РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования Лего – конструирование «Юный строитель»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legokruzhok_rodnichok.docx75.28 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

№ 26 «СОЛНЫШКО»

Согласован

на заседании педагогического совета

протокол  № ______

от «____» _________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МДОУ – детский сад компенсирующего вида № 26 «Солнышко»

____________ Ровинец С.А.

«_____»_________2017 г.

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

кружка дополнительного образования

Лего – конструирование

«Юный строитель»

старшей группы №3  «РОДНИЧОК»

на 2017-2018 учебный год

                                                          Воспитатели: Рзаева И.А.

                                                                                       Вавилкина Е.Е.

                                         Г.о. Серпухов 2017 г.

Рабочая программа по Лего - конструированию

 1. Пояснительная записка

     Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

     Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

     Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

        

     Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

        

     Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

     Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

     Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

     Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

     Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

   

     ФГОС  дошкольного  образования  предполагает  разработку новых  образовательных  моделей,  в  основу  которых  должны  входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства  воспитательных,  развивающих  и  обучающих  целей  и  задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и

самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

     Предлагаемая модель воспитательно – образовательной работы в детском саду включает в себя ЛЕГО - технологии.

     Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

     Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий.

     ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно - игровую среду обучения и развития ребенка.

     ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире. Основной  идеей  создания  кружка  «Лего»,  послужила  реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

     

     Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

     Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

     Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит  активный словарь.  

     Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей.  

     Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

     Данная дополнительная образовательная программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся 5-6-летнего возраста. 

Форма обучения – игровая деятельность.

     Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Актуальность

     Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

     LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

     Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна

     Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

     Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Педагогическая целесообразность 

     Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы

     На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Практическая значимость программы

1. Непосредственная практическая работа с конструкторами позволяет развить в дальнейшей жизни полученные навыки.

2. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

3. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяет увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.

4. Материал лучше всего усваивается, когда мозг и рука работают вместе.

     Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования и робототехники, формирование основ инженерно - конструкторской мысли детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать интерес к конструктивной  деятельности, стимулировать детское научно - техническое творчество.
  2. Закреплять знания детей о деталях LEGO-конструктора, называть их.
  3. Развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции.
  4. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
  5. Обучать конструированию по образцу, рисунку, чертежу, заданной схеме, по замыслу,

самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

  1. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
  2. Помогать анализировать сделанные поделки и постройки.
  3. Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
  4.  Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  5. Продолжать учить сооружать коллективные постройки.
  6. Продолжать учить рассказывать о своей постройке.
  7.  Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
  8. Выявить  одарённых,  талантливых  детей,  обладающих  нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить дальнейшее развитие.
  9. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в общее речевое развитие и умственные способности.
  10. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  11.  Содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  12.  Создать условия для овладения  основами конструирования;
  13.  Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем. 
  14.  Создать условия для овладения основами программирования.
  15.  Создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления.
  16.  Способствовать развитию творческой активности ребёнка. 
  17.  Способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире. 
  18.  Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы.
  19.  Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль).
  20.  Создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
  21. Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре.

Методы и приёмы

     Для обучения детей LEGO-конструированию и робототехники используются разнообразные методы и приемы.

Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный. Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.

     Представленная программа «Юный конструктор» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 5-6 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

        

        Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 2 раза в  неделю, 75 занятий в год. Продолжительность занятий - 25 минут.

Формы трансляции педагогического опыта

1. Игровой практикум для педагогов детского сада.

2. Собрания и фото отчеты  для родителей.

3. Мастер-классы для родителей и педагогов.

4. Интерактивное взаимодействие на сайте с родителями.

5. Представление и обобщение опыта в сети интернет.

     Конструирование выполняется детьми в форме индивидуальной, парной и групповой деятельности. 

     Можно различить три основных вида конструирования: 

 по образцу 

 по условиям

 по замыслу 

     Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). 

     При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

     Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности

2. Структура проведения занятия

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

• Совершенствование навыков классификации.

• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

• Активизация памяти и внимания.

• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

• Развитие комбинаторных способностей.

• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

• Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

     Результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

¬ определять, различать и называть предметы (детали конструктора), 

¬ выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему),

¬ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного,

¬ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей учебной группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

¬ уметь работать по предложенным инструкциям,

¬ определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. 

Коммуникативные УУД:

¬ уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке, 

¬ уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять 

3. Планируемые результаты освоения Программы 

К шести годам:

  1. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
  2. Любит и по собственной инициативе конструирует из LEGO-конструктора.
  3. Создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.
  4. Проявляет творческую активность и самостоятельность. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
  5. Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

     В результате освоения программы обучающиеся должны знать:

• основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

• простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

• виды конструкций: плоские, объёмные (средняя и старшая группа), неподвижное и подвижное соединение деталей (старшая и подготовительная группа);

• технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

     В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:

• осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду  и цвету);

• конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

• конструировать по образцу;

• составлять программу для работы робота;

• с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

     Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются детские работы, фотоотчет, акты выполненных услуг.

