Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности "Куклы-обереги"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Арина  Геннадьевна  Ласковас

Представлен план проведения образовательной деятельности с детьми  подготовительной  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc50 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_0.ppt998 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно  образовательная  деятельность

«Куклы-обереги»

Цель:  способствовать приобщению дошкольников к  народной  культуре.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- формировать у  детей  понятие «оберег»;

- познакомить с куклами-оберегами: «Травница», «Крупеничка», «Скрутка», «Пеленашка»;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать интерес, уважение  детей к народной  кукле, к народным традициям;

Образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие»:

- формировать  интерес  детей  к изготовлению  народной  куклы «Пеленашки»;

- совершенствовать развитие  мелкой  моторики  рук, развивать  творчество.

 Оборудование: композиция « Зиль-Зёль», презентация на тему «Куклы обереги», ноутбук, телевизор или проектор с экраном, выставка  кукол, люлька с куклой-малышом, готовая  тряпичная  кукла пеленашка.

Материал: куколка - оберег, клубок, ободки  на голову, образцы кукол  оберегов, кусочки ткани, нитки, крупа, мешочки, шишка, солома, береста.

Предварительная работа: объяснение  значения  слов: «предки», «домотканая  одежда», подготовка  выставки  различных кукол.

План   мероприятия:

Педагог: мы  с  вами  подготовили  замечательную  выставку  кукол!  Полюбуйтесь  на  них. (Рассматривание кукол)Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке.

Еще есть куклы декоративные, которые можно одеть в национальные одежды и показать всем, как одевались наши прабабушки (дети рассматривают  куклу, одетую в национальный костюм).

А теперь представьте себе быт наших предков: ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов. Как вы думаете,  дети в те времена  не играли? (Ответы детей).   Куколки были самые разные: из ткани, из глины,  из соломы,  из золы.   Иногда  кукол  делали  прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок  и кукла готова! (Педагог демонстрирует природный материал: шишки, солому, бересту…)  Почему  таких  кукол называют «народными»? 

Народ создал  большое многообразие кукол, и я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Вот волшебный клубочек,  он покажет нам дорогу в прошлое. Вы готовы отправиться в путешествие? Воспитатель достает клубочек,  произносит слова:

Ты клубочек нас веди старину нам покажи

                                        Чтобы дети знать могли, прошлое Коми земли.

Дети садятся на стулья около экрана.

В прошлом делались куклы – обереги. Как  вы  думаете, что такое оберег?  ОБЕРЕГ-  это предмет, обладающий способностью оберегать своего владельца от разных бед.

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

Первые куклы  имели для наших предков особое значение! Их делали для очень значимых событий, таких как: сбор урожая, свадьба или рождение ребёнка, названия куклам давали самые простые и наивные. Как  их  делали, так и называли своих кукол. Делали обереги из старой ношеной одежды, обязательно хорошего человека. Лицо куклы, как правило, оставалось белым. Смысл этого обычая в том, что кукла без лица считалась недоступной для вселения в неё злых сил. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывали частицу души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Посмотрите  какой сюрприз я для Вас приготовила. Что это? (На столе лежат различные крупы: греча, пшено, рожь, пшеница)  Как вы думаете, зачем они здесь? (ответы детей).

Нет,  кашу варить мы не будем. А мы положим эти крупы в маленькие мешочки и туго завяжем их. Именно так наши предки приступали к изготовлению куклы. Внутри куклы  крупа  или  зерно. Как  бы  вы  назвали  такую  куколку? (Крупеничка  или  Зернушка) Это тряпичная кукла – оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.  Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Считалось, что каша передает силы  Матери Земли. Входящий в избу гость мог определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в доме беда.

Воспитатель предлагает обследовать куклу-Травницу: «Посмотрите и понюхайте  её. Чем  она  вам  нравится? Правильно, она  очень  приятно  пахнет. Что  же у неё  внутри? Как  можно  её  назвать?  Кукла «Кубышка- травница»  Такой оберег раньше был в каждом доме. Травницу делают для защиты здоровья, хорошего самочувствия и настроения»

А вот красавица коми  кукла Акань. Наши предки делали её из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутрь  клали бумажку, на которой была написана молитва. Одежду для куклы шили из лоскутов одежды старого человека и обязательно доброго. Шили кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой.

Кукла- скрутка, висящая в доме на стене, - наилучший оберег от порчи и сглаза.

Кукла-пеленашка. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Также её клали  младенцу в люльку для спокойного сна. Посмотрите, какая куколка пеленашка  у  моей  малышки (в люльке  рядом  с  малышкой  лежит  самодельная  кукла-пеленашка) У вас  наверно у всех  есть  свои  любимые  куклы, вы  их  укладываете  спать. Хотите, чтобы  ваши  куколки  тоже  спали  спокойно? Давайте  тогда  научимся  делать кукол пеленашек.

Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
- они не могут быть изготовлены для себя;
- изготавливаются только по доброй воле и от чистой души;

Сейчас  мы   превратимся  в народных умельцев.  Для этого мы наденем плетёные ободки  на голову. А так, как  мы будем делать оберег, и  он не может быть изготовлен для себя, вы сможете  куколок  друг другу.  

На столах лежат лоскутки ткани и тесёмочки.

Воспитатель: «Кукла - пеленашка делается очень просто. Сначала мы сложим лоскуток белой ткани пополам, а затем скатаем его в трубочку, и у нас получится скатка - лялечка. Перевяжем его в центре ниточкой, затем перемотаем ещё раз в центре одной половины скатки. Это будет голова. Далее завязываем куколке платочек. А теперь мы берём самый большой лоскуток и укладываем  лялечку по середине и начинаем пеленать. Вы догадались, почему  такую  куколку  называют  «пеленашка»?  Затем мы перевязываем куколку тесёмочкой и наш оберег кукла-пеленашка готова. Возьмите куклу в руки, покачайте, поговорите с ней ласково, почувствуйте ее тепло.

Воспитатель поёт колыбельную, дети качают пеленашек.

Тихо входит синий вечер в комнату мою.
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Уложу вас всех в кроватку, песню вам спою,
Спите детки сладко-сладко, баюшки-баю.
А теперь вы можете подарить свою куколку тому, кому захотите, и она  станет оберегом  тому  человеку.                                        



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУКЛЫ - ОБЕРЕГИ

Слайд 2

АКАНЬ –ОБЕРЕГ.

Слайд 3

ЗЕРНУШКА- КРУПЕНИЧКА.

Слайд 4

КУБЫШКА- ТРАВНИЦА.

Слайд 5

КУКЛА – СКРУТКА .

Слайд 6

Кукла- пеленашка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...