Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.
проект по конструированию, ручному труду по теме

Попова Юлия Алексеевна

 

 Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_akademiya_razvitiya.docx293.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

 Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря образовательным конструкторам появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Образовательные конструкторы -  многофункциональное оборудование, возможность использования по пяти областям ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое и физическое.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Вы могли бы представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.?

Вряд ли, ведь именно благодаря этим машинам многие задачи человечества стали значительно проще в реализации, повысилась точность, ускорились темпы, увеличилось качество. В ближайшем будущем роботы станут составной частью повседневной жизни.

Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.

Актуальность проекта значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

  • является великолепным средством развития интеллектуально – творческих способностей дошкольников,
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
  • формирует навыки детского творчества, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов нового поколения LEGO- WеDо, ROBO-KIDS.

Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: познавательно – игровой

Вид проекта: длительный

Сроки реализации: 2 года

Участники проекта: воспитанники, родители (законные представители), педагоги.

Проект разработан для воспитанников в возрасте с 3 до 7 лет. Реализуется в течение 2 лет с 01.09.2015 по 31.05.2017 уч.г.

Цель проекта: внедрение образовательных конструкторов  и робототехники в образовательный процесс ДОУ. 

Задачи:

Для детей: 

  • Развитие творческих способностей
  • Формирование пространственного мышления;
  • Развитие операций логического мышления: анализа и синтеза;
  • Стимулирование воображения, фантазии и творческой инициативы;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование навыков общения и совместной деятельности;
  • Развитие речи.

Для педагогов:

  • Создать условия для конструирования «Конструкторское бюро Мистера Самоделкина»;
  • Повысить квалификацию педагогов путём освоения технологий конструирования.

Для родителей (законных представителей): 

повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Ожидаемый результат

Для детей:

Развитие у дошкольников:

  • интереса к лего-конструированию и моделированию;
  • сформированности конструктивных способностей;
  • мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.);
  • гибкости мыслительных процессов;
  • творчества, инициативу и самостоятельность.

Для педагогов:

  • Увеличится количество педагогов активно внедряющих технологию  конструирования повысится их квалификация, профессионализм.
  • Разработка комплекса методических материалов по реализации проекта в образовательном процессе.

Для родителей (законных представителей): 

  • Повысится интерес к совместному творчеству, налаживание контактов.
  • Повысится компетентность  по вопросам воспитания и обучения детей, в  развитии интеллектуального и творческого потенциала детей посредством лего-конструирования;

Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта

Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

  • Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением ДОУ образовательными конструкторами, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO  - конструкторов;
  • Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
  • Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников.

Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования и робототехники  в образовательном процессе ДОУ, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

 

Анализ имеющихся условий: В ДОУ созданы условия для  конструктивных игр - конструкторское бюро «Мистер Самоделкин»- это учебное помещение детского сада, в котором представлены различные виды образовательных конструкторов для сборки детьми без навыков компьютерного программирования. Работа по организации проекта организуется в виде совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет. F:\Юля\А_РАБОТА\РОБОТОТЕХНИКА\2015 - 16 Г\ЛЕГОКОМНАТА 09.10.2015\DSC01282.JPG

Конструирование начинается с трехлетнего возраста: Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, LEGO SOFT способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.K:\ЛЕГОКОМНАТА 09.10.2015\DSC01383.JPG

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. 

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. А так же планируется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования  программируемых конструкторов нового поколения LEGO- WеDо с программным обеспечением, ROBO-KIDS (программируются карточками).

 Предполагается активное обучение педагогов LEGO – технологии, за счет организации обучающих семинаров – практикумов, мастер – классов, открытых занятий и т. д. F:\Юля\А_РАБОТА\РОБОТОТЕХНИКА\2015 - 16 Г\ЛЕГОКОМНАТА 09.10.2015\DSC01401.JPG

Формы и приемы организации образовательного процесса технического конструирования

День открытых дверей для родителей Добро пожаловать в конструкторское бюро «Мистер Самоделкин». Практические занятия для родителей «Смастерим, что захотим!», «Лего важная игра», Фестиваль по лего-конструированию «Таланты нового времени» (Построй свою историю), Мастер класс для педагогов «Построй свою историю», создание мини – музеев, творческих конструкторских выставок: «Цветная мозаика», «Лего цветы для мам», создание альбома «Лего - бом» (фото созданных детьми работ) и т.д.

Модель организации проекта представлены в приложении № 1

Перспективы развития

Решение поставленных в проекте задач  позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки. В результате, создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.


                                

Модель реализации проекта                                     Приложение № 1

Месяц

Модуль

Возрастная группа

Сентябрь

Маленькие исследователи

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

1. Знакомство с ЛЕГО

1.Вводное занятие

1. Конструирование по замыслу

1. Вводное занятие. Конструирование по замыслу.

2. Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета

2.Творческое конструирование

2. Создание и исследование игрушки – балансира. Конструктор «Первые конструкции»

2. Красивый мост.

3. Ворота для большой и маленькой машины

3. Модель птицы. Игрушка балансир. Конструктор «Первые конструкции»

3. Мельница

4. Гараж для большой и маленькой машины

4. Падающие башни. Конструктор «Первые конструкции»

4. «Смастерим, что захотим!»

Творческое конструирование

День открытых дверей для родителей « Добро пожаловать в констукторское бюро «Мистер Самоделкин». «Смастерим, что захотим!»

Октябрь

Город Мастеров

1.«Исследователи кирпичиков». Волшебные кирпичики

1. Горка для ребят

1. Строим конструкции. Стены зданий. Конструктор «Первые конструкции» Крыши и навесы. Конструктор «Первые конструкции»

1. Строительство двухэтажного дома.

