 Дорожные знаки.

Трафареты, шаблоны. Ножницы, пряжа разных цветов и толщины, клей. Карандаши, краски, бросовый материал.

3-4 неделя

« Весенний букет»

Закреплять представления детей о разнообразии названий растений.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления. Продолжать учить создавать поделку самостоятельно.

Отгадывание загадок.

 Изготовление шаблонов.

Иллюстрации «Цветы»

Слайд - программа «Цветочная поляна»

Трафареты, шаблоны. Ножницы, пряжа разных цветов и толщины, клей. Карандаши, краски, бросовый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...