«Волшебный завиток» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_zavitok.docx72.43 КБ
Файл otchet_volshebnyy_zavitok.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующей направленности № 46

«Кот в сапогах»

Утверждаю:

 Заведующий МБДОУ ДСКВ  № 46

 ___________  Г.Н. Федотова

 Приказ №____от_________

«Волшебный завиток»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Разработана на основе парциальной программы

«Конструирование и ручной  труд в детском саду» Л.В. Куцаковой

                                                                 Руководитель: воспитатель

                                                                 первой квалификационной  

                                                                 категории Порубова Н.М.

             

Нижневартовск, 2013

Оглавление

 Паспорт программы

2

 Пояснительная записка

4

 Содержание программы

8

   1.   Календарно-тематическое планирование работы с детьми

8

     2.   Мониторинг освоение детьми программного материала

20

     2.1 Методика и критерии диагностического обследования уровня развития мелкой моторики рук

20

     2.2 Протокол обследования уровня развития мелкой моторики

рук детей старшего дошкольного возраста

22

     2.3. Качественная характеристика уровней развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

22

     2.4.Требования к уровню подготовки воспитанников

23

     3.    Контроль за реализацией программы

 

     4.   Механизм реализации программы

24

24

Список литературы

26

Паспорт программы

1.1

Наименование дополнительной платной образовательной услуги

Программа  по дополнительной образовательной услуге для детей старшего дошкольного возраста  

1.2

Основание для разработки программы

Нормативно-правовые ресурсы:

- Конституция Российской Федерации;

Ст.15 п.п. 7, 8, Закон РФ «Об образовании» в РФ от 29.12.2012; №273 –ФЗ;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение  дополнительного образования»;

- Рекомендации департамента образования города Нижневартовска;

- СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. № 26

- Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г.№65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Программное обеспечение:

-Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990

-Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. Методическое пособие, допущенное Министерством образования РФ.

1.3

Заказчик программы

Администрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

Родители (законные представители) воспитанников

1.4

Организация исполнитель программы

Порубова Наталья Михайловна воспитатель первой квалификационной категории

1.5

Целевая группа

Воспитанники старшего дошкольного возраста, 6 человек

1.6

Срок реализации программы

2013-2014  учебный год

1.7

Составитель программы

Порубова Наталья Михайловна воспитатель первой квалификационной категории

2.1

Цель программы

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»

2.2

Задачи программы

1. Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию через использование нетрадиционного вида декоративно-прикладного искусства «квиллинг».

2. Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета предметов окружающего мира и умение передавать их в работе в технике «квиллинг» путем систематического целенаправленного наблюдения, обследования с включением различных анализаторов.

         3. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к работе в технике «квиллинг» и ее результатам, содействовать повышению коммуникативных способностей детей через организацию выставок детских работ, участие в конкурсах.

2.3

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

1. Познакомятся с основными базовыми формами квиллинга;

2. Повысится уровень развития мелкой моторики рук на 7 %

3. Повысится уровень навыков и практических умений  на 8%

4. Повысятся коммуникативные способности детей на 2%

2.4

Координация  и контроль реализации программы

Осуществляется администрацией ДОУ.

Формы предоставления результатов:

 -участие в конкурсах разного уровня: ДОУ, муниципальных, региональных, федеральных

-составление творческих альбомов  

-организация выставок



2.Пояснительная записка

    Программа  по дополнительной образовательной услуге для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный завиток»  разработана на основе  программы Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной  труд в детском саду», которая рекомендована Министерством образования РФ.

    Программа дополнительного образования реализуется на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей тяжелыми нарушениями речи.  Дошкольное учреждение  работает   по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Основным направлением работы детского сада является организация единого  коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

    Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны.

В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с ОНР (общее недоразвитие), испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении в школу.

    У детей с ОНР нарушены двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика. Детей с ОНР отличает от других – общая неловкость, недостаточная координированность, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому у них долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

    В силу этого, проблема преодоления недоразвития речи и моторики (как общей так и мелкой) в плане подготовки ребенка к школьному обучению, является одной из важнейших для коррекционной педагогики.

Средством реализации этой проблемы является работа кружка «Волшебный завиток»

    Цель работы кружка:

Развитие мелкой моторики рук посредством техники «квиллинг»

    Задачи: 

1. Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию через использование нетрадиционного вида декоративно-прикладного искусства «квиллинг».

2. Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета предметов окружающего мира и умение передавать их в работе в технике «квиллинг» путем систематического целенаправленного наблюдения, обследования с включением различных анализаторов.

3. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к работе в технике «квиллинг» и ее результатам, содействовать повышению коммуникативных способностей детей через организацию выставок детских работ, участие в конкурсах.

    Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

    В процессе работы по программе “Волшебный завиток”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

    Методологической основой программы являются методические пособия «Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей»  Л.В. Куцаковой, «Чудесные поделки из бумаги» З.А. Богатеевой, «Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников» О.В.Дыбиной, Г. Н. Давыдовой «Бумагопластика. Цветочные мотивы», О.С. Кузнецовой, Т.С. Мудрак «Мастерилка. Я строю бумажный город», А. Н..Быстрицкой  «Бумажная филигрань»

    Особенность обучения  заключается в том, что детям предлагается нетрадиционный вид декоративно – прикладного искусства (квиллинг).

Обучение квиллингу осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом

Учебный план

Временной период

Количество занятий

Количество занятий в неделю

2

Количество занятий в месяц

8

Количество занятий в год

72


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Диагностика (вводная и итоговая)

2

2

Вводные занятия (теория)

3

3

Основные базовые формы техники «квиллинг»

14

4

Тематические композиции

43

6

Коллективные работы

6

7

Выставка детских работ «Вернисаж»

2

8

Итоговое занятие

2

                                                                               Всего:

72

Занятия по обучению технике «квиллинг» проводятся два раза в неделю, во второй половине дня продолжительность одного занятия 30 минут. Всего 72 занятия в год.

Итоговое занятие: 1, в конце года.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • участие в городских конкурсах  художественно-эстетической  направленности;
  • презентация детских работ  на родительском собрании;
  • творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
  • создание мини-музея.

Формы и методы занятий.

    В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

    Настоящая программа по  дополнительной образованной   услуге «Волшебный завиток» может повысить уровень развития детей по определённому направлению по сравнению с требования программы  на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями в соответствии с действующими ФГТ, приказ № 655 от 23.11.2009г. (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)


Содержание программы

Структура занятия.

1.Организационный момент

2. Беседа

3. Художественное слово

4.Показ образца

6. Индивидуальная помощь

7. Поощрение.

8. Обыгрывание, анализ детских работ.

9. Итог

1. Календарно-тематическое планирование работы с детьми

№п/п

Тема

Задачи

Метод, приемы

Сентябрь

1 неделя

1

Вводная диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики на начало года

Задания и упражнения

по методике

Н.О. Озерецкого,

Н.Н. Гуревич

2

Вводное занятие.

Инструменты и материалы.

Правила техники безопасности.

Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Познакомить с техникой безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

.

-Игровая мотивация

-Рассматривание

-Беседа

Экспериментирование

-Итог занятия

2неделя

3

.Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

Познакомить детей как родилась бумага, историю ее  возникновения, и её свойствах.

Разнообразие бумаги, ее виды.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

-Игровая мотивация

-Рассматривание

-Беседа

-Практические действия с бумагой

-Итог занятия

4

История возникновения техники «квиллинг».

Познакомить детей с историей возникновения техники «квиллинг».

-Игровая мотивация

-Рассматривание

-Беседа

-Итог занятия

3 неделя

5

Вырезание базовых  полосок для квиллинга.

Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;

-Сюрпризный момент

- Презентация

-Показ способа вырезания полосок

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

Поощрение

6

Вырезание базовых  полосок для квиллинга.

Совершенствовать навыки вырезания.

Развивать мелкую моторику рук.

-Игровая мотивация

- Рассказ детей о  последовательности вырезания полосок для квиллинга

-Индивидуальная помощь

4 неделя

7

Основные базовые  формы “капля”, “треугольник”, “долька”

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

.

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Индивидуальная помощь

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

8

Основные базовые  формы “капля”, “треугольник”, “долька”

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

-Игровой момент

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Итог занятия.

Октябрь

5неделя

9

Основные базовые  формы “квадрат”, “прямоугольник”.

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить  с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

-Чтение загадок о геометрических фигурах.

 -Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Анализ выполненных работ

10

Основные базовые  формы “квадрат”, “прямоугольник”.

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить  с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

-Игровая мотивация

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

- Индивидуальная помощь

-Оценка детских работ

6 неделя

11

Основные базовые  формы “завитки”.

Учить детей правильно выполнять  форма «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

-Игровая мотивация

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

12

Основные базовые  формы “завитки”.

Учить детей правильно выполнять  форма «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

 -Игровая мотивация

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Индивидуальная  помощь

- Анализ и обыгрывание детских работ

7неделя

13

Основные базовые  формы  “спирали в виде стружки”.

Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

-Игровая мотивация

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

- Индивидуальная помощь

Обыгрывание детских поделок

14

Основные базовые  формы  “спирали в виде стружки”.

Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Развивать мелкую моторику рук.

Сюрпризный момент;

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

8 неделя

15

Основные базовые  формы «глаз», «лист».

Учить детей правильному выполнению  формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Игровой момент;

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Работа детей

-Индивидуальная помощь

16

Основные базовые  формы «глаз», «лист».

Учить детей правильному выполнению  формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Воспитывать умение оказывать помощь сверстникам.

-Сюрпризный момент

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Инструкционные карты сборки изделий

-Образцы изделий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

- Индивидуальная помощь

-Итог

                                                 Ноябрь

9 неделя

17

Основные базовые  формы «полукруг», «стрела».

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах

-Игровая мотивация

-Рассматривание иллюстраций;

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

- Индивидуальная помощь

18

Основные базовые  формы «полукруг», «стрела».

.

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах

-Сюрпризный момент;

- Индивидуальная помощь

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

- Индивидуальная помощь

10 неделя

19

Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца,

Игровая мотивация;

-Д.И «Разложи по полкам»

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

- Работа детей

-Итог 

20

Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность. Развивать мелкую моторику рук.

-Игровой момент

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

инструкционных карт сборки изделий

-Работа детей

-Итог

11 неделя

21

Изготовление базовых  цветов.

Учить детей технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам  работы и сборки цветов, правильно  подбирать цветовую  гамму Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца,

-Игровая мотивация

-Рассматривание иллюстраций;

-Д.И «Объедини по группам»

-Показ таблицы рекомендуемых цветовых сочетаний

- Индивидуальная помощь

- Итог

22

Изготовление базовых  цветов.

Учить детей приемам изготовления более сложных цветов. Подбирать  цветовую гамму. Изготавливают  листочки с продольными жилками. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук.

-Игровой момент

-Подбор материала для изготовления

-Показ инструкционных карт и схем изготовления поделок

-Работа детей

-Итог

12 неделя

23

Изготовление базовых  цветов

Научить изготовлению простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

- Игровая мотивация

-Рассматривание иллюстраций с изображением цветов

-Уточнение способов изготовления цветов

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Индивидуальная помощь

-Анализ детских работ

24

Композиция «Цветы».

Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления.

развивать воображение; воспитывать эстетические чувства..

Игровая мотивация;

- Инструкционные карты сборки изделий

- Упражнение в составлении композиции;

-Работа детей

- Анализ и обыгрывание детских работ

Декабрь

13 неделя

25

Композиция «Цветы».

Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

Игровая мотивация

- Рассматривание иллюстраций

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Д/и «Собери картинку»

- Индивидуальная помощь

-Оценка детских работ

26

Композиция «Цветы».

Упражнять в умении   декорировать. Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.  Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца.

-Сюрпризный момент;

-Создание композиции

-Показ инструкционных карт и схем сборки поделок

-Индивидуальная помощь

-Обыгрывание детских поделок

14 неделя

27

Открытка «Герберы» Композиция

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца. Развивать воображение. Развивать умение предвидеть результат и достигать его.

Игровая мотивация

-Рассматривание иллюстраций с изображением герберов

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Индивидуальная помощь;

- Анализ детских работ

28

Открытка «Герберы» Композиция

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Научить делать базовые заготовки цветка. Развивать наблюдательность, творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность

Игровой момент

-Подбор цветовой гаммы поделок

-- Инструкционные карты и схемы сборки поделок, показ

-Работа детей

-Итог

15 неделя

29

Открытка «Ирисы». Композиция

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца. Развивать воображение.

Игровая мотивация

-Рассматривание иллюстраций с изображением ирисов

-Уточнение способов изготовления ирисов

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Индивидуальная помощь

- Анализ детских работ

30

Открытка «Ирисы». Композиция

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Научить делать базовые заготовки цветка. Развивать наблюдательность, творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность

-Игровой момент

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок, показ

-Работа детей

-Итог

16 неделя

31

Новогодняя открытка «Снежинка» Композиция

Учить создавать конкретные образы конструктивным и комбинированным способами, преобразовать и дополнять. Развивать воображение и чувство композиции.

-Игровая мотивация

- Загадки о зиме

- Рассматривание иллюстраций.

-Уточнение и показ способов создания базовых элементов снежинки

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Индивидуальная помощь

-Анализ детских работ

32

Новогодняя открытка «Снежинка» Композиция

Продолжать учить детей создавать конкретные образы конструктивным и комбинированным способами, преобразовать и дополнять. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику рук.

