творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Соколова Марина Геннадьевна

Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста, простой и очень красивый вид художественного творчества, который позволяет решать ряд педагогических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творческий проект17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Применение техники квиллинга  при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России»

Актуальность проекта:

Основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания ограничена рамками продолжительности занятий и их количеством на учебный год. В 5-6 лет дети знакомятся с изделиями гжельских , дымковских ,  хохломских мастеров. Дети с удовольствием придумывают идеи и воплощают их в своем творчестве. Яркость красок и тепло деревянных изделий привлекают ребенка своей выразительностью. Развитие творческих способностей детей является одной из самых важных задач дошкольных образовательных учреждений. На мой взгляд  одним из ярких , эффективных способов развития творческих способностей детей , является техника квиллинга.  Квиллинг (бумажная филигрань)  – очень красивый и простой вид художественного творчества, позволяющий решать ряд педагогических задач.

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей старшего возраста средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи проекта :  Воспитание у детей желания заниматься техникой квиллинга.

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства:

- развивать умение различать стили известных видов декоративного искусства;

- способствовать освоению характерных элементов , колорита , композиции;

- развивать умение создавать выразительные узоры в технике квиллинга.

- знакомить с декоративно-прикладным искусством через все виды деятельности.

Участники проекта: дети, педагог дополнительного образования, родители, воспитатели.

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность:  долгосрочный (учебный год).

Виды детской деятельности:  непосредственная образовательная деятельность , индивидуальная работа.

Обеспечение проекта:  изделия мастеров народных промыслов, иллюстративно-демонстрационный материал, художественная литература, народные песни, танцы и стихи.

Реализация проекта состоит из 4 блоков:

1блок -  Дымковская игрушка.

Задачи:

Познакомить детей с видом декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка; познакомить  с происхождением данного промысла ; познакомить с элементами Дымки : линия, точка – горошины; учит выполнять элементы Дымки в технике квиллинга ( « Ролл», « Завиток») и составлять из них узор ; формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства ; закреплять  умения создавать оттенки основных цветов, развивать чувство цвета при составлении узора, формировать эстетический вкус.

Итоговое мероприятие: выставка работ детского творчества « Красота Дымки».

2 блок – русский народный промысел Гжель.

Задачи:

Познакомить детей с видом декоративно-прикладного промысла  – Гжель, его историей; учить выделять характерные особенности : основные элементы, цвет; учить выполнять гжельские элементы  из бумаги: «завитки» ( восьмерочка, веточка, рожки), « спираль», «ролл», «глаз», «капелька» и т.д. ; формировать умение детей составлять гжельские узоры из элементов квиллинга; приобщать к истокам русской культуры.

Итоговое мероприятие: выставка работ детского творчества « Голубая сказка – русская гжель».

3 блок – русский народный промысел Хохлома.

Задачи:

Расширять знания детей о народном искусстве – золотой хохломе; учить детей в росписи выделять характерные элементы данного узора « ягодка», « листочек», «травинки»; учить детей из полос бумаги выполнять простые хохломские элементы в технике квиллинга: « Завитки» ( восьмерка, веточка, рожки) , «Спираль», « Полумесяц», « Ролл» и т.д. ; формировать умение составлять хохломские узоры из элементов квиллинга; формировать эстетическое  отношение к произведениям народного искусства.

Итоговые мероприятия: выставка работ детского творчества « Золотая хохлома».

4 блок – русский народный промысел – Городецкая роспись.

Задачи:

Познакомить детей с русским народным промыслом – городецкой росписью; познакомить с происхождением данного промысла; учить выделять характерные элементы росписи: учить выполнять элементы росписи в технике квиллинга: «капелька», « лепесток», « спираль», «цветок»; формировать умение детей составлять из элементов квиллинга городецкие узоры.

Итоговые мероприятия: выставка работ детского творчества « Городецкая красота».

Вариативность организации развивающей среды:

- народные песни, танцы, русский фольклор, одежда или элементы одежды4

- ярмарка мастеров( совместная работа родителей и детей);

- выставки работ детского творчества;

- родительское собрание на тему : « Чудесные узоры» с обсуждением результатов  анкетирования « Народное искусство в жизни вашей семьи».

- стихи о  народных промыслах России;

- выставка изделий народных промыслов , принесенных родителями из дома;

- рассматривание костюмов, фотоальбомов, иллюстраций, детских работ.

Папка-передвижка : « Русские мастера России».

Фотовыставка : « Маленькие мастера».

Мониторинг результативности проекта:

- мониторинг состояния ручной умелости (кинестетическая основа движений, кинетическая основа движений, работа с карандашом);

- мониторинг развития творческих способностей ( « Дорисовывания фигур»);

- просмотр и анализ детских работ.

Презентация проекта:  музыкально – театрализованное развлечение « Ярмарка мастеров».

Итог проекта: детские творческие работы.

- техника квиллинга способствует всестороннему развитию детей, в том числе учит согласованности в работе рук и глаз, совершенствованию координации движений, гибкости и точности движений.

- большое влияние техника квиллинга способствует развитию восприятия , внимания: повышает его устойчивость , формирует произвольность.

 Квиллинг  ( бумажная филигрань) предполагает творческий поиск , возможность добиваться более совершенных результатов.

Техника квиллинга способствует воспитанию характера ребенка. Изготовление поделки требует волевых усилий, при этом у детей формируется целеустремленность , настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, оценивать собственную деятельность.

Таким образом , проведение дополнительных занятий с детьми по знакомству с народными промыслами способствует развитию художественно – творческих навыков детей, а также интеллектуальных способностей. Обучая ребенка, мы учим видеть прекрасное в предметах искусства , любить и уважать предметы искусства и людей, которые творят красоту. Дети знакомятся с русским бытом, обычаями русского народа, традициями, трудом. Связь русской старины и современности – это и есть та самая преемственность поколений, поддержание традиций русского народа.

Литература:

  1. Богатова И.В. Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона , бумажной ленты, бумажного шнура.- М., 2010.
  2. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань.- М., 2011.
  3. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.- М.;
  4. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством.- М., Мозаика – Синтез, 2010.
  5. Чусовская А.Н. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ:сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах.- М.:АКРИ,2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"

Консультация для воспитателей включает в себя  информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...

Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...

Картотека стихов по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Картотека стихов по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...

Методическая разработка Статья "Знакомство старших дошкольников с народным промыслом России - городецкой росписью"

В статье говорится об истории возникновения городецких изделий, об основных цветах и традиционных элементах городецкой росписи. А так же об этапах росписи....