НОД по познавательному развитию (ознакомление с природой) в старшей группе детского сада с использованием элементов конструирования на тему: «Птицы Бурятии»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Бадмаева Людмила Эрижановна

Интегрированное занятие  по ознакомлению с животным миром Бурятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_buryatii.docx198.24 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию (ознакомление с природой) в старшей группе детского сада с использованием элементов  конструирования на тему: «Птицы Бурятии»

Цель: расширять знания детей о жизни птиц родного края, об их повадках и питании: воспитывать сочувствие и сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим». Активизировать словарь, развивать мышление.

Оборудование: аудиозапись с голосами птиц дятла, удода ; картинки с изображением птиц; скорлупка грецкого ореха, белый, зеленый, коричневый и красный пластилин; плод шиповника; синий картон

Ход занятия:

Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.

Набухают быстро почки

Появляются листочки,

Всюду гомон, птичья трель-

Это в лес пришел апрель.

(Звучит аудиозапись с пением дятла )

Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел в лес нашей Бурятии вместе с весной. Щебетание и посвистывание перекликается с громкой барабанной дробью. Кто же это барабанит в лесу? (ответы детей)

Да, барабанную дробь выбивают своим крепким клювом большой пестрый дятел.

Это он присел на сук

И стучит: Тук-тук! Тук-тук!

А кто из вас видел дятла? Как он выглядит? (Рассказы детей)

Посмотрите на картинку. Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками. А на голове у дятла ярко-красное пятнышко, точно беретик.

Хвост  у дятла какой? Большой  и упругий. Почему?  (ответы детей). Такой хвост нужен для опоры при лазании  по стволам.

Из-за окраски дятла  называют «березовой птицей». Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Представьте, что дятел сел на березу. Сложно его заметить: то белые, то черные крапинки – совсем как ствол березы.

У дятла большой и крепкий клюв. Вы, конечно же, понимаете почему?

Дятел – птица оседлая, что это значит? (ответы детей). Т.е. эта птица живет в наших лесах постоянно.

А такая птичка- белая трясогузка- прилетает в Бурятию в апреле. Её прилет связан с началом вскрытия рек ото льда, поэтому в народе ее называют ледоломкой.  Любит жить рядом с жильем человека. Она безбоязненно разгуливает по аллеям парков.

Как выглядит трясогузка? (ответы детей) Это нарядная, изящная птичка на высоких ножках с длинным подвижным хвостом. Цвет – светло- серый., на горле  игруди большое черное пятно «манишка». На голове черная шапочка, лоб белый. Крылья буровато-серые с черными и белыми полосками, а хвостик черный.

В нашей республике обитает еще очень интересная птичка, посмотрите на картинку. Эта птица – удод. Как она выглядит? (ответы детей)

У нее есть длинный, слегка изогнутый клюв. Перышки яркие, а крылья и хвост черные с белыми полосками. На голове удлиненные перышки образуют хохолок, который тоже яркий как и сама птица.

Прилетают в Бурятию удоды к концу апреля. Часто в лесах слышится крик удода, звонкий и отрывистый, «уп-уп, уп-уп, уп-уп». (Включить аудиозапись с голосом удода)

Как вы думаете, судя по клюву, чем питается удод? (ответы детей)

Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетели»
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)

Во время проведения физкультминутки появляется волшебный цветок «Цветик-семицветик».

- Ребята, у нас появился «Цветик-семицветик» с волшебными лепестками. На каждом лепестке есть загадка про птиц. 

Загадки.

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал ее?.. (синичка)

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это?.. (снегири)

Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Задавака и пижон,

Своим хвостом гордится он,

Распустит перья для смотрин,

А как зовут его? (Павлин)

Птица большая, но не летает,

Длинные ноги бежать помогают,

Жизнь от природы такая досталась.

Кто любит побегать по Африке? (Страус)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут... (клестом)

Хоть и две ноги у птицы,

Удобней на одной стоится.

Из речки лягушат, как капли,

Кто ловит клювом? (Цапля)

Клюв с мешком при себе - удивительно!

Эта птица - рыбак? Поразительно!

И ни сеть не нужна, ни капкан,

Ловит рыбу мешком... (пеликан)

Словно лебедь он прекрасный,

Но дразнить его опасно.

Скажи себе: "Остерегусь!"

Кто может ущипнуть? - То... (гусь)

Утёнком «гадким» называли,

И со двора все прогоняли,

Но вырос наш птенец-герой,

Напомни, кто он был такой? (Лебедь)

Последняя загадка была про лебедя.  (показать картинку)

Лебедь – кликун - одна из наиболее крупных птиц нашей Бурятии. Это красивая, гордая и величественная птица.

Как она выглядит? (ответы детей)

Где она живет? (ответы детей)

Чем питается? (ответы детей)

Лебедь-кликун встречается лишь в северных районах, но и здесь он редок.

Кормятся лебеди-кликуны водными растениями и различными беспозвоночными животными. Пищу добывают со дна, опрокидываясь в воду и глубоко погружая шею.

 Лебедь – кликун занесен в Красную книгу Бурятии. А что такое Красная книга? (ответы детей)

Ребята, лебедь – кликун редкая птица, которая может исчезнуть вообще. А как вы думаете, почему она исчезает? (ответы детей) Правильно, ребята, мы, люди, истребляем животных и птиц и портим природу. Лебедей отстреливали жестоко и беспощадно. Эта птица относится к редкому виду, ее надо оберегать.

А сейчас я предлагаю сделать лебедя. Но прежде, давайте сделаем зарядку для наших пальчиков.

 Пальчиковая игра «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

F:\P1060304.JPG

Какие  красивые лебеди у вас получились, вот и вы внесли свою лепту в сохранение природы. Молодцы! Ну а на этом наше занятие подошло к концу.
 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема «Зимушка»

Материал может быть использован для расширения и уточнения знаний детей по теме " Зима", активизации и обогащению словарного запаса детей....

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

Конспект занятия по познавательному развитию, ознакомление с природой в старшей группе Тема: "Бабочки -Красавицы"

Цель: Расширить знания детей о  жизни бабочек.Программные задачи:1. Формировать умение  называть характерные особенности внешнего вида;2. Закрепить знания детей о развитии насекомо...