НООД по конструированию из строительного материала в старшей группе "Роботы-помощники в детском саду"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

НООД по конструированию из строительного материала в старшей  группе "Роботы-помощники в детском саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по конструированию из строительного материала

 на тему «Детский сад. Роботы-помощники» в старшей группе «Солнышко»

Программные задачи: 

  • Познакомить детей с рукотворным продуктом человека – роботом;  реальным  использованием робототехники в детских садах; в интересной и доступной форме показать воплощённые в музыкальном «письме»  чудесные идеи.  
  • Формировать умение детей выбирать детали строителя и конструировать робота по образцу или условиям на выбор; развивать воображение и конструкторские качества, стремление к экспериментированию. Упражнять в анализе построек и создании чертежа выполненной постройки в 3-х проекциях (вид спереди, сбоку, сверху) с использованием трафаретов.
  • Воспитывать уважительное отношение к взрослым, которые трудятся в детском саду, желание им помогать.

Интегрируемые образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности, лежащие в основе организации НОД

  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная (конструктивная) деятельность
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
  • Игровая

Форма проведения: подгруппа (7-8 детей)

Оборудование и материал:

  • Компьютер
  • Демонстрационный экран
  • Электронная музыкальная презентация  «Детский сад. Роботы - помощники»
  • Аксонометрические демонстрационные чертежи роботов (в том числе с ошибками)
  • Значки-метки  (красный и зелёный) для обозначения правильности-неправильности демонстрационных чертежей
  • Наборы настольного деревянного строителя
  • Лист бумаги А4, разделённый на 4 части, простой  карандаш и ластик
  • Лекала

Методы и приёмы:

  • Художественное слово
  • Наглядный
  • Беседа
  • Анализ чертежей
  • Практический
  • Анализ готовой постройки
  • Эвристический

Предварительная работа:

  • Чтение познавательной литературы про историю возникновения роботов
  • Заучивание стихотворения  про робота
  • Конструирование робота из коробок (коллективная работа)
  • Конструирование робота из геометрической мозаики по схеме
  • Д/и «Колумбово яйцо»

Ход деятельности:

- Дети, отгадайте загадку:

Пусть я человек железный,

Но в хозяйстве я полезный!

Дом могу я убирать

И одежду постирать,

Заменить могу и маму,

Лишь задайте мне программу!

(Робот)

***

Сам - металлический,

Мозг - электрический.

(Робот)

- Дети, а кто такой робот? (Ответы детей)

- Откуда он появился?  (Его изобрёл и сконструировал человек)

- Для чего человек придумал робота? (Чтобы облегчить свою жизнь)

- Что, по-вашему, может делать робот? (Выполнять тяжёлую физическую работу, которая человеку не под силу; решать сложные задачи; чертить чертежи; летать в космос, собирать машины на заводе и т.д.)

- Сегодня на нашу электронную почту поступило очень интересное музыкальное письмо от детей из необычного, я бы даже сказала, волшебного  детского сада, где с детьми играют, танцуют, поют и рисуют добрые роботы-помощники, которые заменяют взрослых. Хотите его посмотреть?

(Демонстрация презентации.)

Вопросы к детям после просмотра презентации:

  • Кого вы увидели в этом письме? (Роботов, которые помогают в детском саду)
  • Как выглядят роботы? (Похожи на людей, на машины, на компьютеры и т.п.)
  • Что делает каждый из роботов?  (Робот – воспитатель играет с детьми, робот-помощник воспитателя кормит детей, тренер в бассейне занимается плаванием и т.п.)
  • Почему роботы могут передвигаться и выполнять различную работу? (В каждом из них заложена программа)
  • Из какого материала роботы, по вашему мнению, изготовлены? (Из металла, из пластмассы и т.п.)
  • Из каких частей состоят? (Туловище, голова, руки, ноги)

Хоть и с виду угловаты,

Но стройны все, как солдаты!

Выносливы, грамотны, умны –

Задачи все разом решают они.

-  Вы думаете, дети, добрые роботы-помощники существуют только в этой сказочной стране? Вовсе нет! Оказывается, роботы-помощники есть не только там, но и в самом настоящем детском саду, в котором живут такие же дети, как и вы!

Слайд.  Картинка с изображением робота и статья о роботе в японском детском саду.

Есть такая страна, которая называется  Япония. В одном японском детском саду живёт робот. Зовут его Мибо. Мибо  умеет танцевать, говорить, фотографировать и воспроизводить музыку. Кроме того, интеллектуальная игрушка способна проводить развлекательные викторины, предупреждать о землетрясениях и измерять температуру тела, что особенно пригодится воспитателям. 

