Авторская дидактическая игра "Мягкий конструктор"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Авторская дидактическая игра «Мягкий конструктор», как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Средства развития мыслительной деятельности детей активны и разнообразны. Во всестороннем развитии детей приобретение математических представлений имеет существенное значение. В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика играет особую роль в развитии интеллекта и личности ребенка.
Важное место в обучении дошкольников математике отводится организации поисковой деятельности. Одним из эффективных средств, пробуждения живого интереса к учебной и поисковой деятельности является дидактическая игра. Дидактические игры дают возможность решать педагогические задачи, в игровой форме, сближают игровую и обучающую деятельность детей, о том какие благоприятные условия создают дидактические игры для реализации творческих проявлений детей.
Дидактические игры заключаются в своеобразных структурных элементах, которые характеризуются большой умственной активностью, где дети учатся анализировать, сосредотачиваться, развивают память, внимание, мышление, у них формируются способности сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Дидактические игры содержат в себе большие возможности в образовании детей. Поэтому считаю, необходимо знать функции дидактической игры и использовать их как средство развития математических способностей детей.
Актуальное направление проблемы на сегодняшний день не вызывает сомнений, так как необходимо знать насколько полно удовлетворяются в образовательном процессе детского сада игровые интересы и потребности детей, каковы источники игрового опыта, позволяют ли существующие педагогические технология обеспечить выполнение структурных элементов дидактической игры, и как обогащаются математические знания и представления в дошкольном детстве – все эти вопросы нуждаются в серьезном изучении.
Цель игры: повышать уровень математических знаний и представлений детей дошкольного возраста
Из чего определены следующие задачи:
1. Обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
2. Формировать знания и представления детей о множестве, числе, форме, величине, пространственных и временных отношений.
3. Содействовать решению нравственного, эстетического воспитания детей в ознакомлении с математическими зависимостями и отношениями.
4. Развивать у детей умение понимать правила, последовательность действий, преодолевать трудности, добиваться результата, в решении задач математического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_konstruktor.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№17 «Веселые гномики» с.Небуг
муниципального образования
Туапсинский район
Дидактическая игра
«МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» -
как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Образовательная область – познавательное развитие (ФЭМП)
Современные педагогические технологии: личностно ориентированная, игровая, сотрудничества, эмоционального благополучия.
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Макарова Анна Алексеевна.
2014
Младший возраст.
Игровое упражнение.
«Помоги Семену найти друзей»
Цель: учить детей сравнивать контрастные по длине предметы способом приложения, отображая результаты сравнения словами «длинный», «короткий».
Задачи: 1.Воспитывать самостоятельность при выборе деталей и выполнении заданий.
2. Развивать мелкую моторику рук, путем застегивания и расстегивания пуговиц.
3.Показать детям, что предметы могут быть разными по длине.
4. Создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в детском коллективе.
Предшествующая работа: знакомство с приемами застегивания пуговиц, знакомство с основными цветами.
Оборудование: большая пластмассовая клубника, полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, круглые мягкие мячики с глазами ( головы червячка) с одной полоской.
Ход игрового упражнения:
Дети стоят перед столом, на котором стоит большая пластмассовая клубника.
Воспитатель: Какая красивая, красная большая клубника! Кто хочет ее потрогать? ( слышится шуршание).
Воспитатель :Ребята, как вы думаете, кто это шуршит? Как нам узнать? Как посмотреть?
Дети: Открыть.
Воспитатель: Правильно! Давайте откроем. (Открывает крышку, из клубники появляется червячок Семен).
Воспитатель: Здравствуй Сема. Мы рады тебя видеть. Поздоровайся с ребятами.
Дети по очереди здороваются с Семеном.
Воспитатель: Какой ты хороший Семен! А какой ты длинный! Лена, какой червячок? Богдан, какой червячок?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему Семен такой грустный? Расскажи нам. (воспитатель прислушивается). Да. Я все поняла. Ребята у Семена нет друзей. Ему не с кем играть, поэтому он грустит. Как же нам развеселить Сему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы сделаем нашему червячку друзей! И он не будет больше грустить!
Воспитатель предлагает детям части конструктора. Из которых они, путем пристегивания пуговиц, делают червячков, из одной, двух частей. Воспитатель оказывает помощь при затруднении детей в выполнении задания.
Воспитатель: Вот , Семен, мы сделали тебе друзей.
(Семен рассматривает друзей и замечает, что они не такие, как он)
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются ваши червячки от Семы?
Ответы детей: Они маленькие. Короткие.
Воспитатель: А как вы это узнали? Давайте положим их на стол. Рядом с Семеном. Положили? Посмотрите Семен – длинный. А друзья – короткие.
Воспитатель: Семен - какой? (Длинный)
Воспитатель: Друзья -какие? (Короткие)
Воспитатель дает возможность всем детям сравнить своего червячка с образцом, и ответить на вопрос. При стойком интересе детей можно продолжить упражнение, путем добавления деталей к червячкам детей.
Воспитатель: Ребята, вам понравился Семен? И вы ему очень понравились. А каких красивых, замечательных друзей вы сделали ему!
Средний возраст.
Игровое упражнение
«Будка для Черныша»
Цель: учить детей анализировать схему (будку) и выкладывать из деталей мягкого конструктора по аналогии.
Задачи:1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах- круг, квадрат, треугольник, количестве сторон, количестве углов.
2.Развивать мелкую моторику, глазомер, умение ориентироваться в пространстве.
3. Создать условия для проявления детской инициативности, самостоятельности.
4.Создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в детском коллективе.
