Дополнительная образовательная программа "Бум-Ка"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Беляева Наталья Владимировна

Дополнительная образовательная программа по изготовлению игрушек из бумаги и бросового бумажного материала. Рекомендованна для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bumka.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр развития творчества детей и юношества»

(МБОУ ДОД ЦРТДиЮ)

Дополнительная образовательная программа

«Бумажная игрушка» 1 год обучения

«Объединение «Бум-Ка»

Составитель программы:

Беляева

 Наталья Владимировна

 педагог дополнительного образования

г. Ханты-Мансийск

2015г


 Содержание программы

1.Пояснительная записка  (актуальность, новизна,  ключевая концепция, принципы обучения и воспитания, цель и задачи  программы,  критерии оценки эффективности освоения программы)………………………………1-5

2. Учебно-тематический план…………………………………………………5

 Содержание дополнительной образовательной   программы…………….7

3.Учебно-методический комплекс к программе (список литературы, интернет ресурсы, диагностические материалы: система оценивания, критерии оценивания,  индивидуальные план работы с одарёнными детьми,  наглядный и дидактический материал к программе)…………………………………….7

  1. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная образовательная программа составлена на основании следующих нормативных документах:

  • ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844.
  • СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 41 от 4.07.2014 г.
  • Устав МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Приказ № 247 от 29.03.2012года).  О нормативах наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях      распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063-р
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ  от 29.08.2013г.№ 1008  « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Данная программа предназначена для занятий с детьми в МБОУ «Детский сад № 18 «Улыбка» в рамках взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации. Возраст детей  с 5-6 лет. Рассчитана программа на 1 год обучения, учебно-тематический план составляет 100 часов.  

 Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что работа с бумагой позволяют  обучаемому ребенку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.                                                                                  

Новизна состоит в том, что  поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

  Ключевая концепция данной программы заключается в предоставлении дополнительных образовательных услуг, детям 5 - 6 лет и составлена с учетом возраста учащихся. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Принципы обучения и воспитания

1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.

2. Принцип гуманности – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и досуга  детей.

3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.

 5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.

6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралась на то, что уже усвоено.

Цель программы Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности при изготовлении бумажных игрушек.

Задачи  программы

Обучающие

  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.        

Воспитательные

  • Расширять коммуникативные способности
  • Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

 

  Критерии оценки эффективности освоения программы

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по созданию работы. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося.

Самостоятельность в работе

  • самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до исполнения;
  •  выполнение работы с небольшой помощью педагога;
  • выполнение работы под контролем педагога.

Трудоемкость 

  • сложно;
  • достаточно сложно;
  • достаточно просто.

  Цветовое решение 

  • удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно;
  • неудачное решение, цвета теряются и сливаются.

  Креативность 

  • самостоятельное составление эскиза предстоящей работы;
  • оптимальный выбор конструктивной формы изделия;
  • использование различных способов работы;
  • изделие выполнено на основе образца.

 Способы проверки результативности освоения программы (виды контроля)

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.
  • Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;
  • Итоговый, проводимый после завершения всей программы.

2. Учебно-тематический план

п/п

Название тем, разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Введение

1

Свойства бумаги и картона. Игрушки за пять минут

2

1

1

Итого:

2

1

1

Простое  и сложное складывание

2

Складывание в технике двойного квадрата, двойного прямоугольника.

2

1

1

3

Игрушки из витых полосок.

2

-

2

4

Игрушки из пушистых шариков

2

-

2

5

Животные .Складывание.

4

-

4

6

Игрушки в технике фонарики.

2

-

2

7

Звери. Складывание двойного круга.

8

-

2

8

Складывание бумажных гармошек

8

1

7

Итого:

28

2

26

Поделки из бросового бумажного материала

9

Машины

2

-

2

10

Зверушки из фтулок

4

-

4

11

Зверушки из бумажных тарелок

4

-

4

12

Домики

6

1

5

13

«Квадрарики».

4

-

4

Итого:

20

1

19

Новогодние поделки

14

Снежинка-балеринка.