-Игровой момент

-Уточнение и показ способов создания базовых элементов снежинки

-Показ

-Работа детей

-Итог

Январь

17 неделя

33

Композиция «Колоски»

Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

- Игровая мотивация

- Загадки о хлебе

-Рассматривание иллюстраций

-Уточнение и показ способов создания базовых элементов - Индивидуальная помощь

- Анализ детских работ

34

Композиция «Колоски»

 Упражнять в умении   декорировать. Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.  Развивать чувство формы и композиции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение планировать свою работу.

-Сюрпризный момент

- Чтение стихотворения о хлебе

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

- Индивидуальная помощь

-Итог занятия

18 неделя

35

Композиция «Ёжик»

Совершенствовать умения создавать знакомые образы комбинированным способом. Побуждать  к поиску средств выразительности для более причудливого раскрытия знакомого образа.

Игровая мотивация

- Загадки о ёжике

- Рассматривание иллюстраций

-Уточнение и показ способов создания базовых элементов

-Индивидуальная помощь

-Анализ детских работ

36

Композиция «Ёжик»

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Содействовать развитию мелкой моторики рук.

-Игровая мотивация

-Показ инструкционных карт и схем изготовления поделок

-Рассматривание иллюстраций

-Индивидуальная помощь

-Итог занятия

19 неделя

37

Композиция «Рыбки плавают, ныряют»

Познакомить детей с многообразием форм различных рыб и спецификой их декора. Закреплять навыки создания несложной композиции, умение располагать предметы в пространстве, красиво подбирать по цвету. Воспитывать аккуратность

- Загадки о рыбах

- Рассматривание альбома «Аквариумные рыбки»

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Вопросы, совместное действие педагога с детьми

- Индивидуальная помощь

-Анализ детских работ

38

Композиция «Рыбки плавают, ныряют»

Упражнять в умении   декорировать образы. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

-Игровой момент

-Беседа и рассматривание альбома «Аквариумные рыбки»

-Вопросы, совместное действие педагога с детьми

- Индивидуальная помощь;

-Итог занятия

Февраль

20 неделя

Ф

Февраль

30

Открытка – валентинка. Композиция

Познакомить детей  с примерами оформления открытки-валентинки, с  технологией изготовления открыток с элементами плетения разрабатывать дизайн своей открытки. Развивать творческие способности.

- Игровая мотивация

-Упражнение «Найди отличия»

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Индивидуальная помощь

-Анализ  детских работ

40

Открытка – валентинка. Композиция

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Содействовать развитию мелкой моторики рук.

-Игрой прием

-Рассматривание иллюстраций

-Показ детьми способа декорирования поделки

-Обыгрывание детских работ

21 неделя

3 неделя

41

Открытка «Гвоздика». Композиция

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца. Развивать воображение.

-Беседа  о празднике День защитника Отечества

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

 -Художественное слово

-Совместное действие с педагогом

-Поощрение

42

Открытка «Гвоздика». Композиция

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Научить делать базовые заготовки цветка. Развивать наблюдательность, творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность  Воспитывать у детей интерес к окружающему. Содействовать развитию мелкой моторики рук.

-Беседа  о празднике День защитника Отечества

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Сюрпризный момент

 -Напоминание последовательности работы

-Использование в сюжетно-ролевых играх

-Художественное слово

22неделя

43

Головоломки из квадрата и треугольника. Композиция.

. Упражнять в умении  работать с шаблонами. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством квиллинга. Совершенствовать технику лепки конструктивным способом. Создавать выразительный образ. Развивать творчество.

-Рассматривание иллюстраций

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

 -Индивидуальная помощь

-Оценка детских работ

44

Головоломки из квадрата и треугольника. Композиция

Продолжать учить детей раскрашивать готовые поделки. Воспитывать у детей интерес к окружающему, общественным явлениям, стремление выразить свое отношение к праздничным событиям.

Сюрпризный момент  

-Работа по словесной инструкции

-Обыгрывание детских работ

23 неделя

46

 Композиция «Открытка для мамы».

Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы». Воспитывать умение планировать свою работу

-Чтение стихов о маме

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Вопросы, совместное действие педагога с детьми

-Поощрение

-Итог занятия

46

Композиция «Открытка для мамы».

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Развивать стремление к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Развивать согласованность в движениях рук и глаза. Воспитывать умение планировать свою работу

-Чтение стихов о маме

-Сюрпризный момент

-Создание композиции

-Показ способа украшения

- Индивидуальная помощь

Март

24 неделя

47

Композиция «Открытка для мамы».

