Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Понкратова Любовь Петровна

Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает конструирование – продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования. В психологии и педагогике накоплен богатый опыт по обучению конструирование из строительного материала (А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, З.В. Лиштван, A.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Сегодня в педагогической практике широко используются и другие виды конструирования – из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др. Детское конструирование обладает высоким потенциалом для развития дошкольника. В процессе конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова). Все это позволяет нам рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как деятельность, внутри которой формируется общая способность по выстраиванию целостностей различного типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений. При создании конструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя закономерности соединения различных материалов. Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные приспособления.

Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения. Дети конструируют, прежде, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта Созданная ребенком конструкция должна выполнять назначения настоящей: на кровати может спать кукла, в шкафу можно повесить платье.

Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и т.д. Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом: «Какой у тебя мостик! Теперь по нему проедет машина» (Е В Зворигина). Таким образом, ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использования.

Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом м конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацию.

Как отмечает А Н Давидчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры.

Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета. В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль строителя Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий. Например, длина моста должна быть достаточной для соединения «берегов». Вместе детская сооружение не отвечает всем требованиям к настоящей сооружения, напоминающего реальную только общей форме при отсутствии многих элементов. Однако в игре конструкция должна выполнять ту функцию, ради которой создавалась: на парте можно разместить учебные принадлежности, на автомобиле можно везти груз.

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития. Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть л логику их соединения. Так, слишком широкая и низкая ваза не удерживает букет цветов в горизонтальном положении При этом ребенок раскрывает для себя, что возможности использования конструкций зависят от их форм. Это побуждает дошкольника заранее продумать, какой формы должна быть конструкция. Чтобы создать конструкцию с нужными свойствами ребенок тщательно обследует соответствующие образцы. Подбор деталей, соответствующих конструкции, соотносит свойства деталей между собой, прежде всего, по форме и размеру. Однако всех особенностей конструкции ребенок предсказать заранее не способен. Поэтому по ходу конструювання он сверяет ее свойства из нужными и вносит необходимые коррективы. Вот ребенок сделал из картона тарелки в форме конуса, но при попытке насыпать в них «кашу» (бусинки) замечает, что такая тарелка наклоняется и не удерживает содержимое. Ребенок вносит изменения в свою конструкцию: обрезает конус и закрывает дырку пластилином, обеспечивая стабильность созданной им конструкции.

Таким образом, в течение дошкольного детства ребенок учится заранее продумывать свойства конструкции и способы ее создания. К концу дошкольного возраста конструкция создается по предварительному замыслу.

Конструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка. Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки: Пирамидка становится «деревом», грибочек, изготовленный из природного материала, превращается в «лесовичка» т.д. Иногда ребенок инициирует конструирование, но самостоятельно его реализовать не способен. Тогда ему на помощь приходит взрослый. Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к конструкции. Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания. Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити. В другом случае ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволоки.

Итак, конструктивная деятельность в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей:

  • в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;
  • в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых)
  • детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;
  • конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;
  • умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;
  • с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования.

Таким образом, мы видим, что развитие и формирование детского конструирования происходит поэтапно, в соответствии с принципами усложнения материала, перехода от простого к сложному – при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье конструирование, рассматривается как основная  деятельность детей дошкольного возраста. Дается краткая харктеристика развития конструирования по каждому возрасту. Развитие мелкой ...

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

Обобщение опыта по теме: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Оригами является посредником между художественным и научным постижением мира. Он служит средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления....

Отчет по конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Материал содержит отчет по конструктивному виду деятельности,в котором находиться информация использования разнообразных методов, направленных на развитие конструктивных умений и навыков....

Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских...

Развитие конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Конструирование  – это приведение в определенное  взаимоположение различных предметов,  частей, элементов. Строительно­конструктивная д...