Конструктивное творчество в детском саду
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Киселева Валерия Анатольевна

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское конструирование.

Другим видом конструктивного творчества является конструирование.

Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов[1].

 Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Виды конструирования.

По материалам, используемым в процессе конструирования:

  • Конструирование из строительных наборов.
  • Конструирование из конструкторов.
  • Конструирование из природного материала.
  • Конструирование из бросового материала.
  • Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика):
  • оригами;
  • объемное бумажно-картонное моделирование.

По содержанию:

  • Реалистичное конструирование.
  • Стилизованное.
  • Абстрактное.

По характеру деятельности детей:

  • Индивидуальное.
  • Коллективное.

По назначение:

  • Конструирование, имеющее практическое назначение.
  • Конструирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.

Материалы и оборудование.

Нужно отметить, что материала, относимые к таким видам как бумага, природный, бросовый материалы используются те же, что и для работы над аппликацией. Но есть и специфичные только для конструирования материалы - это строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном  разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.  

Конструкторы. Сегодня дошкольник имеет возможность работать с различными конструкторами.

По характеру использования:

  • Конструкторы, предполагающие одноразовое изготовление постройки (они предполагают склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать).
  • Конструкторы, ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать только для получения определённых видов построек).
  • Конструкторы универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.

Приёмы конструирования:

  • закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);
  • соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);
  • приклеивание (обучение с раннего возраста);
  • заклеивание (обучение с младшей группы);
  • склеивание (обучение с младшей группы);
  • пришивание (обучение со старших групп);
  • прокалывание (обучение со старших групп);
  • закручивание (обучение со старших групп);
  • зажимание (обучение со средней группы);
  • сминание (обучение с раннего возраста);
  • сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);
  • сложение (обучение с младшей группы);
  • разворачивание (сворачивание);
  • скручивание (раскручивание);
  • обматывание (обучение со старших групп);
  • примазывание (обучение с младшей группы).

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Особенности обучения конструированию в разных возрастных группах.

Ранний возраст.

Задачи.

Образовательные:

  1. Познакомить  с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой).
  2. Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.
  4. Учить выделять геометрические формы в знакомых объектах.
  5. Познакомить с приёмами, используемыми в конструировании.
  6. Учить экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок.
  7. Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины).
  8. Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.

Развивающие:

  1. Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.
  2. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
  3. Способствовать развитию внимания, памяти.
  4. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.
  2. Воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.
  3. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.

Особенности обучения.

Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объём продуктов конструирования даёт возможность детям более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.

В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть, давать им образную характеристику, которая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел. Важно активизировать все анализаторы, с целью формирования более полного представления о конструировании.

В раннем возрасте дети, начиная с 1-го года, дети способны идентифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельствует о том, что объемные геометрические тела, не только могут предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но объектом изучения. Умение выделять форму, а в последующем и называть её облегчает процесс обучения конструированию на более поздних этапах, где педагогу не нужно будет вести подготовку в двух направлениях: ознакомление с формами и формирование умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определённых форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки. Больше времени остаётся на сам процесс творческого конструирования. Не стоит облегчать то, что и так просто. Как показывает практика, в игре дети приобретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы всё время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но при этом мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чём они так нуждаются. Зачастую чтобы уложиться во времени, отведённом на занятие, мы стареемся сократить до минимума деятельность ребёнка, а это кардинально неверный подход. Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то умение ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка) первоначально будет иметь корявый вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребёнок прошёл. И здесь важно подчеркнуть его достижения, указав на перспективу дальнейшего движения.

☺ Лиза (1 г 4 мес.) создавала «Радостную гусеницу», для этого она использовала мятые комочки бумаги, которые нужно было располагать друг за другом, скрепляя их между собой. Сначала её тяжело давалось сминать бумагу в комок (лист бумаги всё время расправлялся, и получить единую форму не удавалось).  Педагог предложил ей слегка намочить руки и только потом катать комки из бумаги, также как это делается с пластилином. В результате Лизиных стараний детали для гусеницы были готовы. Когда комочки были соединены, возникла другая проблема: глазки Лиза приклеила в разных местах (на первом звене и на последнем). Мама Лизы тут же устремилась помочь дочке: приклеить за неё, чтобы всё было аккуратно. Но объяснив маме о нецелесообразности такого поступка, педагог совместно с девочкой нашли выход: приклеили еще по одному глазу на каждое звено и разделили гусеницу на две части. Таким образом, получились две маленькие гусенички. Лиза была так рада тому, что у неё получилась не одна большая гусеница, а две маленькие, которые она сделала сама. После занятия она побежала показывать свою поделку маме, гордо хлопая себя в грудь, как бы показывая, что это она сама смогла сделать.      

Данный пример показывает, что когда ребёнок достигает сам нужного результата при косвенном руководстве со стороны педагога, то умение приобретаемое малышом на занятии становится часть конструктивно-изобразительного опыта. Даже если занятие проходит с подгруппой детей, нужно стремиться не минимизировать их деятельность, а продумать её организацию, при которой дети могут, выполняя не сложные по характеру действия, создать простую конструкцию (поделку). Важно  акцент ставить на приёмах и техниках, вариации которых расширяют содержательную и техническую стороны продуктов детского конструирования.     