Продолжать работу с шаблонами. Поддерживать интерес к поиску способов оформления поделки. Развивать творческие способности. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником подарить работу, сделанную своими руками

-Чтение стихотворения Е. Благининой «Все хожу, все думаю, смотрю…»

- Уточнение и показ способа создания цветка и его декорирования

- Индивидуальная помощь

- Оценка детских работ

48

Оформление фото рамки. Композиция

Знакомство   с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка».

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Сюрпризный момент -Напоминание последовательности выполнения заготовок

-Использование в сюжетно-ролевых играх

25 неделя

49

Оформление фото рамки Композиция.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности, к поиску выразительности для более причудливого раскрытия знакомых образов. Развивать воображение.

-Сюрпризный момент

-Вопросы

 -Словесная инструкция;

-Художественное слово.

50

Оформление фото рамки Композиция.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Воспитывать у детей интерес к окружающему. Содействовать развитию мелкой моторики рук.

-Вопросы

-Сюрпризный момент

-Напоминание последовательности выполнения работы

-Использование в сюжетно-ролевых  играх

26 неделя

51

Коллективная работа с использованием техники «квиллинг»

Учить создавать несложные композиции, умение располагать предметы в пространстве, красиво подбирать по цвету. Воспитывать аккуратность.

-Художественное слово

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Поощрение

-Анализ занятия

52

Коллективная работа с использованием техники «квиллинг»

Продолжать учить детей собирать готовые поделки. Упражнять в умении   составлять коллективную композицию. Воспитывать у детей интерес к окружающему. Содействовать развитию мелкой моторики рук.

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Художественное слово

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Сюрпризный момент

-Напоминание последовательности выполнения образцов

-Итог занятия

27неделя

53

Коллективная работа с использованием техники «квиллинг»

Закреплять навыки создания несложной композиции, умение располагать предметы в пространстве, красиво подбирать по цвету. Воспитывать аккуратность.

-Игровая мотивация

-Сопровождение объяснения показом

-Художественное слово

-Вопросы

-Обыгрывание поделки

54

Коллективная работа с использованием техники «квиллинг»

Упражнять в умении   декорировать образы. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Воспитывать у детей интерес к окружающему. Содействовать развитию мелкой моторики рук.

-Вопросы,

-Сюрпризный момент

-Напоминание последовательности выполнения украшения

-Использование в сюжетно-ролевых играх

Апрель

28 неделя

55

Композиция «Бабочки».

Закрепить основное понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочка». Формировать умение передавать строение и характерные особенности улитки. Развивать внимание и творчество. Применять в работе свои знания и умения.

Краткая беседа о бабочках

-Рассматривание иллюстраций

-Инструкционные карты и схемы изготовления поделок Индивидуальная помощь

-Оценка детских работ

56

Композиция «Бабочки».

Закреплять навыки создания несложной композиции, умение располагать предметы в пространстве, красиво подбирать по цвету. Воспитывать аккуратность

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Создание композиции

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

- Индивидуальная помощь

29 неделя

57

Композиция «Улитка, покажи свои рожки!»

Совершенствовать технику вырезывания полоски для поделки. Поддерживать полученный интерес к поиску способов дополнения и оформления.

- Присказка об улитке

-Рассматривавние иллюстраций

- Уточнение этапов выполнения работы (алгоритм),

-Частичный показ

-Индивидуальная помощь

-Оценка детских работ

58

Композиция «Улитка, покажи свои рожки»

Продолжать учить детей совершенствовать технику вырезывания полоски для поделки Воспитывать у детей интерес к окружающему. Развивать мелкую моторику рук.

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Сюрпризный момент, - Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Художественное  слово

-Итог занятия

30 неделя

59

Композиция «Лягушачья ламбада»

 Учить детей самостоятельно выбирать сюжет. Учить создавать объёмную поделку из гофрированного картона, совершенствовать навыки кручения, развивать мелкую моторику рук, воспитывать бережное отношение к природе

-Игровая мотивация

-Художественное слово

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Индивидуальная помощь

-Анализ и обыгрывание детских работ

60

Композиция «Лягушачья ламбада»

Продолжать учить детей создавать готовые поделки. Воспитывать у детей интерес к окружающему. Развивать мелкую моторику рук.

-Вопросы,

 -Сюрпризный момент,

-Напоминание последовательности выполнения поделки,

 -Художественное слово

-Итог занятия

31 неделя

61

Композиция «Павлин»

Уточнять и расширять знания детей о птицах, многообразии их видов и особенности строения. Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой в технике «квиллинг». Развивать мелкую моторику рук, усидчивость и терпение при выполнении работы. Развивать интерес к природе.

-Игровая мотивация;

-Художественное слово

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Индивидуальная помощь

62

Композиция «Павлин»

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой в технике «квиллинг». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

-Вопросы,

-Сюрпризный момент, -Напоминание последовательности выполнения,

-Художественное  слово

-Итог занятия

Май

32 неделя

63

Композиция «Черёмуха»

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой в технике «квиллинг».. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

-Загадывание загадки -Рассматривание иллюстраций

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

 -Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Проговаривание действий

-Поощрение

64

Композиция «Черёмуха»

Упражнять  детей в умении раскрашивать готовые поделки. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца, любовь к природе

-Игровой момент

-Вопросы,

-Напоминание последовательности выполнения

-Художественное слово

-Итог занятия

33 неделя

65

Композиция «Сама в садик я ходила, сама буду поливать»

Продолжать совершенствовать навыки создавать изделия конструктивным способом. Развивать наблюдательность, творчество, воображение. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

-Сюрпризный момент

-Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Проговаривание действий

-Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

-Художественное слово

66

Композиция «Сама в садик я ходила, сама буду поливать»

Закреплять    умение детей работать с шаблонами. Развивать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе

-Вопросы

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Проговаривание действий

-Напоминание,

-Художественное слово

-Итог занятия

34 неделя

67

Композиция «Сама в садик я ходила, сама буду поливать»

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм и их сборка в композицию. Уточнить правила составления композиции. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

Сюрпризный момент

- Инструкционные карты и схемы сборки поделок

-Проговаривание действий

-Напоминание

-Художественное слово

-Поощрение.

68

Итоговая

диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики после реализации программы

Задания и упражнения

по методике

Н.О. Озерецкого,

 Н.Н. Гуревич

35 неделя

69

Итоговое занятие

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

-Игровая мотивация

- Рассматривание детских поделок

- Составление композиций по темам.

-Итог

70

Итоговое занятие

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

-Игровая мотивация

- Беседа о достижениях детей

-Оформление альбома «Наши достижения».

36 неделя

71-72

Выставка детских работ.

Пропаганда детского творчества и стимулирования интереса детей  и родителей к получению дополнительного образования. Обобщение и систематизирование знаний полученных за время обучения технике «квиллинг».

-Беседа

- Рассказы детей о своих работах

- Поощрение


2. Мониторинг

    Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы выявить педагогическую эффективность реализации программы..

    Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

2.1. Методика и критерии диагностического обследования уровня развития мелкой моторики рук

    Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками     Н.О Озерецкого, Н.Н Гуревич.

Задание №1

    Цель: выявить уровень умения детей принять правильную позицию пальцев.

    Все упражнения выполняются после показа.

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);

«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно принимает правильную позицию пальцев

2 балла – ребенок  принимает правильную позицию пальцев с помощью взрослого после повторного показа.

1 балл – Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)

Задание №2

    Цель: выявить уровень умения детей последовательно выполнять движения руками.

Педагог  показывает детям, как выполнить это упражнение. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

«Ладонь, кулак, ребро»

Оценка:

3 балла – ребенок правильно выполняет динамические движения

2 балла – ребенок  с помощью взрослого выполняет динамические движения

        1 балл – ребенок не может плавно переходить от одного движения к    другому; движения разорваны, изолированы:

Задание №3

    Цель: выявить уровень умения детей правильно держать карандаш, проводить линии.

Педагог  предлагает дорисовать линии.

«Дорисуй прямую линию»

«Дорисуй волнистую линию»

«Дорисуй ломаную линию» (заборчик)

Оценка:

3 балла - ребенок правильно держит карандаш,  продолжает линию карандашом: с нажимом не прерываясь.или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая, ломаная

2  балла - ребенок правильно держит карандаш, проводит тонкую линию без нажима, требуется помощь взрослого.

        1 балл - ребенок держит карандаш не правильно, линия тонкая, прерывистая , изолированная.:

Задание №4

    Цель: выявить у детей уровень сформированности  координации  движений , содружество рук.

Вырезание ножницами

Сгибание листа бумаги пополам

    Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит согнуть лист пополам и вырезать по контуру изображение.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.

 2 балла – ребенок испытывает затруднения,  требуется помощь взрослого;

 1 балл – ребенок не умеет сгибать лист,  правильно держать ножницы и пользоваться ими.

2.2. Протокол обследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Имя Ребенка

Повторяет фигуры из сложенных пальцев

Повторяет движения рук

Проводит линии

Умеет работать с бумагой и ножницами

Общее количество баллов

Уровень

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1

2

3

4

5

6

Высокий уровень: (10-12 баллов)

Средний уровень: (от 6 до 9 баллов)

Низкий уровень: (ниже 5 баллов)

2.3. Качественная характеристика уровней развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень: (от 10 до 12 баллов) ребенок самостоятельно принимает правильную позицию пальцев, правильно выполняет динамические движения, уверенно держит карандаш,  продолжает линию карандашом: с нажимом не прерываясь, правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.

Средний уровень:  (от 6 до 9 баллов) ребенок после повторного показа с помощью взрослого принимает правильную позицию пальцев, испытывает затруднения при выполнении выполняет динамических движений, проводит тонкую линию без нажима, требуется помощь взрослого, при сгибании листа, вырезании по контуру.

Низкий уровень:  (ниже 5 баллов) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается),не умеет плавно переходить от одного движения к    другому; движения разорваны, изолированы, держит карандаш не правильно, линия тонкая, прерывистая , изолированная, не умеет сгибать лист,  правильно держать ножницы и пользоваться ими.

2.4. Требования к уровню подготовки воспитанников

    При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

Интегративное качество

«Любознательный, активный»:

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Проявляет устойчивый интерес к конструированию.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.

Интегративное качество

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Ребенок

Знает:

• виды и назначение изделий;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы квиллинга, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов;

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Умеет:

•нарезать полоски для работы;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• составлять композицию из отдельных элементов;

• гармонично сочетать цвета;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;


3. Контроль за реализацией программы

    Контроль за реализацией Программы  по дополнительной образовательной услуге для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебный завиток» осуществляет:

 -аадминистрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

-родители (законные представители) детей  старшего дошкольного возраста.

    Контроль за реализацией Программы  по дополнительной образовательной услуге для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебный завиток» осуществляется через:

- изучение «Журнала учета проведения кружковой работы»;

- организацию выставок детских работ;

- участие детей в конкурсах

4. Механизм реализации программы

    Координатором программы по дополнительной образовательной услуге является Администрация МБДОУДСКВ №46 «Кот в сапогах».

    Исполнителем программы является Порубова Н.М. воспитатель первой квалификационной категории.

    Координатор:

-разрабатывает перечень показателей для контроля за ходом реализации Программы;

-анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;

-подготавливает и вносит предложения по совершенствованию и корректировки механизмов реализации программы.

    Исполнитель:

- участвует в реализации мероприятии Программы;

-разрабатывает календарно-тематический план, необходимый для реализации программы;

-подготавливает ежеквартально детских работ, фотовыставки, оформляет альбомы;

-несет ответственность за своевременную качественную подготовку и реализацию программы;

- обеспечивает методическое и организационно-техническое сопровождение реализации программы;

-проводит мониторинг реализации Программы. 

Реализация программы включает три последовательных этапа:

  1. Организационный этап

Анкетирование родителей

 Формирование группы детей для работы в кружке «Волшебный завиток».

Проведение диагностики по определению уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

  1. Основной этап

Реализация мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством «квилинга».

  1. Заключительный этап

Итоговые занятия. Организация выставок детских поделок. Итоговая диагностика

 

Формы предоставления результатов

-самоанализ (отчет)

-результаты мониторинга.

.


Список литературы

1.  Г. Н. Давыдова  «Бумагопластика. Цветочные мотивы». – М: Издательство «Скрипторий     2003», 2007 г.

2.  Ханна Линд. «Бумажная мозаика». – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Джун Джексон. «Поделки из бумаги». Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4.  О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. «Мастерилка. Я строю бумажный город». Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5.  Н. И. Докучаева «Мастерим бумажный мир. Школа волшебства». Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. А. Н. Быстрицкая. «Бумажная филигрань». – «Просвещение», Москва 1982.

7.  Р.Гибсон. «Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы».- «Росмэн», Москва 1996.

8.  Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент». - «Университет», Москва 2000.

9.  Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». - Полигон С.-Петербург 1998.

10.  Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей» – М: Просвещение, 1990

11.  З.А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада» – М.: Просвещение, 1992.

12.  О. В. Добина «Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников» – М: Сфера, 2001.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида № 46

«Кот в сапогах»

Отчет по реализации программы  

по дополнительной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 «Волшебный завиток»

за 2013 – 2014 учебный год

Руководитель: воспитатель

первой квалификационной      

категории  Порубова Н.М

Нижневартовск, 2013-2014 год

В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках программы по дополнительной образовательной услуге для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный завиток».
Данная программа по дополнительной образовательной деятельности разработана на основе парциальной «Конструирование и ручной  труд в детском саду» Л.В. Куцаковой, которая рекомендована Министерством образования РФ и направлена на обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» для детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 46 в групповой комнате с детьми старшего дошкольного возраста (7-го года жизни) группы компенсирующей направленности  № 1.

