ООД «Наши руки не для скуки»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Руданова Наталия Алексеевна

Игровые народные куклы – прекрасные игрушки для современных детей. Во многих из них заложен развивающий потенциал для мелкой моторики рук. Что, несомненно важно для детей-дошкольников. Ведь развитие моторных навыков и стимулирование ладоней и пальцев не только готовит руки к письму, но и способствует развитию центров речи. Ведь у малышей ум на кончиках пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudanova_ood_kukla_vystavit.docx79.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Наши руки не для скуки»

(Старший дошкольный возраст)

Цель: Приобщение детей к культуре русского народа через знакомство дошкольников с образцом традиционной народной куклы. Научить делать тряпичную куклу по образцу из лоскутков ткани.

Задачи:

Образовательная:  Познакомить детей с разновидностями народной куклы. Обогащать знания детей о народных куклах. Способствовать пробуждению у детей интереса к традиционной народной игрушке – кукле. Способствовать обогащению духовного мира ребенка в процессе продуктивной творческой деятельности по созданию оберега. Учить понимать логические связи между куклой и традицией.

Развивающая: Способствовать развитию навыка работы с тканью, развивать техник завязывания узлов. Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков) Расширять словарный запас: оберег, безликая. Способствовать ручной умелости при изготовлении тряпичной куклы, направленной на развитие мелкой моторики рук.

Воспитательная: Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы. Дать ребенку возможность ощутить радость от результата своего труда. Воспитывать умение и желание делать подарки своими руками.

Оборудование и материалы: народный костюм для педагога, экспонаты музея народной куклы, сундук; материалы для изготовления кукол (ткань, нитки).

Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Прекрасная», беседа «Откуда берутся игрушки».

Ход ООД.

1 Организационный момент.

Воспитатель в русском костюме.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. (низко кланяется)
Давайте знакомиться. Меня зовут Рукодельница.

Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас!

Посмотрите на мой наряд (кружится) Нравится он вам? (ответы) Сейчас носят такие наряды? А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

Я пришла я к вам не с пустыми руками, а принесла что-то волшебное. Отгадайте загадку:

Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Все она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче очень старенький…

Ответ: Сундук

Воспитатель: Хотите узнать, что внутри моего волшебного сундучка? И снова загадка:

Платье носит, а есть не просит.
Всегда послушна, но с ней не скучно.  ( Кукла.)

Воспитатель. Проверим, верно ли отгадали загадку. Попробуем открыть сундучок. (воспитатель открывает сундучок )

_ Посмотрите, как много кукол хранится в сундучке! А вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол)

С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу. Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.

- Давайте-ка сядем рядком,
Да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят,
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
А ротик ей не мешает.

Воспитатель. А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры?

Послушайте ребята сказку: Жила-была на свете девочка Василиса. Была у нее мама, которая очень любила свою дочку. Однажды мама сильно заболела, умирая матушка позвала Василису и вручила ей куколку. «Береги куколку, она будет защищать тебя от злых людей, помогать тебе в хозяйстве, будет тебе подружкой»- сказала матушка. После смерти мамы, Василиса стала жить со злой мачехой. Тяжело ей было- мачеха постоянно ругала девочку, нагружала ее тяжелой домашней работой. Доставала тогда Василиса куколку и рассказывала ей о своем горе. Кукла ее выслушает, да скажет спать ложиться, а утром- все дела Василисы переделаны. Еще кукла учила девочку, как жить с мачехой, как уцелеть, как устроен мир, в котором Василиса живет. Стала кукла для Василисы и подружкой и оберегом.

2. Основная часть.

Беседа. А что такое оберег? Как вы думаете? (Ответы детей).

Обратите внимание на слово. Оберег- оберегает, спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали такие обереги сами. Часто в виде кукол.

А теперь я предлагаю вам познакомиться поближе с такими оберегами.

Жили в домах куклы домовые (показать куклу домового)- оберегали домашний очаг и домашних животных.

А разве огородная кукла пугало не оберег? Оберег, да еще какой! (Показать пугало). Пугало оберегает огородные посевы от птиц.

 Еще есть куклы - обереги которые предназначались только для людей. Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку.

Тряпичных кукол оберегов существует огромное множество (кормилица, неразлучники, день и ночь, зайчик на пальчик, зерновушка, счастье и т.д.) все их и не перечислить, и все друг на друга не похожи. Но была еще одна кукла оберег, по моему мнению, самая главная, и предназначалась она для самого близкого нам человека.

Отгадайте загадки:

Человек живет на свете,

 Дорог он и нужен детям,

Он один у них на век.

Кто же этот человек?

В каждом доме словно солнце!

 Свет его во всех оконцах.

И его прекрасней нет.

Кто нам дарит этот свет?

(Дети отгадывают загадки.)

 Правильно мама.

Народная пословица гласит : «При солнышке тепло, а при матери добро».

 Игра «Какая мама?» Попросить детей охарактеризовать свою маму, отвечая на вопрос «Какая?» (добрая, нежная, ласковая, красивая, умная и т.д.).

Физминутка.

Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем.

 Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

 И бегом за молоком.

 Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

 Игра ««Что мама делает?» Попросить детей ответить на вопрос «Что делает мама?» (работает, готовит еду, стирает, убирает квартиру, играет со мной, читает книжки, шьет, вяжет и т.д.).

Рассказ о кукле «Десятиручке»

 Видите, как много дел делают наши мамы. А рук у мамы всего две. Вот в помощь хозяюшке-маме и существовала кукла-оберег Десятиручка.(Показать куклу) Считалось, что эта кукла оберегает мамины руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие, потому что вместо двух рук : «Сколько у нее рук?» Правильно, десять.

Практическая часть. 

Сейчас мы сделаем такую куклу оберег маме в подарок, чтобы она быстро делала домашние дела и у нее оставалось много времени, чтобы поиграть с вами, почитать вам книжку, погулять с вами во дворе.

Пальчиковая гимнастика.

Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала
(шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала
(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло
(кладут одну руку на стол, а другой закрывают ее).

Изготовление куклы. Приложение.

Для изготовления туловища куклы возьмём длинную полоску ткани 20х16см, сворачиваем её и перегибаем пополам.
Голову обозначаем, перемотав это место ниткой (рис.1).
Для изготовления рук скручиваем короткое полоски 11х6см.
Перематываем ниткой скрученные полоски, отступив от края 1см с обеих сторон. Так выполняем 5 пар рук для куклы (рис.2) и разворачиваем их веером (рис.3).
Вкладываем «руки» под голову между половинками туловища (рис.4).
Затем крестообразно затягиваем и закрепляем «руки» в тельце куколки (рис.5). Вот и получилась у нас помощница по хозяйству.
(В ходе изготовления оказывается индивидуальная помощь воспитанникам. Каждый этап изготовления контролируется, используется помощь детей, которые уже выполнили работу).

Итог занятия.

Беседа по вопросам:

 Чем любили заниматься люди на посиделках?

 Какую куклу мы научились с вами делать сегодня?

А каких еще делали кукол на Руси?

 Почему кукол делали без лица?

Воспитатель. Молодцы, ребята, внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все старались на славу! У вас получились замечательные куклы!

Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, ребята,
Пришла пора прощаться!

Планируемый результат:

-Дети усвоят  первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;

Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к  истории народных традиций и обычаев нашего народа.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"

Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

"Развитие речи с помощью развития рук"...

конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Наши руки не знают скуки"

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни.«Наши руки не знают скуки» Цель:Формировать представление о том, что руки – важна часть  человеческого тела.Сохранять и  ...

Наши руки не для скуки

Результаты творчества нашей семьи...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".

Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...