Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Космос глазами детей»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Дьякова Марина Васильевна
Развитие познавательной активности детей посредством продуктивной деятельности для оформления планетария.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kosmos_glazami_detey.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Средняя группа, 2017 г.

                                                                                      Воспитатель: Дьякова М.В.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

«Космос глазами детей» или «Мы дети Галактики»  

Цель:  Создание условий для развития познавательной активности детей посредством продуктивной деятельности для оформления планетария.

Задачи: 

  1. Формировать  первичные  представления о Вселенной, галактиках, звёздах, созвездиях.
  2. Вызвать познавательный интерес к окружающему миру.
  3. Способствовать  углублению  знаний детей об особенностях природы Космоса.
  4. Активизировать в лексике детей слова связаны с темой «Космос».
  5. Создать условия для побуждения к продуктивной деятельности.
  6. Активизировать фантазию и творческие способности детей.  
  7. Создать условия для инициативности, самостоятельности и взаимодействия друг с другом.

Оборудование:
Ход занятия:

1. Организационный момент.

1 вариант:

        Дети находятся в группе, по прибытию гостей воспитатель предлагает детям подойти поздороваться и познакомиться с гостями. После, как бы неожиданно находит красочную коробку, в которой находятся калейдоскопы.

 - Ребята, посмотрите, что я нашла? (с удивлением и восторгом). Кто знает что это? Что можно увидеть,  глядя в калейдоскоп? На что это похоже? (на звездное небо).

 - Кто из вас видел настоящее звёздное небо? А когда мы можем видеть звёзды? (ночью, на ночном небе). 

 - А кроме звёзд, что вы ещё видели на небе? (днем – солнце, а ночью – луну).

Рассказ воспитателя: 

Солнце, луна, звёзды – всё это находится в космическом пространстве. В наше время лексическое значение слова "космос" чаще представляет научный смысл и означает территорию вне Земли и её атмосферы. Используется термин «космическое пространство».

Вселенная – это огромное пространство, заполненное планетами, звёздами, галактиками, чёрными дырами, туманностями и т.д. Наша планета (Как она называется?) – это всего лишь песчинка в бесконечных просторах Вселенной.

Скопления звёзд с планетами образуют галактики. Галактики бывают большие и маленькие, а их количество бесконечно. К тому же, современные ученные высказывают теорию, что Вселенная расширяется, т.е. растёт. А значит, галактики, планеты и звёзды постепенно отдаляются друг от друга, расширяя горизонты Вселенной. Самое интересное, что Вселенная не имеет границ и мы никогда не узнаем, где её начало и конец.

Галактика, в которой находится наша планета, называется Млечный путь. Она вмещает в себя огромное количество звёзд. Млечный путь мы можем увидеть в ночном небе в виде светлой туманной полосы. Звёзды в галактиках не стоят на месте, они всё время перемещаются, а также умирают (то есть взрываются) и рождаются новые.

Солнце – это тоже звезда. Продолжительность жизни такой звезды примерно 10 – 15 миллиардов лет. Все объекты во Вселенной находятся в строгом порядке и подчинены определенным законам, правилам. К сожалению, ученые не до конца разобрались во всех этих законах, так как многое в космосе остается ещё загадкой для человечества.

Отгадайте загадки:

  1. Большой подсолнух в небе

Цветёт он много лет.

Цветёт зимой и летом.

А семечек всё нет….(солнце).

  1. Ночью на небе только один

Большой серебристый

Висит апельсин ….(луна).

Воспитатель: 

Почему звезды цветные? Горячие и холодные звезды.

Звезды, которые мы наблюдаем, различаются как по цвету, так и по яркости свечения. Яркость звезды зависит как от ее массы, так и от расстояния до нее. А цвет свечения зависит от температуры на ее поверхности. Самые «холодные» звезды имеют красный цвет. А самые горячие – голубоватый оттенок. Белые и голубые звезды — наиболее горячие, их температура выше, чем температура Солнца. Наша звезда Солнце относится к классу желтых звезд.

Сколько же звезд на небе?

Подсчитать даже хотя бы примерно количество звезд в известной нам части Вселенной практически невозможно. Ученые могут лишь сказать, что в нашей Галактике, которая называется «Млечный Путь», может быть около 150 миллиардов звезд. А ведь есть еще и другие галактики! Зато гораздо более точно людям известно количество звезд, которые можно увидеть с поверхности Земли невооруженным глазом. Таких звезд около 4,5 тысяч.

Как рождаются звезды?

Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно? В бескрайнем космическом пространстве всегда есть молекулы простейшего вещества во Вселенной – водорода.

Где-то водорода меньше, где-то больше. Под действием сил взаимного притяжения молекулы водорода притягиваются друг к другу. Эти процессы притяжения могут длиться очень долго – миллионы и даже миллиарды лет. Но рано или поздно молекулы водорода притягиваются настолько близко друг к другу, что образуется газовое облако.

При дальнейшем притяжении в центре такого облака начинает повышаться температура. Пройдут еще миллионы лет, и температура в газовом облаке может подняться настолько, что начнется реакция термоядерного синтеза – водород начнет превращаться в гелий и на небосводе появится новая звезда.

Любая звезда – это раскаленный газовый шар.

Продолжительность жизни у звезд существенно различается. Ученые выяснили, что чем больше масса новорожденной звезды, тем меньше срок ее жизни. Срок жизни звезды может составлять как сотни миллионов лет, так и миллиарды лет.

Звёзды, сияющие в ночном небе, - это космические тела из раскалённого газа, расположенные в космическом пространстве. Звёзды излучают яркий свет, потому что температура некоторых из них достигает 10 млн. градусов. Несмотря на то, что они сияют, некоторые из них очень холодные. Все звёзды отличаются друг от друга по размеру и форме. А цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется. Почти все звёзды собраны в какие либо созвездия, которые похожи на предметы или животных.