Наша страна, Россия, тоже не отстаёт. В одном из российских городов, который называется Рязань, в детском саду тоже живёт робот, которого зовут Ярослав. Ярослав запрограммирован перемещаться между группами для съемки и  видеонаблюдения за детьми. Всё, что Ярослав снимает на свою электронную камеру, мамы и папы могут сразу же увидеть,  как только включат дома свой компьютер.  Они узнают, что происходит с их малышом в детском саду,  и не будут переживать за него. 

Слайд.  Картинка с изображением робота и статья о роботе в рязанском детском саду.

- Дети, а вы хотите, чтобы и в нашем детском саду были бы такие же помощники?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы в нашем детском саду хотя бы один денёк появились такие помощники? (Заказать робота из Японии или Рязани; пригласить сказочных роботов-помощников, сконструировать и запрограммировать своих роботов и т.п.)

- Дети, я предлагаю вам создать своё конструкторское бюро, в котором мы с вами смогли бы сконструировать своих роботов-помощников, а также создать их чертежи. По этим чертежам дети в других детских садах  смогли бы сконструировать себе таких же помощников.

- В нашем конструкторском бюро есть чертежи, в которых конструкторы допустили некоторые ошибки. Найдите эти ошибки, это поможет вам при выборе деталей. Почему нельзя использовать некоторые  чертежи?  (Демонстрация аксонометрических чертежей роботов, обозначение значками -  правильно - неправильно)

Предложить соорудить своего робота по образцу, в котором отсутствуют ошибки или по условиям: робот должен помогать в детском  саду готовить еду, мыть полы, заниматься с детьми плаванием, музыкой и т.д. У каждого должен быть сконструирован свой робот, непохожий на других. Каждому предлагается озвучить то, что будет выполнять его робот в детском саду.

Практическая деятельность детей: конструирование робота из деталей

- Я предлагаю вам договориться между собой, кто какого робота будет конструировать.

Как вы думаете, почему это необходимо сделать? (Чтобы не повторяться). Затем  нужно самостоятельно выбрать все необходимые детали для конструирования робота.

В ходе конструирования робота воспитатель напоминает детям, что они могут заменять одни детали строителя на другие, не забывая об основных составных частях робота.

В ходе строительства анализ детских построек:

- Кто твой робот?

- Какую программу ты в него заложил?

- Какие детали  использованы в постройке?

- У кого самая интересная и оригинальная постройка?

Практическая деятельность детей: выполнение чертежа постройки

- Дети, кто сконструировал своего робота -  выполните чертёж постройки.

(Воспитатель предлагает использовать лист бумаги, разделённый на 4 части и лекала с прорезями фигур, с помощью которых можно отразить каждую деталь постройки спереди, сбоку и сверху)

В ходе выполнения чертежей воспитатель просит детей  внести коррективы, исправить ошибки.

Итог деятельности:

  • Что нового узнали?
  • Чему сегодня научились?
  • Что чувствовали во время деятельности? (Было интересно, сложно)
  • Какое решение нашли?

- Дети, сегодня вечером мы с вами отправим по электронной почте чертежи наших роботов – помощников детям в другие детские сады нашего города.

Художественное слово по ходу деятельности

В голове моей железной

Хоть мозгов и нет совсем-

Заменяют их чудесно

Пара-тройка микросхем.

Вместо папы, вместо мамы

Слушаюсь своей программы.

Говорит она мне, чтобы

Танцевал под ёлкой робот.

***

Хоть и с виду угловаты,

Но стройны все, как солдаты!

Выносливы, грамотны, умны –

Задачи все разом решают они.

***

Нет руля и нету шин,

Но я – родственник машин.

Хоть с квадратной головой,

Я почти как вы, живой:

Я стою и я хожу,

Кто захочет, с тем дружу.

Пусть немного твердолобый,

Но я очень добрый робот.

***

Валентин Берестов

Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.
 
Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»
 
Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.
 
Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»
 
Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»
 
На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»
 
Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»
***

Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята

Я себе собрать собрата»

***

Хоть и с виду угловат.

Но он строен, как солдат.

Вынослив, грамотен, умён,

Задачи все решает он.

И если нужно, он готов

Осилить сотню языков.

К тому ж ему совсем не спится,

Он день и ночь готов трудиться.

Он по хозяйству помогает

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек,

А ведь совсем не человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по конструированию из строительного материала в старшей группе на тему "Самолёт"

НОД по конструированию из строительного материала в старшей группе на тему "Самолёт" на основе гендерного подхода....

Людмила Викторовна Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Тема 1 ЗданияЦель. Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предме...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по конструированию из строительного материала в старшей группе на тему «Мост для Буратино»

В данном конспекте определены задачи всех образовательных областей, методы и приемы, а также выстроена логика образовательной деятельности....

НООД по конструированию из строительного материала старшей группе "Суда"

НООД по конструированию из строительного материала старшей  группе "Суда"...

Консультация для молодых педагогов "Конструирование из строительного материала в старших группах детского сада"

Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению...

Конструирование из строительного материала в старших группах детского сада

Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению....