Технология развития творческих способностей средствами ручного труда детей.
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Хмельницкая Марина Владимировна

Изготовление игрушек-самоделок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития творческих способностей средствами ручного труда детей.


Изготовление игрушек-самоделок

Дети старшей и подготовительной групп могут изготовить для младшей группы лото. Для этого надо заготовить трафареты геометрических форм — круг, треугольник, квадрат.

На плотной бумаге эти трафареты обводятся карандашом, затем дети вырезают их и раскрашивают в основные цвета. Дети сами могут сделать коробки для лото; в них должны быть перегородки, чтобы можно было разложить лото по формам, сделать отделения для больших карт.
Для изготовления лото используют изображения предметов, дети вырезают их по контуру (чашка с блюдцем, тарелка, ложка, нож, вилка). Можно на небольших карточках нарисовать игрушки: мяч, куклу, зайчика, лошадку-качалку или мишку, нарисовать и раскрасить фрукты: яблоко, грушу, сливы, вишни. Такая работа может быть предложена одновременно всем детям.
Каждый сделает по 2—3 карточки, их получится много, но отобрать надо самые лучшие, отбор могут сделать сами дети. Это будет объективная оценка и своей работы, и работы товарищей. Справедливость оценки подтверждается воспитателем.

В этой работе дети договариваются о том, чтобы изображенное в наибольшей степени соответствовало реальным предметам. Условиться, например, чтобы яблоко было нарисовано крупнее, чем вишни и сливы. Договориться о том, что яблоко раскрасят красной и желтой краской, а сливы — лиловой. Чтобы лото было больше похоже на настоящее, по краям карточки можно обвести цветными полосками, а на крышке коробки сделать крупную надпись: «Лото малышам», наклеить справа и слева картинки, соответствующие содержанию лото.

Эта работа организуется во вторую половину дня, после сна. Летом ее можно проводить во время прогулки. Для этого на веранде устраивается маленькая мастерская, где есть нужный материал, инструменты, клей. Но воспитателю надо проследить, чтобы дети, увлекаясь этой работой, не тратили на нее все время прогулки. Надо, чтобы они смогли поиграть с песком и понаблюдать окружающее.

Многие работы по изготовлению игрушек проводятся в часы игр с небольшими группами детей на участке или в комнате.
Работа со всей группой организуется лишь в отдельных случаях (изготовление елочных игрушек, закладок, подарков маме к 8 Марта и пр.). Педагог, руководя работой небольшой группы детей, может уделить больше внимания эстетическим требованиям к детским поделкам, оказать помощь затрудняющимся детям. 

Некоторые замыслы носят коллективный характер. Трудясь над созданием общей игрушки, полезного предмета, дети привыкают работать коллективно: сговариваться в начале работы распределять обязанности, работать дружно, помогать друг другу, согласовывать действия, выбор материалов, способы работы. Совместный творческий труд способствует укреплению дружбы детей. Педагогу следует иметь в виду развитие инициативы и самостоятельности всех участников, наблюдая за тем, чтобы более смелый не подавлял замысел более робкого.
Изготовление игрушек-самоделок старшими детьми для малышей имеет большое воспитательное значение.

Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребёнка, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Всё это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе. Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся обработке. Если ребёнку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Маленьким детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребёнок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Я предлагала детям младшей группы тонкую и толстую бумагу, и наблюдала, как дети сминали её в комочки, бросали, катали, складывали, собирали. Постепенно я включалась в игру и предлагала им смять бумагу в шарики и разложить в конфетницы. Оля говорит: «Я сейчас угощу свою куклу конфетами».

Детям среднего возраста можно предложить сминать бумагу, создавать определённые предметы. Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру.

Из Японии пришла к нам техника «оригами» (ори – сгибание, гамии – бумага). Можно начать с простого - в средней группе учить детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. В следующий раз такой же сложенный лист превращается в автобус. В дальнейшем, закрепляя умение складывать лист бумаги пополам, можно сделать животных, дома, грузовики. Полученную поделку можно наклеить  в альбом.

Следующий этап – выполнение поделок из квадратов. Учим детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимаем углы наверх – получился цветок и вот у нас уже запестрел коврик разноцветными тюльпанами. В следующий раз также складываем квадрат, но углы опускаем вниз. Дети определяют, кого они увидели в своей поделке. старшей и подготовительной группе. Задачи в этих группах усложняются..

 Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общение в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития, нравственного воспитания. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

        Шерстяная акварель

Новый интересный вид ручного туда— картины из шерсти . Детишки обожают фантазировать, экспериментировать, создавать, а такая техника дает им эту возможность. Простой лист бумаги и кусочки разноцветной шерсти для ребенка — великолепная возможность воплотить свои фантазии или передать страхи. В целом же, ручной труд, , будь то рисование, создание аппликаций или картин из шерсти, полезны для детей в любом возрасте. Работа с шерстью прекрасно развивает мелкую моторику, тренирует пространственное восприятие, глазомер, вырабатывает у детей терпение, старательность и смекалку, воспитывает вкус. Если ребенок еще мал, в занятиях с шерстяной акварелью ему не обойтись без помощи взрослых. Пусть взрослый поможет ему—картинка будет аккуратнее, что послужит для малыша образцом для подражания.

        Шерстяная акварель – интересная и многогранная техника, которая применяется и для изготовления картин из шерсти и для создания ярких, неповторимых шерстяных изделий.

С первого раза понять, из чего созданы картины не у каждого получится, особенно, если вы никогда не держали в руках теплую и яркую непряденую шерсть. Мастер работает цветной шерстью как красками, выкладывая ее определённым образом под стекло. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка – это как мазок кистью.
Будто по волшебству создаются объёмные тёплые сюжеты: пейзажи и натюрморты, животные и цветы. Такие работы выглядят как живые и радуют долгие годы!

        Первые занятия с шерстью  можно начинать даже с ребенком дошкольного возраста. Конечно, у него не все будет получаться сразу, поэтому большую часть работы должны взять на себя взрослые, а малышу можно доверить самые простые операции.Начать нужно с простых приемов. При этом важно превратить занятие в увлекательный игровой процесс, чтобы рутинные действия не вызывали у ребенка скуку. Дети уже учатся пользоваться ножницами- при создании картины из шерсти есть место для развития и этого навыка .

        Работа над созданием какого-либо образа из простого кусочка шерсти - очень важна для развития пространственного мышления ребенка — это наглядно продемонстрирует ему, что если использовать разные способы укладки шерсти на основу-то будут получаться разные формы, а значит и разные «картинки».

        Однако эти занятия потребуют большой сосредоточенности. Не у всякого взрослого с первого раза получится сделать аккуратное красивое облачко, так что же говорить о «неопытных» детских ручках. Здесь можно дать только один совет: осваивать нужно с самых простых техник— сначала научиться выкладывать фон, отщипывая шерсть маленькими порциями, при этом нужно укладывать в определенном направлении,  затем скатывать шерсть жгутиком (здесь пригодится опыт , приобретенный на занятиях по лепке) и пробовать выложить из нее ствол дерева, а уже позже - нарезать жгут из шерсти маленькими кусочками, чтобы получились листики.

.

 

        Рисование пальчиками отлично развивает мелкую моторику рук и нервную систему ребенка. А это значит, ребенка будет хорошая память и общаться ему будет гораздо проще. Согласитесь, рисовать пальцами гораздо удобнее и интереснее, чем кисточкой, так начинаются первые шаги к живописи. Ребенок учится рисовать горизонтальные и вертикальные линии в разных направлениях, затем рисовать формы и предметы.

        Кроме того, это эффективный метод самовыражения. и это замечательно! Ребенок так выражает свои эмоции, сперва на чистом листе бумаги, а после и словами. Кроме всего сказанного пальчиковое рисование  - это эффективный массаж подушечек пальцев, где расположены нервные окончания и проецируются все органы и системы организма. Такой массаж благотворно влияет на развитие и улучшает общее состояние организма, а ещё он совершенно бесплатный и приносит удовольствие.

Во время работы с красками ребенок познает цвета и их оттенки. Вскоре он научится использовать более и менее яркие оттенки путем регулирования силы нажатия пальцев и ладони с краской на лист бумаги.

        Лепка из пластилина – традиционный вид изобразительной деятельности, который давно и успешно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Методика «Пластилиновая картина» используется для развития творческих способностей детей любого возраста, поскольку развитие у детей воображения и эстетического вкуса очень важным.

        Но особую ценность эта методика приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, так как  здесь пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

        Работу с детьми по методике « Пластилиновая картина» рекомендуется начинать с сюжетных картин. Сама техники универсальна и может использоваться в работе с детьми любого возраста, просто сложность и сюжеты картинок должны соответствовать уровню развития ребёнка. Для малышей это могу быть отдельные предметы на цветном фоне: яблоко, груша, домик, грибок, машина, мячик и т. п. Дошкольники младшие школьники могут изготавливать более сложные сюжетные картины (для выбора сюжета можно использовать книжки-раскраски, где изображены любимые детьми герои мультфильмов или просто сюжетные картинки). Для старших школьников подходит изображение сложных цветочных композиций с натуры – натюрморт или копирование картин, фотографий или иллюстраций.

        Картонная основа для работы. Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создаёт определенный комфорт для неокрепших детских пальчиков во время работы.

Во время работы всегда нужно помнить, что любую ошибку можно исправить. Пластилин – материал волшебный. Неудачное изображение просто счищается ножом, потом снова добавляется фон и работа может быть продолжена. Возможность легко исправить ошибку особенно привлекательна для детей.

        На выполнение основного изображения может уйти не одно занятие, при планировании занятий педагог должен это предусмотреть. Во время занятий желательно не торопиться. Мы даём только общую схему и последовательность проведения занятий, а количество определить педагог в соответствии с возможностями детей.

        Эта методика позволяет выполнять коллективные картины, что особенно важно, если вы работаете с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, возможно даже дефекты. Некоторым детям можно, например, поручить только скатывать шарики для цветов сирени, а некоторым – только закрывать фон или оформлять рамку. От участия в общем деле на равных, при не равных возможностях выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы может выполнить сам педагог, внеся свой вклад в общий творческий процесс. Когда дети делают картину совместно с педагогом, возникает особенная доверительная атмосфера, ребёнок не боится сделать ошибку. А хороший результат одинаково порадует всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей через ручной труд у детей старшего дошкольного возраста

Занятия ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорнын эталоны, закрепляют конструктивные навык...

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

«Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»

«Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»...

«Развитие творческих способностей посредством ручного труда». "Игольница"

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характе...

Итоги 2019- 2020 года кружка по развитию творческих способностей через ручной труд «Самоделкины»

Итоги 2019- 2020 года кружка по развитию творческих способностей через ручной труд «Самоделкины»...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»

laquo;Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»...