2. Забор.

2. Качели.

2. Крыши и навесы. Конструктор «Первые конструкции»

2. Гараж для нескольких машин

3. Турник для занятий физкультурой

3. Подпорки. Устойчивость конструкций. Конструктор «Первые конструкции»

3. Коляска для малыша

4. Детская площадка

4. Тросы. Конструктор «Первые конструкции»

4. Коллективная работа «Мой город»

Выставка «Город маленьких человечков»

Конкурс семейного творчества  «Робот своими руками»

Ноябрь

« Моя история »

1.Ворота для заборчиков

1.Мебель для комнаты

1.Вертушка.Ось вращения. Конструктор «Первые конструкции»

1.Мебель

2.Мы в лесу построим дом

2.Мебель для спальни

2.Арочный мост. Конструктор «Первые конструкции»

2. Детский сад.

3.Мебель для кухни

3.Небоскрёбы. Конструктор «Первые конструкции».

3.«Построй свою историю». Базовый набор «Сказки»

4.«Моя первая история»

4.«Построй свою историю»

4.Конструирование по замыслу

Мастер класс для педагогов «Построй свою историю»

Декабрь

Зимние приключения

1.Горка для ребят

1.Снежинка

1. Снегокат

1.Такие разные снежинки

2.Новогодняя ёлочка

2.Новогодние игрушки

2.Подарок своими руками

2.Подарок своими руками

3.Сани Деда Мороза

3.Новогодние игрушки

3.Дед Мороз

4.Дом деда Мороза

4.Новогодняя ёлочка

4.Снегурочка

Выставка конструкторского творчества «Зимняя сказка»

Январь

Удивительный мир животных

1.Мост через речку  

1.Крокодил

1. Знакомство с новым видом конструктора. Введение детей в роботехнику с помощью  Лего WEDO

1. Знакомство с новым видом конструктора «Робокидс»

2. Построим загон для коров. Лего Дупло

2. Жираф

2. Волчёк.

2. Знакомство с ROBO-конструированием, программированием с помощью пластиковых карт.

3. Загадочный зоопарк. Лото с животными

3. Танцующие птицы. Лего WEDO

3. Следуй за линией. Линейный робот.

4. Загадочный зоопарк. Лото с животными

4. Обезьянка барабанщик. Лего WEDO.

4. Беспроводной робот

Родительская гостиная «Лего - фантазёры»

Февраль

«Силы России»

1. Кораблик. Лего Софт

1.Светофор

1. Ликующий болельщик

1. Робот - футболист

2. Самолёт. Лего Софт

2. Автобус

2. Ликующий болельщик

2. Бейсбол -бот

3. Самолёт. Спасатели спешат на помощь. Лего Дупло

3. Спасение самолета. Конструктор.

Лего WEDO Схемы

3. Мой робот

4. Работники муниципальных групп.

4. Спасение самолета. Конструктор.

Лего WEDO Схемы

4. Подарок для папы

Мини музей «Лего транспорт»

Март

«Цветная мозаика»

1.Цветочная поляна.

1. Подарок для мамы.

1. Подарок для мамы

1. Подарок для мамы. «Робокидс»

2. Красивый коврик

2. Цветик семицветик

2. Порхающая птица. Конструктор

Лего WEDO Схемы.

2. Робо - бабочка

3. Цветная мозайка

3. Порхающая птица. Конструктор

Лего WEDO Схемы.

3. Робот - богомол

4. Творческое конструирование по замыслу

4. Скорая помощь. Лего-конструктор Службы спасения.

4. Робо - мастерская

Фото выставка «Подарок для мамы»

Апрель

«Тайны космоса»

1. Ракета

1. «Ракета»

1.Ракета, космонавты. Лего-конструктор «Космос и аэропорт»

1. Космический корабль

«Робот -  самолет» (2 занятия)

2. Луноход

2. Летательный аппарат

2.Ракета, космонавты. Лего-конструктор «Космос и аэропорт»

2. «Космический корабль»

3. Космический Робот

3.Конструирование по замыслу

Ракета, космонавты. Лего-конструктор «Космос и аэропорт»

3. «Космос» «Построй свою историю»

4.Мы в космосе. Творческое конструирование.

4. "Макет космической станции" Лего-конструктор «Космос и аэропорт»

4. Однажды…

 «Построй свою историю»

 Фестиваль по лего-конструированию «Таланты нового времени» (Построй свою историю)

Май

«Гордимся Родиной»

1. Машина

1.Площадь

1. Красная площадь

1. Красная площадь

2. Грузовая машина

2. Военная техника

2. Военная техника

2. Военная техника

3. Военная техника

3.Солдаты

3. Солдаты

4. Парад

4. Проект «День победы»

4. Проект «День победы»

Тематическая выставка «Гордимся Родиной»

Проект « Спасибо деду за победу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Инновационный проект «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР»

Формирование нового вида взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся творческими, доброжелательными отношениями детей, музыкального руководителя, родителей по совместному развитию ар...

статья "Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"

Статья в сборнике «Инновации в образовательном пространстве» IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2013г....

Развитие интеллектуально -творческих способностей у младших дошкольников посредством образовательных технологий

Развитие интеллектуально -творческих способностей у младших дошкольников посредством образовательных технологий...

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича.

В материале рассматривается вопрос использования развивающих игр В.В. Воскобовича и технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей трех-семи лет «Сказочные лабиринты игры...

Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)

Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...