Формой обучения являлись занятия по дополнительной образовательной услуге «Волшебный завиток», которые проводились 2 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут. Всего 72 занятий в год.

Итоги реализации программы на конец года (36 неделя):

  • галерея детских работ (Приложение № 1);
  • итоговое занятие (Приложение №2);
  • участие в городских конкурсах  художественно-эстетической  направленности;
  • творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Кружок посещает 8 детей старшего дошкольного возраста.

Занятия дети посещали по желанию, а также по рекомендации узких специалистов, чей уровень художественного развития ниже среднего.

Обучение квиллингу осуществлялось в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.

           В ходе реализации программы по дополнительной образовательной деятельности «Волшебный завиток» отслеживались результаты детей. Для этого  проводилось педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста по продуктивной деятельности по определённым критериям анализа и оценки, созданных детьми изображений. (Приложение № 3)  

Цель:

Развитие мелкой моторики рук посредством освоения техники «квиллинг».

    Задачи:

1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами «квиллинга»;

2.Учить составлять схемы изделий и читать их, создавать предметные и     сюжетные композиции, используя инструкционные карты.

3. Развивать глазомер, точность движений пальцев.

Отличительная особенность программы

по дополнительной образовательной деятельности «Волшебный завиток»

1. Занятия  выстраивала с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно – продуктивной деятельности дошкольников. В построении занятий применялась единая сюжетная линия:

  • Организационная часть - содержит познавательный компонент.
  • Практическая часть – применение технологических карт, инструкционных схем сборки изделий, таблиц рекомендуемых цветовых сочетаний.
  • Итоговая часть -  «вернисаж» детских работ.

2. Использование тематического литературного, музыкального, фольклорного материала позволило сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. Занятия продумывала так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.

3. Выстраивая педагогический процесс, уделяла большое внимание игре, как методу радостного, ненапряженного познания. Включение дидактических игр и упражнений значительно повысило эффективность обучения, обеспечило рациональное сочетание и смену деятельности, предупредило утомляемость, сохранило высокую работоспособность. В своей работе использовала игры на развитие творческой активности: «Объедини по группам», «Разложи по полкам», «Собери картинку» «Найди отличия»,

4. К методическим особенностям построения занятий с целью развития мелкой моторики рук я отнесла пальчиковые игры (массажи) с  использованием нетрадиционных материалов  (Приложение № 4).

5. Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» позволило осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствовало:

- интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

 - развивает мелкую моторику рук.

 6. Свою работу  с использованием техники «квиллинг» начинала по принципу «от простого к сложному». Основные базовые, используемые в работе формы: “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”, «завиток», «спираль», «глаз», «лист». «полукруг», «стрела».

(Приложение № 5)

7. Большую помощь в приобщении детей к прекрасному оказали прогулки. Наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя неизгладимый след в их сознании, жизни. Наблюдения проводились с группой детей в утренние и вечерние часы.  Основным методом в процессе наблюдения являлась беседа.

8. В процессе занятий использовались различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие..

Работа с родителями в ходе реализации  программы по дополнительной образовательной деятельности «Волшебный завиток»

           Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Я использовала возможность общения с родителями, и одна из моих задач  - установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей.

           Взаимодействие с родителями было  индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требовала особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя.

           В работе с родителями придерживалась следующих правил:

  • учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
  • находить в каждом ребенке что - то хорошее и хвалить от души детей;
  • уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
  • доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
  • по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.

           Тесный контакт с родителями помог не только собрать различный иллюстративный материал, но и привлечь родителей к участию в занятиях – досугах, КВН. Использовались  следующие  формы  сотрудничества:

  • «Консультационный пункт», где предлагались консультации для родителей. (Приложение №6)
  • Мастер-класс для родителей «Поздравительная открытка в технике квиллинг» (Приложение № 7)
  • «Галерея работ детей» проводились в конце каждого месяца.

В результате работы кружка: 

Познакомились:

  • с техникой безопасности при работе с режущими инструментами и клеями;
  • с историей рождения бумаги и возникновения техники «квиллинг»;
  • с основными базовыми формами квиллинга;
  • с технологической картой и обозначением форм на схемах;
  • с основным понятием “композиция” и способах и правилах её составления.

Повысился уровень (по анализу выполненных работ):

  • развития мелкой моторики рук на 37,5%;
  • навыков и практических умений;
  • коммуникативных способностей детей;
  • социализации воспитанников (дети являлись активными участниками творческих конкурсов муниципального, регионального и федерального  уровня)
  • активности родителей (родители привлекались  к творческо-образовательному процессу).
  • уровень интегративных качеств («Любознательный, активный»,  «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»).