: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Абраимова Алина Сергеевна

      Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии ЛЕГО-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой успешный проект

"Конструируя, ребенок действует, как зодчий,

возводящий здание собственного потенциала"

Ж.Пиаже

Тема: "Лего-конструирование как средство инженерного мышления старших дошкольников".

Девиз проекта: "От старта возможностей к старту достижений"

Пояснительная записка

     В настоящее время, со стороны государственной политики и Стратегии развития  Российской Федерации, большое внимание уделяется современным научно-техническим разработкам, а в особенности кадрам, обладающим высокими интеллектуальными возможностями. Это связано со значительными техническими достижениями, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, поэтому все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как ЛЕГО-конструирование. Образовательные конструкторы ЛЕГО очень точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность.

   Конструирование - любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

     Лего - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Сегодня ЛЕГО проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все - о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.  

     Новизна заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта детей, который реализуется в двигательных играх, побуждающих воспитанников решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы.  Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO, позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.

     Актуальность: Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, техническое и инженерное мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование Лего-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

      Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии ЛЕГО-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.

     Задачи:

1. Создать единое социально-образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

2. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения через выполнение проекта.

3. Развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях.

4. Воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до конца.

5. Сформировать требования к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию технологии Лего-конструирования в образовательном процессе.

6. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, социум

Продолжительность проекта: проект рассчитан на два года обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.

•        Первый год обучения (дети 4-5 лет) - 36 занятий по 20 минут (один раз в неделю)

•        Второй год обучения (дети 5-6 лет) -36 занятий по 25 минут (один раз в неделю)

 Концепция  проекта направлена на:

•        помощь детям в индивидуальном развитии;

•        мотивацию к познанию и творчеству:

•        к стимулированию творческой активности;

•        развитию способностей к самообразованию;

•        приобщение к общечеловеческим ценностям;

•        организацию детей в совместной деятельности с педагогом.

Описание механизма реализации проекта

       Данный проект имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе применяются игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, проект помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.

Формы и методы используемые для реализации программы:

•         Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)

•        Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии)

•        Познавательные  (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

•        Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

•        Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

•        Проблемный метод  (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)

•        Игровой метод  (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)

Формы организации  игр - занятий

•        Активная помощь педагога;

•        Сотрудничество с родителями (законными представителями);

•        Беседа, показ, объяснение;

•        Игра – презентация;

•        Практическое занятие с помощью педагога;

•        Выставка

•        Создание видеороликов.

 

Формы работы с родителями:

1.        Мастер-класс «Попробуйте сделать как мы»

2.        Консультация для родителей

•        «Значение Лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

•        «Лего-конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

1.        Просмотр видеороликов на родительских собраниях.

2.        Выставки детских LEGO – моделей.

3.        Выставки домашнего LEGO – конструирования.

Этапы реализации проекта

I этап. Ценностно-ориентированный этап

1. Изучение материалов в интернет-ресурсах.

2. Анализ предметно-пространственной среды в группе.

3. Введение педагогов, воспитанников и родителей в Леготехнологию через создание проблемных ситуаций.

II этап. Конструктивный этап

1. Проведение мастер-классов для педагогов и родителей по применению Лего-конструирования.

2. Повышение квалификации педагога по использованию Лего-конструирования в работе (дистанционное обучение).

3. Анализ и обработка научно-методических пособий по Лего-конструированию.

 III этап. Практический этап

1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и родителями.

2. Перспективное планирование по Лего-конструированию.

3. Совместная деятельность педагога и воспитанников.

4. Разработка технологических карт для Лего-конструирования.

5. Использование Лего построек в сюжетно-ролевых играх.

6. Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам.

7. Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности и т.д.

8. Разработка и реализация мини-проектов по Лего-конструированию.

IV этап. Презентационный

1. Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между родителями по различным номинациям.

2. Выставка творческих работ дошкольников.

3. Выступление с проектом на районном конкурсе детских проектов "Хочу все знать".

V этап. Оценочно-рефлексивный

1. Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта.

2. Анкетирование родителей, увеличение процента детей, увлеченных конструированием, увеличение процентов одаренных детей, нестандартномыслящих.

 Тематическое планирование

(1 год обучения)

№п/п

Тема занятия,

вид занятия

Содержание занятия

Кол-во

часов

1

Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу

Беседа и конструирование

Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, строительство по замыслу

1

2

Учимся читать схему. Конструируем по схеме.

Мебель.

Беседа и конструирование

Изучение типовых соединений деталей. Конструирование  софы, стола и стула.

1

3

Учимся читать схему. Конструируем по схеме.

Мебель.

Беседа и конструирование

Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Конструирование  шкафа и телевизора..

2

4

Учимся читать схему. Конструируем по схеме.

Качели.

Беседа и конструирование

Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей с простым механизмом.

2

5

Учимся читать схему. Конструируем по схеме.

Велосипед.

Беседа и конструирование

Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей с простым механизмом.

1

6

«Вентилятор»

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом.

1

7

«Юла»

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом.

1

8

«Качели»

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом.

1

9

«Хоккеист»

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом.

1

10

«Животные».

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Обсуждение с детьми, какими они представляют себе собаку. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом.