Младший дошкольный возраст.

Задачи.

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить  с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), их свойствами и выразительными возможностями.
  2. Познакомить с объёмными геометрическими телами и архитектурными формами (купола, крыши, арки, колонны, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Продолжать учить размещать в пространстве различные геометрически тела, создавая определённую конструкцию.
  4. Учить выделять, сопоставлять геометрические формы друг с другом.
  5. Учить видеть образ в геометрических формах.
  6. Продолжать знакомить с приёмами и техниками, используемыми в конструктивной деятельности.
  7. Продолжать учить создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных заготовок.
  8. Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие:

  1. Продолжать формировать чувство формы при создании построек и поделок.
  2. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
  3. Способствовать овладению конструктивными умениями: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приёмы соединения.
  4. Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: конструкция, архитектура, схема.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию.
  2. Воспитывать умение руководствоваться словесным инструкциям педагога в процессе упражнений.
  3. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.
  4. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами.
  5. Воспитывать умение выполнять коллективную работу.

Особенности обучения.

В процессе обучения детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать помимо репродуктивного метода, основанного на повторении детьми орудийных действий педагога, но и частично-поисковый, эвристический методы, позволяющие детям самостоятельно преобразовывать имеющийся опыт в новые ситуации. Безусловно, младшие дошкольники ещё пока не способны без помощи полностью реализовывать собственные замыслы, поскольку, во-первых, их замыслы не стабильны, во-вторых, конструктивно-изобразительный опыт не велик. Однако возможность выбора материала, приёма, содержания конструктивного образа формирует у детей творческое начало, проявляющееся на первоначальных этапах в умении придавать своей постройке индивидуальный характер.

При создании из строительного набора гаража для машины, можно показать малышам как из одних и тех же деталей получаются разные гаражи, нужные для каждой отдельной машины. Для этого необходимо использовать детали из самоклеющейся бумаги в качестве декора: кирпичи, камни, плиты, глаза (камеры наблюдения) и т.д., пуговицы, пробки от пластиковых бутылок для сооружения дополнительных конструктивных элементов: замки, ручки, карнизы и т.п.

В младшей группе дети не только пытаются создавать самостоятельно постройки, но активно включать их в игру.

Конструирование относится к тем видам деятельности, которое в содержательном плане создаёт наиболее благоприятные условия для развития коллективного творчества. Например, при подготовке оформления, подарков к праздникам, атрибутов для сюжетных игр, спектаклей, пособий для занятий по математике, ознакомлению с окружающим миром, построек в уголок природы и т.д. Таким образом, дети, начиная с младшей возрастной группы, приучаются участвовать в организации среды, в которой они живут, пока находятся в дошкольном учреждении. Это положение оказывает огромное влияние на детей, поэтому в содержательном плане занятий по конструированию необходимо учитывать данный момент, чтобы реализовывать такие направления в развитии творчества как удовлетворение личных и общественных потребностей.  

В возрасте трех лет появляется у детей желание проявить свою «самость». С этим также нужно считать, не стоит навязывать конкретный, запланированный вид конструкции только для того, чтобы решить определённую задачу по формированию отдельного умения. Конструктивное умение и содержание постройки, конечно взаимосвязаны, но не статичны по своей сути. Это закладывает принцип вариативности в процесс обучения, который даёт некую свободу, как ребёнку, так и педагогу. Не никакой разницы на примере какой постройки малыш усвоит нужный приём. Главное, что он овладеет им, для того чтобы дальше им пользоваться самостоятельно.

В рамках обучения конструированию из бумаги дети овладевают приёмам сгибания бумаги в различных направлениях (по вертикали, по горизонтали, по диагонали, двойное сложение). Это даёт возможность расширения содержательной стороны детских конструкций.

Средний дошкольный возраст.

Задачи.

Образовательные:

  1. Закреплять умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  2. Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Продолжать учить размещать в пространстве различные геометрически тела, используя различные композиции, раскрывающие суть конструктивных образов.
  4. Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.
  5. Продолжать учить сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  6. Учить видеть образ в геометрических формах.
  7. Учить использовать различные приёмы и техники в процессе конструктивной деятельности.
  8. Продолжать учить создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных заготовок.
  9. Продолжать учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие:

  1. Продолжать формировать чувство формы при создании построек и поделок.
  2. Способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика).
  3. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
  4. Закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приёмы соединения.
  5. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: пропорция, масштаб, фактура, пластика, пропорция.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  2. Воспитывать умение руководствоваться словесным инструкциям педагога в процессе упражнений.
  3. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  4. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами.
  5. Воспитывать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.

Особенности обучения.

В средней группе дети закрепляют имеющиеся у них конструктивные умения, на основе которых у них формируются новые. Так, умение составлять определённую композицию из элементов конструктора, способствует развитию умения планировать свою работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, предлагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выполнения будущей постройки. Это является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. В средней группе такой вид конструирования как бумагопластика становится всё более актуальным. Наравне со строительными наборами бумага, благодаря своим выразительным и пластическим возможностям позволяет создавать интересные конструкции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее её преобразование развивает воображение у детей, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может при соответствующих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д. Вариантов использования конуса множество. Но для того, чтобы дети смогли преобразовать конус, необходимо на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации.