Предшествующая работа: составление знакомых предметов из геометрических фигур, составление геометрических фигур из счетных палочек, упражнения на умение различать цвета. Игры «Танграм», «Пифагор»
Оборудование: полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, схема будки – квадрат, круг, треугольник, перчатка на руку – собака Черныш.
Ход упражнения:
Дети сидят за круглым столом, на столе детали конструктора.
Раздается лай собаки. Воспитатель щенка.
Воспитатель: Ребята, кто это? Правильно - это щенок и зовут его Черныш. Давайте поздороваемся и познакомимся с ним. Скажем ему: «Здравствуй. Мы рады тебя видеть», кто хочет погладить щенка?
Он пришел к вам в гости, принес необычный рисунок. Как вы думаете, что изображено на рисунке?
Ответы детей: дом, здание, домик.
Воспитатель: Да правильно. Это дом для щенка. А кто знает, как он называется? Будка.
Воспитатель дает возможность всем детям ответить на вопрос.
Воспитатель: Черныш, а зачем нам рисунок будки? Ребята как вы думаете?
Ответы детей: Показать, подарить, научить рисовать, сделать такой же.
Воспитатель: Посмотрите в окно. Наступила зима. А Чернышу негде жить. Он просит вас, сделать ему красивый, уютный домик. А из чего мы можем его сделать?
Ответы детей: Из конструктора.
Воспитатель: Перед тем как строить будку, мы внимательно рассмотрим рисунок – схему. Из каких геометрических фигур состоит будка?
Ответы детей : круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель: А кто из вас хочет ответить, сколько частей конструктора нужно взять, чтобы сделать квадрат? А треугольник? А как мы сделаем круг?
Кто покажет?
Ответы детей:
Четыре полоски для квадрата , три для треугольника, одна для круга. ( при затруднении в ответах, детям можно предложить посчитать стороны на схеме)
Воспитатель: Правильно, а теперь мы превратимся в строителей, и построим будку.
Дети по желанию выбирают детали конструктора и выполняют задание.
Воспитатель: Построили? Черныш посмотрит, какие красивые будки у вас получились. Очень они нравятся Чернышу! Посмотрите как весело он виляет хвостом. Громко радостно лает, благодарит вас за будки. Но в какой же будет жить наш щенок? Как вы думаете? Он один, а домиков много. (Ответы). Черныш предлагает позвать своих друзей, чтобы будки не оставались пустыми. Вы согласны?
Старший возраст.
Игровое упражнение
«Осьминоги потеряли ноги»
Цель: закреплять умение детей составлять числа от 1 до 10 из единиц.
Задачи: 1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета.
2. Развивать мелкую моторику, глазомер, внимание и смекалку.
3. Создать условия для проявления детской инициативности, самостоятельности.
4.Создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в детском коллективе.
Предшествующая работа: счет до 10, обозначение счета цифрами составление чисел от1до 10 из счетных палочек,
Оборудование: полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, круглые детали конструктора с цифрами от 1 до 10, с петлями.
Ход упражнения:
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга необычным способом.
Психологическое упражнение «Поздоровайся глазами»
Воспитатель: А теперь представим, что мы в волшебном подводном мире. Закроем глаза. Слышите, плещется вода? Вода прозрачная, чистая, она искриться на солнце. В воле плавают красивые, разноцветные рыбки. Но что это? Кто –то плачет? Вы слышите? Кто бы это мог быть?(пока глаза детей закрыты воспитатель выкладывает на стол круги с цифрами)
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Это плачут осьминоги, они так быстро плавали, веселились, танцевали , что растеряли ноги. Как же нам помочь, несчастным осьминогам?
Правильно. Давайте сделаем им ноги. Только это необычные осьминоги, они же из волшебного подводного мира. У них разное количество ног. Как нам определить это количество? Посмотрите на спинки осьминогов. Что вы там видите?
Ответы детей: Цифры. От одного до десяти.
Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти цифры? Зачем осьминоги носят их на своих спинах? Правильно. Какая цифра – такое количество ног должно быть у осьминога. Готовы к спасательной операции? Да! Выбирайте себе осьминога. Какая цифра у Ромы? Сколько ног нужно сделать?
Дети выбирают детали конструктора с цифрами, полоски конструктора, начинают выполнять задание, воспитатель индивидуально просит ребенка посчитать количество полосок конструктора и сравнить с цифрой, если задание выполнено правильно, предлагает еще одну деталь с цифрой, если ребенок затрудняется в выполнении, предлагает пересчитать полоски и найти правильное решение – убрать или прибавит нужную деталь.
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились осьминоги! Вам нравятся? И мне очень нравятся! Возвращаем их в волшебный подводный мир? Закрываем глаза. Тихо, тихо плещется теплая вода, греет ласковое солнышко, плавают рыбки. Кто-то плачет? Нет! Слышен смех! Это наши осьминоги смеются, потому что счастливы!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"
Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....
Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".
Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...
Паспорт дидактической игры «Путешествие в организм человека с использованием авторского пособия пано-конструктор»
Формирование представлений о теле человека....
Дидактическое пособие по речевому развитию ( старший дошкольный возраст) Авторская дидактическая игра «Угадай, где я живу?» (знакомство и значение использования в речи наиболее употребляемых предлогов, технология – обучение в сотрудничестве)
Представляю дидактическое пособие «Угадай, где я живу?» по образовательной области «Речевое развитие» - формирование связной речи, использование в речи...
Авторское дидактическое пособие "Мягкая развивающая книжка по изучению инструментов конструктора Лего"
Методическая разработка по использованию авторского дидактического пособия "Мягкой развивающей книжки по изучению инструментов конструктора Лего"....