Проект «Русская народная тряпичная кукла»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Козлова Ирина Анатольевна

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_prekt.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» пос.Трудовой»

Проект

«Русская народная тряпичная кукла»

                                                              Козлова Ирина Анатольевна

                                               воспитатель первой

                                                               квалификационной категории

                                                                        МБДОУ «Сказка» пос. Трудовой

                                                                      Нижнекамского муниципального

                                                                 района Республики Татарстан

2016 г.

Проект

«Русская народная кукла»

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

Вид проекта: творческо – информационный.

Тип проекта: средней продолжительности

Срок реализации проекта: октябрь-декабрь

Участники проекта: дети дошкольной группы (от 4 до 7 лет), педагоги, родители.

Проблематика проекта:

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Социальная значимость проекта: Проект направлен на привлечение дошкольников  к изучению русской культуры. 

Методические принципы:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • доступность материала;
  • постепенность его усложнения.

Цель проекта: 

-формирование у детей 4-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

-создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Задачи проекта:

-познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

-дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

-изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (куватка, скрутка, зайчик на пальчик и т.д.);

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать индивидуальные творческие способности детей;

-учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

-обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

-стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.    

Формы реализации проекта:

  • Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
  • Создание в музее ДОУ экспозиции русской народной  куклы.
  • Экскурсии в музей ДОУ.
  • Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной  куклы).
  • Изготовление кукол  детьми совместно с родителями.
  • Составление и отгадывание загадок.

Ожидаемый результат

Для педагогов:

- повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

- распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

 Для детей:

 - формирование знаний об истории русской народной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

 - развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для родителей:

- активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность,в образовательный процесс ДОУ.

2.План  реализации проекта

Подготовительный  этап:

  • накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа;
  • сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео);
  • беседа с детьми о народных тряпичных куклах;
  • выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми;
  • изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме;
  • изучение технологий изготовления народной куклы;
  • подбор необходимого материала для практической деятельности.
    Организационный этап:
  • создание экспозиции в музее ДОУ;
  • разработка содержания занятий с детьми: «История  народной тряпичной куклы»;
  • презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».
  • рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, во что играли»;
  • реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Формирующий этап:

Познавательная, коммуникативная деятельность:

-беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые), «История возникновения народной куклы», «Виды кукол», «Русская народная игрушка», «Моя любимая игрушка».

-просмотр презентации «Русская народная кукла»;

- экскурсия в библиотеку;

-чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка»;

- чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.

-рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами;

-экскурсия в краеведческий музей;

-знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая);

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»;

-Лепка «девочка в сарафане».

Продуктивная деятельность

-знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).

-изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»);

-Лепка «девочка в сарафане».

Игровая деятельность:

-дидактическая игра «Что из чего»;

-сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», «Дочки-матери»

-русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки».

Работа с родителями:

  • консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей»;
  • мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки»;
  • составление альбома «Народная тряпичная кукла»;
  • подбор картинок, иллюстраций, фотографий, подборка стихов, загадок,
    пословиц и поговорок о труде.

Заключительный этап:

  • выставка экспозиции в музее ДОУ;
  • посещение музея детьми других групп и родителями;
  • презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная»;
  • составление альбома «Народная тряпичная кукла».

Список литературы:

  1.  Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]: пособие для учителя/ В. П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.  
  2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова /  – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры  [Текст] : программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб.:  «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.

5. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

6. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.

8. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

11. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

12. Ирина Богданова “Сказка про куклуЗерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная тряпичная кукла" Презентация

Приобщение детей к русской народной культуре является актуальной темой. Детям нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, ощущать гордость за свою страну....

Проект «Русская народная тряпичная кукла»

Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают...

Краткосрочный проект «Русская народная тряпичная кукла»

В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми....

проект "Русская народная тряпичная кукла"

    Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной кул...

Проект «Русская матрешка и тряпичная кукла»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30397795","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Проект Русская народная тряпичная кукла

Тип проекта: познавательно-творческийВид проекта: групповойПродолжительность: долгосрочный Возраст: 6-7 лет (старшая подготовительная к школе группа)Участники: педагоги, дети группы, ро...