Такие же чудесные превращения получаются и в технике оригами, которая основана на приёмах работы с бумагой, путём сгибания её в различных направлениях. Техника оригами только в исключительных случаях допускает применение ножниц и клея. Это позволяет отнести её к достаточно сложным техникам, которые требуют огромного внимания, терпения и аккуратности со стоны детей. Неровно сложенные углы не позволят получить им желаемый результат. Первоначальным этапом обучения технике оригами в средней группе является овладение детьми самыми простыми исходными формами, варьируя которые можно получить разные образы.

Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приёмов работы с бумагой. Этот вид позволяет создавать объёмные конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи определённого характера образа, отображения стиля постройки). Приёмы аппликации в данном случае могут выступать как основные средства работы, так и дополнительные.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребёнка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность ещё более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.

Конструктивная деятельность, благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и  знакомятся с разными стилями, что положительно сказывается и на других видах изобразительного творчества. А именно, знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с архитектурой  развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в его функциональном назначении, но и оформлении. 

Старший дошкольный возраст.

Задачи.

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  2. Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
  4. Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.
  5. Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  6. Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.
  7. Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  8. Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  9. Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.
  10. Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  11. Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
  12. Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  13. Учить работать по готовым выкройкам, чертежам.

Развивающие:

  1. Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  2. Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.
  3. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
  4. Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  5. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура, тектоника.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  2. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  3. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  4. Воспитывать умение совместно работать коллективно.

Особенности обучения.

Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок., обусловленное наличием определённой степени изобразительной свободы.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и эстетическое отношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это становится возможным только при комплексном и систематическом подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, получаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели использовать в других.

В качестве активизации конструктивного творчества детей, целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребёнок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о достаточно низком уровне творческого развития.  Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов.  Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придаёт конструированию осмысленность и целенаправленность.

Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструировании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего разложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступность детям. Процесс классификации материала целесообразнее осуществлять совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее им запомнить его расположение, во-вторых, совместная работа по разборке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.

В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника ещё несовершенна.

Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятельности.

Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используются как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также разные виды картона.

Разнообразие природного материала и простота обработки позволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного материала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той возрастной группе в качестве дополнительно средства могут уже использоваться такие как: шило, иголка, проволока, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами, а также контролировать весь процесс работы.

Природный материал позволяет создавать конструкции малых, так и больших размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае будет формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

Художественный ручной труд.

Художественный ручной труд - это художественно-трудовая деятельность, которая состоит в изготовлении детьми художественно-эстетических, полезных поделок, необходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольников.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у дошкольников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие. Для этого детям нужно овладеть необходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов, реализующих творческие замыслы.

Собственные поделки, которые дошкольники в последствии активно используют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой деятельности, приобретают для них определённую ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней относятся, чем к купленной в магазине. Отсюда можно сделать вывод, что художественный ручной труд является важным средством развития личностных качеств дошкольника: стремление к трудолюбию, внимательность по отношению к окружающим, аккуратность, терпеливость, бережность и т.д.

Приёмы и техники используются те же самые, что и в процессе конструирования и аппликации. Задачи имеют ту же направленность. Основное отличие состоит в том, чтобы дети научились целенаправленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности.  


[1] См. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по специальности 0308 «Дошк. воспитание» /Т.С.Комарова. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктивная деятельность в детском саду

Конструктивная деятельность играет огромную роль в развитии ребенка. Она способствует развитию речи, мышления, воображения, конструктивных и сенсорных сполсобностей....

Формирование навыков конструктивной игры в детском саду.

Материал освещает вопросы педагогического руководства конструктивными играми в ДОУ....

Формирование навыков конструктивной игры в детском саду

Консультация для воспитателей ДОУ по формированию навыков конструктивной игры в детском саду. Прочитана на городском методическом объединении воспитателей старших групп....

Конструктивная деятельность в детском саду (презентация старшего воспитателя для педагогов ДОУ)

Разностороннее развитие ребенка в Конструктивной деятельности. Материал для педагогов ДОУ...

Организация конструктивно-партнёрского взаимодействия детского сада и семьи в сфере современного Федерального Государственного Образовательного Стандарта

ФГОС стимулируют сделать  выбор взаимодействия в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия. В нашем...

«Обучение через открытие: конструктивная деятельность и техническое творчество в детском саду» Сообщение: «ИКаРёнок с пелёнок» - о конструировании как эффективном инструменте развития личности ребенка»

Сегодня обществу необходимы активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое место в развитии личности ребенка играет конструирование .В современном мире существует огромн...

«ТЕХНОГРАД» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ДЕТСКОМ САДУ ЧЕРЕЗ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ и РОБОТОТЕХНИКУ.

В 2019 году в детском саду началась работа в рамках проекта «Техноград» по формированию у детей дошкольного возраста навыков конструирования, изучения основ программирования и робототехник...