" Волшебная иголочка" для детей 5-7 лет.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Татьяна Юрьевна

Как организовать взаимодействие с детьми старшей - подготовительной групп во второй половине дня.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Вышивание способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вышивание в ДОУ18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивание, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в моей группе.

Обучение вышивке я начинаю со старшей группы, к этому моменту у ребенка уже достаточно развита мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость. В то же время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств. Организовывала обучение в период между 16 и 17 часами, так как в этот период проявляется максимальная работоспособность у детей (для второй половины дня).

Вышивание  не является обязательным видом деятельности, навыками которой должен овладеть каждый ребенок; в детском саду оно используется как средство развития глазомера, мелкой моторики руки, а также личностных качеств ребенка. Поэтому длительность для конкретного ребенка индивидуальна (в целях предупреждения утомления и потери интереса к деятельности) т.е. я разрешаю по желанию ребенка отложить начатую работу. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Материалы и незаконченные работы дети хранят в индивидуальных коробках. Ушко у вышивальных игл должно быть большим, а для их хранения использовать индивидуальные игольницы. Наличие игл необходимо проверять до и после работы. Для отрезания нитей использовать ножницы среднего размера с тупыми закругленными концами.

Цель: 

Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.

Задачи:

1.Познакомить детей с материалами и инструментами для вышивания.

2.Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

3.Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка, закрепление нити в конце работы. Освоить приёмы шва «вперёд иголка».

4.Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.

5.Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.

Техническое оснащение:

1. Картон.

2. Нитки катушечные цветные.

3. Иглы для вышивания.

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

5. Пуговицы с 2  отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

6. Игольницы.

7. Индивидуальные коробки для хранения.

8. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20\20.

Условно процесс обучения я делю на два этапа: подготовительный и основной.  К подготовительному этапу относятся упражнения на развитие зрительно -  двигательной координации: шнуровка, плетение, запускание волчков и т.п., беседа, дидактические игры, опыты, знакомящие детей со свойствами ткани, знакомство с инструментами и правилами техники безопасности при работе с ними. Основной этап – непосредственное знакомство и обучение вышивке.

Сначала я знакомлю детей с историей возникновения вышивки, значением ее в быту, с разнообразием видов вышивки, с тем, что многие народы имеют свои способы вышивания, свои рисунки свои сочетания цветов. Подчеркиваю значение вышивки, как средство украшения и изображения в наши дни. Знакомлю детей с образцами тканей. Учу определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей.

После этого я знакомлю детей с нитками, с приёмами и правилами работы с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.

Затем, продолжая учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок, закреплять нить в конце работы, я учу выполнять шов «вперёд иголку» по картону. На первых порах я заранее накалываю дырочки в картоне. После того, как ребенок приобретал необходимые навыки, он уже самостоятельно вышивал по картону.

На следующем этапе дети учатся пришивать к картону пуговицы.

Следующее – вышивание по контуру швом «вперед иголка» (геометрические фигуры, круги, силуэты предметов).

Затем я учу вышивать «крестиком», украшать работу цветными нитками, подбирать их красивое сочетание. 

Только после этого, приобретя необходимые навыки, можно приступать к работе с тканью.

В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что дети выполняют работу на разных уровнях. Кто-то легко работает уже с тканью, а некоторые ребята с трудом осваивают картон. По моему опыту в этом нет ничего необычного. Как говорил Асмолов – у каждого ребенка свой путь развития. Главное, чтобы дети получали удовольствие от деятельности, чтобы им нравилось.

 

Результат: 

К концу подготовительной группы дети овладевают:

‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «крестиком»;

‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 отверстиями;

‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.

Работа с родителями:

‒ вовлечение родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников;

‒ распространение среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей;

‒ приобщение родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

Деятельность  планировать необходимо таким образом, чтобы свои работы дети могли дарить близким на праздники, сотрудникам ДОУ - это хороший стимул для дошкольников.

Как отмечали родители моей группы, дети становятся аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» для детей5-7 лет

«Азбука здоровья»  для детей5-7 лет...

Возрастные особенности детей5-6 лет

Возрастные особенности детей5-6 лет...

Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности для детей5-7 лет "Театр в детском саду"

Художественно -эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...

Проект "Защитники отечества" для детей5-7 лет

Продолжительность проекта:Краткосрочный (одна неделя).Интеграция образовательных областей: реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательное, социально-коммун...