4. Освоение данной технологии проходит поэтапно по возрастам.

     Дети начинают заниматься лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

     В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. 

     Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

Примерное перспективное планирование

Сентябрь

Тема

Цель

Мониторинг

1 неделя

   Выявление уровня развития конструктивных умений детей.

Путешествие в Лего – Град

2 неделя

   Цель: развивать навыки работы с конструктором.

   Программные задачи: учить детей разбираться в рисунках, изображающих конструкции, вместе с воспитателем определять этапы работы, учить доводить начатое дело до конца.

Город мастеров

3 неделя

   Цель: учить различать и называть детали конструктора.

   Программные задачи: проверить навыки строительства различных предметов мебели для кукол, самостоятельного преобразования постройки в длину и ширину в зависимости от величины кукол; учить работать рядом не мешая друг другу.

Дома

4 неделя

   Цель: упражнять детей в строительстве различных домов.

   Программные задачи: уточнить представления детей о деталях конструктора, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.

Октябрь

Дома для гостей

1 неделя

   Цель: учить строить дома.

   Программные задачи: учить преобразовывать известную конструкцию в новую; продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом.

Дворец для сказочных героев

2 неделя

   Цель: научить строить красивый дом - дворец.

   Программные задачи: находить необычные конструктивные решения; самостоятельно находить детали для украшения дворцов; учить творчески подходить к решению конструктивных задач; воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.

Новоселье кукол

3 неделя

   Цель: закрепить умение детей строить мебель из деревянного конструктора.

   Программные задачи: продолжать учить работать вдвоём, договаривать о том, какую часть работы будет выполнять каждый; развивать навыки коллективной работы.

Детская площадка или парк отдыха

4 неделя

   Цель: продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять их общим замыслом.

   Программные задачи: продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия; учить планировать постройку; воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.

Ноябрь

Машины

1 неделя

   Цель: упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

   Программные задачи: формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления; развивать внимание, память.

Выставка машин

2 неделя

   Цель: упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

   Программные задачи: формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления; развивать внимание, память.

Самолёты. Вертолёты

3 неделя

   Цель: расширять представления детей о различных летательных аппаратах.

   Программные задачи: формировать обобщенные представления о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек.

Самолёты. Вертолёты. Ракеты.

4 неделя.

   Цель: упражнять детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам.

   Программные задачи: расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, грузовой и т.д.); способствовать развитию экспериментирования и изобретательства; формировать обобщенные представления о данных видах техники; формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправить свои ошибки; развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.

Декабрь

Письмо из цветочного города

1 неделя

   Цель: учить строить простейшие здания

   Программные задачи: продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия; учить планировать постройку; воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.    

Творим и мастерим (по замыслу)

2 неделя

   Цель: упражнять детей в конструировании по замыслу.

   Программные задачи: развивать детское творчество, конструкторские способности; умение самостоятельно организовывать свою работу; выполнять разнообразные интеллектуальные действия; закреплять умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Гирлянда

3 неделя

   Цель: научить детей делать гирлянды и игрушки на ёлку.

   Программные задачи: продолжать развивать интерес к совместному труду.

Мосты

4 неделя

   Цель: упражнять детей в конструировании мостов.

   Программные задачи: расширять представления детей о мостах, их назначении; учить, на основе анализа образца, преобразовывать свою постройку; вызвать у детей интерес к творческому конструированию; воспитывать у детей навыки коллективной работы.

Январь

1 неделя

Каникулы

Мосты (повторение)

2 неделя

   Цель: упражнять детей в конструировании мостов.

   Программные задачи: расширять представления детей о мостах, их назначении; учить, на основе анализа образца, преобразовывать свою постройку; вызвать у детей интерес к творческому конструированию; воспитывать у детей навыки коллективной работы.

Железнодорожный вокзал или станция

3 неделя

   Цель: научить детей строить железнодорожный вокзал.

   Программные задачи: учить строить небольшой железнодорожный состав; учить объединять свою постройку в соответствии с общим замыслом; договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; развивать пространственное мышление, фантазию, воображение; продолжать учить работать коллективно.

Творим и мастерим (по замыслу)

4 неделя

   Цель: упражнять детей в конструировании по замыслу.

   Программные задачи: развивать детское творчество, конструкторские способности; умение самостоятельно организовывать свою работу; выполнять разнообразные интеллектуальные действия; закреплять умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Февраль

Роботы

1 неделя

   Цель: упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Программные задачи: предложить детям построить робота по заранее созданной схеме; развивать конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности; формировать представления об объёмных телах, их форме, размере; развивать воображение, сообразительность, понятливость.