2 вариант:

 - Ребята, кто знает какой праздник  будут отмечать  россияне 12 апреля?

- Люди с давних времён смотрели на небо и задумывались. А что там дальше, за облаками? И мечтали подняться выше облаков. Люди изобрели телескопы, специальные приборы, которые позволяют видеть то, что расположено далеко и очень высоко от земли. (показ). Потом люди изобрели космические корабли (показ иллюстрации космического корабля). Космические корабли долго испытывали, чтобы полёты на них были безопасны для человека. Но в космос первыми полетели не люди. Первый успешный полёт в космос совершили собаки Белка и Стрелка (показ иллюстрации собак). И после того, как полёт собак в космос прошёл успешно, в космос полетел первый человек (показ фото космонавта Ю.А. Гагарина).

 - Скажите, дети, кто знает, как зовут первого космонавта? (Юрий Гагарин). Этот полёт произошёл 12 апреля 1961 г., и с тех пор в этот день празднуется День Космонавтики.

  1.   Основная часть. Продуктивная деятельность.

 - Ну, неужели мы можем видеть Вселенную только ночью из телескопа?

Ведь вы умные, сообразительные, может что – нибудь придумаете? (планетарий изготовить своими руками).

Настоящего планетария в нашем городе нет.  Не всем посчастливилось жить в городе, где есть такой замечательный объект. Поэтому и был создан мобильный планетарий. Как же мы его будем создавать? Предлагайте, выбирайте.

Это изобретение должно быть наглядным и красочным.

Представим его в виде надувного купола, который легко установить в групповом помещении. Внутри него на матах располагаются дети, и начинается волшебство.

На внутренней поверхности вы увидите проекцию небесных тел. Демонстрация фильмов происходит с использованием визуальных и аудио-эффектов.

Предложить детям: туристическую палатку, шаблоны звёзд различного размера и цвета, Солнце, Луну, планету Земля и др.

Может дети предложат пригласить в гости малышей для посещения планетария.

Чтоб узнать все о планетах
Метеорах и кометах,
Разглядеть созвездий рай,
Планетарий  посещай!

Посещение планетария.

  1. Заключительная часть. Итог.


Приложение (для предварительной работы к занятию)

Звёзды.
Что такое звёзды?
Если спросят вас – 
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор –
Каждая звезда!

Игра «Магический  круг». (у кого звезда, тот отвечает на вопрос)

Вопрос:
1. Что такое солнце? (большая звезда).
2. Что такое глобус? (малая модель Земли).
3. Человек, который летает в космос ? (космонавт).
4. Что освещает планеты? (солнце).
5. Транспорт для путешествия в космос? (космический корабль, ракета).
6. Жители планеты Земля? (земляне, люди).
7. Что такое комета? (звезда с хвостом).
 8.Сколько на небе звезд? (очень много).

Пальчиковая игра  «Планеты».
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в космосе гулять.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь – Нептун,
Девять – Плутон.
В космических странствиях мы побывали,
Планеты Галактики все мы назвали.

Д/игра «Собери планеты»
Аналогично пазлам  (из двух частей нужно составить целое).

Загадки
Ты всех нас согреваешь,
Усталости никогда не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Солнце).

В небе огненный шар,
Имеет длинный хвост она,
То не звезда и не планета,
Догадались? Это… (Комета).

Белые цветочки вечером раскрываются,
А  утром  вянут. (Звездочки)

Психогимнастика «Я звездочка»
Станьте все в магический круг, присядьте и закройте глаза. Представим себя звездочками. Мы – звездочки, огненные шарики. Мы долго спали и наконец проснулись, потому что услышали волшебную музыку, которую для нас играет месяц. Маленькие звездочки начали тихонько танцевать, качаться из стороны в сторону ,подниматься и падать вниз, вновь взлетать и снова падать. Звездочки поднялись и полетели по кругу. Тихо остановились.

Звездочки – вы такие красивые, оставайтесь такими как можно дольше, передайте частицу своего мира всем, кто вас окружает.

Я думаю, вам очень понравилось быть звездочками.

Упражнение «Соедини звезды».
(Объяснение воспитателя). На листе бумаги звездочки с цифрами. Надо соединить цифры в определенной последовательности. Сначала первая звездочка, потом вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая. (Дети выполняют задание).

Все звездочки стали на свои места, и вышел у нас ковш в созвездии Большой Медведицы.

Воспитатель читает стихотворение:
Большая медведица по небу гуляет,
Водичку звездную ковшом набирает,
Всех жителей неба водой поит,
Вдруг ночью забредешь и ты,
Ковш – «семь звезд» — в небе найди,
По пути домой эти звезды стелятся,
Тебе поможет Большая Медведица.

Игра  «Космонавты»

Ждут нас новые ракеты

Для полётов на планеты,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет –

опоздавшим места нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию Тема: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы, воспитывать чувство самоуважения и уважения...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема :"Мы жители -планеты Земля

КОНСПЕКТ       НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      по познавательному развитию    в старшей группе «Ласточка »Тема: «МЫ ЖИТЕЛИ -ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы "Хлеб"

Тема:"Хлеб" откуда что берется.Цели: Закреплять и расширять представления детей о хлебе, как он появляется на столах, какой путь проходит прежде, чем мы его съедим. Воспитывать бережное...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Космос»

Цель:-закреплять знания детей о космосе : планетах Солнечной системы, современных летательных аппаратах, -расширить знания о тренировочных испытаниях космонавтов,-продолжать воспит...