1

11

«Транспорт. Машина 1».

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание.

1

12

«Транспорт. Машина 2».

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание.

1

13

«Транспорт. Парусная лодка». Конструирование по схеме

 

Беседа и конструирование

Презентация «Водный транспорт». Постройка транспорта, обыгрывание.

1

14

Конструирование по замыслу

Беседа и конструирование

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и  в коллективе.

2

Тема: «Знакомство с конструктором «LEGO WeDo»

15

Введение в курс «Образовательная робототехника». Что такое робот?  (Беседа)

Беседа

Просмотр презентации «Роботы вокруг нас» Введение в курс «Образовательная робототехника» История робототехники. 

1

16

Роботы в жизни человека

Беседа

Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов применяемые в современном мире.

1

17

Знакомство с конструктором. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo.

Беседа

Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности

1

18

Способы крепления деталей

Беседа

Правила скрепления деталей. Прочность конструкций. Конструирование по замыслу

1

19

Мотор. Датчик расстояния и датчик наклона

Беседа

Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона

1

Тема: «Забавные механизмы»

20

Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»

(Практическое занятие)

 

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

3

21

Программирование  и функционирование робота «Танцующие птицы»

(Практическое занятие)

 

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

3

22

Программирование  и функционирование робота «Порхающая птица»

(Практическое занятие)

 

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

Тема «Звери»

23

Программирование  и функционирование робота «Голодный аллигатор»

(Практическое занятие)

 

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

24

 Программирование  и функционирование робота «Рычащий лев»

(Практическое занятие)

 

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

25

Программирование  и функционирование робота «Обезьянка-барабанщица»

(Практическое занятие)

 

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

1 занятие в неделю

36

Второй год обучения

Тема «Футбол»

1

Конструирование по замыслу

Беседа и конструирование

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и  в коллективе. Повторение пройденного материала.

1

2

 

Программирование  и функционирование робота «Нападающий»

(Практическое занятие)

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

3

 

Программирование  и функционирование робота «Вратарь»

(Практическое занятие)

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

4

 Программирование  и функционирование робота «Ликующие болельщики»

(Практическое занятие)

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                           

2

Тема «Приключения»

5

 Программирование  и функционирование робота «Спасение самолёта»

(Практическое занятие)

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

6

 Программирование  и функционирование робота  «Спасение от великана» (Практическое занятие)

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

7

 Программирование  и функционирование робота  «Непотопляемый парусник» (Практическое занятие)

 Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

2

Тема «Техника, стройка»

8

 Программирование  и функционирование робота   «Вилочный погрузчик»

 (Практическое занятие)

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

3

9

Программирование  и функционирование робота  «Разводной мост»

 (Практическое занятие)

 

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

3

10

Программирование  и функционирование робота  «Башенный кран»

 (Практическое занятие)

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

3

«Парк развлечений»

11

Программирование  и функционирование робота  «Гонщик»

 

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

3

12

Программирование  и функционирование робота  «Линия финиша»

 

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

3

13

Программирование  и функционирование робота  «Качели»

 

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

3

14

Программирование  и функционирование робота  «Карусель»

 

Практическое занятие

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

4

15

Свободное моделирование

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и  в коллективе. Повторение пройденного материала.

1

1 занятие в неделю

36

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • Сформированность устойчивого интереса к лего-конструированию, умений работать по предложенным инструкциям;
  • Сформированность  умений творчески подходить к решению задачи;
  • Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;
  • Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

В результате обучения дети могут

знать:

  • основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности);
  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов LEGO;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 
    основные приемы конструирования;
  • конструктивные особенности различных конструкций;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • создавать реально действующие модели работ при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
  • демонстрировать технические возможности конструкций;

уметь:

  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
  • работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • конструировать по образцу;
  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • создавать действующие модели  на основе конструктора LEGO;
  • демонстрировать технические возможности своих изобретений;
  • реализовывать творческий замысел.

Диагностическая карта (средняя группа):

  • Называет детали
  • Работает по схемам
  • Строит несложные постройки
  • Строит по творческому замыслу
  • Строит в подгруппе
  • Строит по образцу
  • Строит по инструкции
  • Умеет рассказать о постройке

Диагностическая карта (старшая группа):

  • Называет детали
  • Строит сложные постройки
  • Строит по образцу
  • Строит по творческому замыслу
  • Строит в команде.
  • Строит по инструкции
  • Использует предметы-заместители
  • Работает над проектами

 Список литературы:

  1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
  5. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов : учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
  6. Лусс Т.С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
  7. Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»:Пособие для педагогов.М.:изд.Сфера,2011.
  8. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образоват.робототехники._М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является...

Консультация: "LEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников".

Лего- конструирование для дошкольников способствует техническому творчеству, представляет возможность творческой самореализации посредством овладения....

Консультация «Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников»

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно- технической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и природного ма...

Занятие по развитию инженерного мышления старших дошкольников. Знакомство с "шариками-кубариками"

     Конспект разработан в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные конструкторы» для детей 5-7 лет....

Мастер класс «Развитие инженерного мышления старших дошкольников посредством игрушки дергунчик »

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире. Современное общество  требует воспитать человека креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические фо...