2

-

2

15

Игрушки из полосок на елку.

6

-

6

16

Дед мороз и Снегурочка.

2

-

2

17

Гирлянды на ёлку.

2

-

2

18

Символ года

4

-

4

19

Рождественский ангел

4

-

4

Итого:

20

-

20

Праздничные поделки

20

 Сердечки

4

-

4

21

Военная техника

4

-

4

22

 Цветы

8

1

7

23

Пасхальные поделки

4

1

3

25

День Победы

6

1

3

26

Рамочки для фото

4

-

4

Итого:

30

3

27

Всего:

100

7

93

Содержание дополнительной образовательной   программы

№п/п

Название тем, разделов

Количество часов

содержание

Введение.

2

Показать детям свойства бумаги и что можно из нее делать.

Простое и сложное складывание

28

Складывание оригами, гармошки, двойной круг, пушистые шарики.

Поделки из бросового бумажного материала

20

Использование бросового бумажного материала для изготовления игрушек

Новогодние поделки

20

Изготовление новогодних игрушек и подарков.

Праздничные поделки

30

Изготовление игрушек, поделок и открыток к праздникам

Всего:

100

Ожидаемые результаты

В результате обучения учащиеся:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  •  научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);  научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

  1. Учебно-методический комплекс к программе

Список литературы

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008.
  2. Е.А. Каминская Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. – М.: РИПОЛ классик 2011г.
  3. Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  4. Латипова, Л.Н.Основы прикладного искусства: практикум  Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2012.

  1. Анна Лимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006.
  2. Нагибина М.И.,  Долженко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и картона / Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
  3. Фокина JI.B.  История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие Ростов н/Д Феникс, 2009.

Интернет ресурсы

www.vidod.edu.ru - федеральный портал «Дополнительное образование детей».

 www.schoolbase.ru - всероссийский школьный портал.

 www.club-rukodelie.com/toys.html  - клуб рукоделие

www.proshkolu.ru  - портал для учителей (методические материалы)

www.pedmir.ru - сайт практической направленности (разработки уроков, презентации)

www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.

nttp://nsportal.ru – социальная сеть работников образования

www.maam.ru  (9729.maam.ru)  - международный образовательный портал

Диагностические материалы: система оценивания, критерии оценивания.

Мониторинг объединение «Бум-Ка» (Бумажная игрушка)

№ П/п

Фамилия Имя

складывание

складывание

вырезание

пользование шаблоном

Вырезание мелких деталей

Склеивание

  Точность исполнения по образцу

итог

Итог:

 Низкий  Средний

Высокий

 

Оценка результата:1 -2 низкий уровень,  3-4 средний уровень ,5 – 6 высокий уровень

                                 

Индивидуальные план работы с одарёнными детьми 

на 1 полугодие 2015-2016учебный  год

Объединение: «Бум-Ка» (бумажная игрушка)

п/п

Мероприятия

Срок

Результат

1

Выработка направления и темы индивидуального образовательного маршрута  

Сентябрь 2015

Тема «Новая жизнь ненужных вещей»

2

Изучение литературы 1.Екатерина Румянцева: Аппликация. Простые поделки

2.Вита Напара: Поделки из ненужных вещей. Шаг 2

3.Анастасия Иванова: Поделки из ненужных вещей

4.Ирина  Агапова, Маргарита Давыдова: Поделки и подарки к праздникам

Сентябрь 2015

Выбор тем для занятий

3

Формулировка цели, задач, принципов работы.

Составление плана работы по достижению поставленной цели.

Октябрь 2015

Составление плана работы по достижению поставленной цели.

4

Связь способностей детей со знаниями и умениями.

Октябрь- ноябрь 2015

Практические занятия

5

Написание отчёта по проделанной работе в методический кабинет.

декабрь 2015 года

Подведение промежуточного итога проделанной работы.

Наглядный и дидактический материал к программе

Фотогалерея и альбом «Работы «Бум-Ка»

http://ok.ru/profile/574870379318


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...