Дома (повторение)

2 неделя

   Цель: упражнять детей в строительстве различных домов.

Программные задачи: уточнить представления детей о деталях конструктора, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.

Суда и корабли

3 неделя

   Цель: учить строить по рисунку несложные постройки морских и речных судов.

   Программные задачи: расширять представления детей о разных видах судов (виды, функциональное назначение, особенности строения); упражнять в сооружении различных судов; развивать фантазию, внимание, память.

Детская площадка или парк отдыха

(повторение)

4 неделя

   Цель: продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять их общим замыслом.

   Программные задачи: продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия; учить планировать постройку; воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.

Март

Наш микрорайон

1 неделя

   Цель: продолжать учить строить разные конструкции домов из крупного и среднего строителя в зависимости от их назначения.

   Программные задачи: учить строить дома по памяти, выделять основные части постройки; учить воплощать задуманное в строительстве;  упражнять детей в рисовании планов; закреплять навыки самостоятельного строительства; совершенствовать конструкторский опыт, эстетический вкус.

Город

2 неделя

   Цель: продолжать учить строить разные конструкции домов из крупного и среднего строителя в зависимости от их назначения.

   Программные задачи: учить строить дома по памяти, выделять основные части постройки; учить воплощать задуманное в строительстве; упражнять детей в рисовании планов; закреплять навыки самостоятельного строительства; совершенствовать конструкторский опыт, эстетический вкус.

Дворец для сказочных героев

(повторение)

3 неделя

   Цель: научить строить красивый дом - дворец.

   Программные задачи: находить необычные конструктивные решения; самостоятельно находить детали для украшения дворцов; учить творчески подходить к решению конструктивных задач; воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.

Железнодорожный вокзал или станция (повторение)

4 неделя

   Цель: научить детей строить железнодорожный вокзал.

   Программные задачи: учить строить небольшой железнодорожный состав; учить объединять свою постройку в соответствии с общим замыслом; договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; развивать пространственное мышление, фантазию, воображение; продолжать учить работать коллективно.

Апрель

Цирк

1 неделя

   Цель: научить отражать впечатления от посещения цирка в конструировании.

   Программные задачи: продолжать учить работать коллективно, договариваться, какую часть работы будет выполнять каждый; воспитывать навыки коллективной работы.

Суда и корабли (повторение)

2 неделя

   Цель: учить строить по рисунку несложные постройки морских и речных судов.

   Программные задачи: расширять представления детей о разных видах судов (виды, функциональное назначение, особенности строения); упражнять в сооружении различных судов; развивать фантазию, внимание, память.

Катер

3 неделя

   Цель: учить выделять в постройке её функциональные части (борт, корма, нос, капитанский мостик, трубы).

   Программные задачи: совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями: водный, речной, морской транспорт.

Роботы (повторение)

4 неделя

   Цель: упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

   Программные задачи: предложить детям построить робота по заранее созданной схеме; развивать конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности; формировать представления об объёмных телах, их форме, размере; развивать воображение, сообразительность, понятливость.

Май

Автозавод

1 неделя

   Цель: закрепить умение детей строить машины по рисунку.

   Программные задачи: закреплять навыки планирования постройки; учить самостоятельно подбирать детали для выполнения постройки; закрепить умение самостоятельно строить машины по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений; развивать сообразительность, воображение, изобретательность.

Светофор

2 неделя

   Цель: закреплять знания о светофоре, развивать конструктивные способности.

Программные задачи: продолжать знакомство с дорожными знаками, учить строить дорожные знаки.

Сказка для Дюймовочки

3 неделя

   Цель: развивать конструктивные способности, умение воплощать сюжет в постройку.

   Программные задачи: формировать чувство уверенности в своих возможностях, развивать мелкую моторику рук. Расширять и обогащать словарь детей, закреплять навыки диалогической речи. Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Развивать умение использовать эталоны, как общественные обозначения свойства и качества предмета (цвет, форма, размер). Развивать умение использовать

Мониторинг

4 неделя

   Выявление уровня развития конструктивных умений детей.

Список литературы

1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.

2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.

4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.

5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

6. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.

8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

11.   Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

12.   Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.

13.   Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.

14.   ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.

15.    Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

16.    Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.

17.   Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

18. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.

19.  Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.

20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

21.  Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.

22. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.

23. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.

24. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

http://int-edu.ru

http://7robots.com/

http://www.spfam.ru/contacts.html

http://robocraft.ru/

http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69

http://www.robo-sport.ru/

http://www.railab.ru/

http://www.tetrixrobotics.com/

http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист» (для детей подготовительной к школе группы)

Настоящая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с учётом приоритетного направления работы ДОУ. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Игры, игрушки – одно из наиболее сильных воспитательных средств, в окружении общества. Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на восстановление и усвоение общественн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» составлена на основе одноименной парциальной программы «Юный Эколог» автора Николаевой С.Н....