Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Строение и свойства сыпучих веществ»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Котова Наталья Станиславовна

Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25

Московского района Санкт-Петербурга

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Строение и свойства сыпучих веществ»

Санкт-Петербург

2014

        Цель: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

        Задачи:

        

  1. Образовательные:

- Познакомить детей с новым исследовательским инструментом – лупой.

- Закрепить знания о песке и других сыпучих веществах, рассмотреть их строение при увеличении.

- Стимулировать активность детей и подводить их к выводам при изучении свойств сыпучих веществ.

  1. Развивающие:

- Развивать у детей умение композиционного построения рисунка (ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер).

- Развивать творческие способности и воображение детей.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Воспитывать аккуратность при работе с сыпучим материалом.

        Материалы: речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с тёплой водой, чайные ложки (на каждого ребёнка), два короба с речным песком, установленные на двух стульях, белый картон и простой карандаш (на каждого ребёнка), баночки с цветной солью (жёлтая, красная, зелёная, синяя).

        Предварительная работа: дидактическая игра «Большой - маленький», заучивание текста и движений физкультминутки «Волны плещут в океане…».

Использованная литература: Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность дошкольников

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова оказались в нашей исследовательской лаборатории. А попробуем мы сегодня изучить с вами свойства сыпучих веществ.

А кто мне скажет, что такое сыпучие вещества? Почему они так называются?

В: Правильно, это то, что может сыпаться и пересыпаться. Молодцы!

В: Назовите какие-нибудь вам известные сыпучие вещества.

В: Песок, соль, сахар. Верно. Ну а самый распространённый и везде встречающийся – это, конечно, песок.

Его мы и изучим сейчас.

В: Вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твёрдый, мягкий или жидкий?

В: А теперь подумайте и ответьте: из чего состоит песок?

В: Песчинки твёрдые или мягкие?

В: Давайте проверим. Вот вам по блюдечку с песком. Насыпайте немного песчинок себе на ладошку. Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке…  Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твёрдые?

В: Правильно. Песчинки твёрдые, но они очень мелкие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давайте проведём опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупой.

Воспитатель раздаёт детям лупы.

В: Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твёрдые или мягкие?

В: Кто мне скажет, почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок?

В: Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке.

А теперь мы с вами изучим ещё один  песок, но уже сладкий – сахарный песок.

Воспитатель раздаёт детям по кусочку сахара.

В: Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?

В: Правильно, сахар-рафинад твёрдый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко пальцами и надавите им на стол… Сахар рассыпался на мелкие кусочки. Давайте и их рассмотрим через лупу!

В: Похожи сахарные песчинки на обычный песок?

В: А чем отличается сахар от песка?

В: Если мы сахар положим в воду, что произойдёт?

В: А если мы песок насыплем в воду, что будет?

Давайте проверим?

Воспитатель раздаёт детям по два стакана с тёплой водой и по чайной ложке.

В: Положите сахар в воду и помешайте ложечкой.

Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда же он исчез?

В: Сахар остался в воде, только мы его не видим. Вода стала сладкая. А теперь возьмите песок и высыпьте его в другой стакан. Размешайте его.

Растворяется песок в воде?

В: Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок нет. Сыпучие вещества чем-то похожи, например, тем, что они состоят из отдельных песчинок. А в чём-то различны, например, при растворении в воде, как сахарный песок и песок обычный.

В: Ребята, а какое сыпучее вещество мы с вами хорошо знаем, так же, как и сахар? И где это вещество используют?

Физкультминутка «Волны плещут в океане…»

В: Давайте-ка, немного отдохнём.

Скажите мне, где много песка?

Много песка на пляже. И мы сейчас с вами попробуем, используя самый главный наш инструмент – воображение, отправиться из холодной осени на тёплый песчаный пляж.

«Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей!

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

Над волнами чайки кружат,

Полетаем с ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Поглядите, чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок!

Дидактическая игра «Спрятанные ракушки»

В: Посмотрите, какой хороший мягкий песочек у нас на пляже. Так и хочется его потрогать, попересыпать из руки в руку, да? Давайте мы немного с ним поиграем?

В: В этом песке есть клад из ракушек, ваша задача искать их в песке и класть рядом с собой. Справитесь?

В: А теперь посчитайте, сколько ракушек каждый из вас нашёл?

В: Молодцы! Отдохнули немного. Отряхните руки как следует. А теперь давайте вернёмся на свои места за столы в нашу исследовательскую лабораторию.

Творческая часть занятия. Картина из песка.

В: Ну что ж, ребята, а каким же образом можно использовать свойства сыпучих веществ?

Посмотрите на эту картину, проведите по ней пальчиками. Какая она на ощупь?

В: А знаете, из чего она?

В: Она из цветного песка. Да, ребята, песок можно красить, а затем создавать целые шедевры. И не только картины, но декоративные бутыли, наполненные разноцветным песком слоями. Посмотрите, что можно создать из цветного песка.

Воспитатель показывает примеры картин из песка и поделки из него.

В: А хотите, мы с вами сегодня попытаемся создать что-то подобное? Перед вами белый картон и простой карандаш, клей и кисточка, баночки с цветным песком. Попробуйте нарисовать что-нибудь простое: матрёшку, машинку, мячик, пирамидку или то, что захотите. Затем надо будет намазать клеем картон с рисунком и щепотками цветного песка заполнять ваш рисунок. Попробуйте, у вас наверняка получится очень красивая и необычная картина. А когда клей высохнет, крупинки песка останутся приклеенными.

Приступайте!

Воспитатель помогает отдельным детям, если это необходимо, контролирует аккуратность выполнения работы.

В конце занятия следует обратить внимание на картины в целом.

В: Посмотрите, какие картины у нас получились!

Вам понравилось рисовать песком?

Итог занятия.

В: Сегодня мы с вами в нашей исследовательской лаборатории изучали строение сыпучих веществ с помощью лупы. Узнали, из чего они состоят. А также, выявили свойства этих веществ. И узнали, что некоторые могут растворяться в воде. Поиграли с песком, и даже смогли сотворить песчаную картину.

А теперь наша лаборатория на время закрывается. Всем спасибо и до новых встреч!

Ответы и предположения детей.

Дети: Песок, соль, сахар.

Дети: Мягкий.

Дети: Из песчинок.

Предположения детей.

Дети берут блюдечко с песком и насыпают песок себе на ладонь. Повторяют действия воспитателя. Приходят к выводу, что песчинки твёрдые.

Дети рассматривают песчинки.

Дети: Похожи на камушки. Они твёрдые.

Дети приходят к выводу, что песчинок очень много.

Дети получают по кусочку сахара, кладут его на салфетку.

Дети: Белый, твёрдый, сладкий.

Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.

Дети: Похожи.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети берут сахар и бросают его в стакан с водой, размешивают.

Дети приходят к выводу, что сахар растворился в воде.

Дети насыпают в воду песок, пытаются размешать его в воде и делают вывод, что песок в воде не растворяется.

Дети: Соль. Используют при приготовлении еды.

Ответы детей.

Дети выходят на ковёр.

Дети машут руками, изображая волны.

Дети вытягивают руки вперёд.

Дети вытягивают руки вверх.

Дети приветственно машут руками.

Ходьба на месте.

Наклоны вперёд.

Дети сжимаю кулачки.

Приседания.

Дети машут руками, как крыльями.

Дети изображают плавательные движения.

Ходьба на месте.

Дети садятся на ковёр вокруг деревянных «бассейнов» с песком.

Дети рассматривают песок, опускают в него руки, пересыпают.

Дети начинают искать ракушки в песке.

Дети считают ракушки, найденные в песке.

Дети отряхивают руки и садятся за столы.

Дети рассматривают картину. Изучают её на ощупь.

Дети: Картина неровная, шероховатая.

Предположения детей.

Дети рассматривают иллюстрации и поделки, предложенные воспитателем.

Дети карандашом изображают простой рисунок, намазывают картон клеем и, затем, по щепотке цветного песка начинают «раскрашивать» её.

Ответы детей.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Космонавты"

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром. В работе использовала Слайды о космосе, палочки Кюизенера, кубики ЛЕГО....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован  разнообразный...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Мама – главное слово на свете»

Содержание музыкально-речевого занятия построено с использованием интегративных приёмов....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....

Конспект интегрированного занятия В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».

Конспект занятия. В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитанников...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды....