Рабочая программа дополнительного образования "Умелые ручки"для детей 5-7 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Алексеева Наталия Николаевна

.Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. При творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой.  В изделиях – частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа. Данная программа предназначена для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_vyshivanie.docx144.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Рабочая программа

дополнительного образования

«Умелые ручки»

вышивание для детей старшего дошкольного возраста

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/66/732/66732289_kids073.jpg                                       

                                   Ст. воспитатель     Н.Н.Алексеева
     

Пояснительная записка


«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Кружок  художественной вышивки даёт возможность практически познакомить детей с этим видом искусства.
Занятия вышивкой вызывают у детей большой интерес и имеют воспитательное значение. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
 В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если в 50 – х гг. прошлого века было около 17% детей с дефектами звукопроизношения (данные М.Е. Хватцева), то в нынешнем столетии их стало 52,5%, причём 35,8% - это дети с тяжёлыми нарушениями речи. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (по мнению И.Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»). Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, правильная подготовка его к школе – эта тема всегда была актуальна. Родителей и педагогов этот вопрос волнует и сегодня.  Согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями - это один из основных показателей готовности ребёнка к школе.  Готовя детей к школе, в семье не всегда уделяется должное внимание данному вопросу. В лучшем случае - детям предлагают прописи не всегда с учетом возраста, а в худшем - развивают мелкую моторику с помощью компьютера. Сегодняшние дети редко делают что-то своими руками. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (липучки вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Ещё каких-нибудь 20 лет назад родителям, и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, шинковать овощи, стирать бельё. Сейчас же каждую из этих операций выполняет определённая техника. И как следствие этого – общее моторное отставание у большинства современных детей, что в дальнейшем может отразиться на их речевом развитии. Все вышеперечисленные причины побудили меня организовать кружок. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развита мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость, В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

Цель:

Развитие  художественно-эстетического творчества. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Задачи

 - приобщить к народному декоративно-прикладному искусству

- научить детей способам работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

  -воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду - раскрыть творческий потенциал детей

 - освоить технику вышивания

 - развить мелкую моторику рук

- развить психические познавательные процессы: (воображение, восприятие, память, внимание, цветовое ощущение)

  - воспитать личностные качества: терпение, старательность, аккуратность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца

Основные принципы

- принцип научности–дети получают знания из истории возникновения вышивки, знакомятся с терминами;

- принцип доступности – основывается на том, что все виды подготовительной работы для обучения детей вышивке объединяет игровой метод проведения занятий. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребёнка. Все составляющие части занятий «учитывают» индивидуальные особенности детей, доступны и понятны для детей;

- принцип активности и сознательности – польза от занятий может быть только в том случае, когда дети и взрослые осознают, что и для чего они делают;

- принцип интегрированности – решение коррекционных задач в интеграции с образовательными областями «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация»;

- принцип «от простого – к сложному» - все виды деятельности, направленные на создание  творческих работ постепенно усложняются.

- принцип адресности и преемственности – учёт разноуровнего развития и состояния здоровья участвующих в оздоровлении. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье.

Организация занятий кружка

Возраст детей, участвующих в реализации данного кружка  5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Программа рассчитана на 2 года.

1 год – с детьми 5-6 лет

2 год  – с детьми 6-7 лет

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день –  другие 2 подгруппы по 5 детей.

Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25минут – в старшей группе, 30минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Планируемые результаты (дети 5-6 лет).

-значительное повышение уровня развития творческих способностей детей

-дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой)

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- делают бахрому на салфетке;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”;

- используют пооперационные карты.

Планируемые результаты (дети 6-7 лет).

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- вышивают “гладью”;

- делают “мережку” на ткани;

- переводят рисунок на ткань;

- вышивают способом «крестик»

- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:

-бережное обращение с инструментами;

-поддержание порядка на рабочем месте;

- используют пооперационные карты;

- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;

- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, умение взаимодействия друг с другом)

Методы  и приемы организации кружка

-метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, наглядных пособий)

-словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)

-практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных материалов и инструментов)

-эвристический (развитие находчивости и активности)

-частично-поисковый, проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации)

-сотворчество

-мотивационный (убеждение поощрение)

-одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми)

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе)

Методическое обеспечение

Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 (на каждого ребенка).

Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).

Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).

Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

Кусочки трикотажного полотна разных размеров.

Карандаши (на каждого ребенка) простые.

Калька (на каждого ребенка).

Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Дидактические материалы.

Подборка готовых вышивок.

Образцы рисунков для вышивания.

Пооперационные карты.

Иллюстрации вышивок в различной технике.

Альбомы

Видеофильмы

Литература.

1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

3.. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду.- Ярославль.: Академия   развития, Академия К, 1998.-287с.

4.. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

5.Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» -М. «Просвещение» 1990г.

                                             

Перспективный план кружка

«Умелые ручки» для детей 5-6 лет

Месяц

Тема

Программные задачи

Оборудование и материалы

Сентябрь

1

Экскурсия в мини-музей

Знакомство с народным творчеством.  Познакомить детей с народными промыслами, развивать любовь к прекрасному, показать красоту вышитых изделий.

Показ видеофильма

2

Ознакомление с нитками

 Ознакомление с видами ниток и иголок. Познакомить с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов.

Наборы игл  и ниток для вышивания

3

Беседа по технике безопасности

Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой.

Иголка, ножницы, игольница

4

Знакомство с вышивкой

Вызвать интерес к вышивке,  которой могут быть украшены   самые различные изделия (одежда, предметы быта и интерьера, игрушки);
Вызвать желание ребёнка самому научиться вышивать

Рассказ о вышивке. Образцы работы по вышиванию

 

Октябрь

1

Работа со шнуровкой
«Чудо иголочка»

Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Заготовки с отверстиями и шнурок для каждого ребенка Д/и «Завяжи шнурок на ботинке»

2

Вышивание шва «Вперед иголка»

Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Заготовки, мулине, ножницы, Д/и “Мозаичный узор”

3

«Уроки иголочки»

Упражнять в отмеривании нити. Освоить приём вдевать нитку в иголку, познакомить с приёмом закрепления нити в начале и конце работы. Познакомить с понятиями «стежок», «шов».

Мулине, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка

4

«Швея – мастерица»

Познакомить с технологией выполнения шва «вперёд иголку», Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Мулине, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка.

Ноябрь

1

Работа со шнуровкой «Тамбурный шов »

Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать глазомер, мелкую моторику, эстетический вкус.

Полоски картона с разметкой стежков, нитки мулине, ножницы, лоскуток ткани 10 Х 20

2

Вышивание по ткани «Тамбурный шов»

Продолжать учить  вдевать нитку в иголку, выполнять  «тамбурный шов», завязывать узелок на конце нити.

Ткань, иголка, мулине, игольница для каждого ребенка. Дидактическая игра “Чем отличаются эти узоры”

3

Работа со шнуровкой «Петельный шов»

Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость.

Заготовки с отверстиями и шнурок для каждого ребенка Д/и “Мозаичный узор”

4

«Уроки иголочки»  - «Петельный шов»

Продолжать учить  вдевать нитку в иголку, выполнять  «петельный шов», завязывать узелок на конце нити, закреплять нить на ткани.  Повторить правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

 Ткань, иголка, мулине, игольница для каждого ребенка. Подвижная игра “иголка с ниткой”

5

«Куда иголка туда и нитка»

Развивать мелкую моторику, глазомер, внимание, усидчивость. Закрепить правила безопасности при работе с иголкой.

Ткань иголка, игольница, мулине, пяльцы для каждого ребенка Подвижная игра “Змейка”

Декабрь

1

«Салфетка»

Учить делать разметку салфетки по шаблону, раскраивать по разметке, правильно пользоваться шаблоном.

Ткань иголка, игольница, мулине, пяльцы для каждого ребенка.

2

Знакомство с пяльцами.

Запяльцивание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.

Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине, пяльцы для каждого ребенка.

Месяц

Задачи

Программные задачи

Оборудование и материалы

Декабрь

3

Просмотр видеофильма Русские мастерицы

Познакомить детей с русскими обычаями  в вечернее время собираться вместе и заниматься рукоделием

 

 

 

Январь

4

 «Весёлый портной»

 Учить украшать салфетку бахромой по краям, способом выдёргивания нитки с помощью иглы.

Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине для каждого ребенка

2

 «Весёлый портной»

 Учить украшать салфетку бахромой по краям, способом выдёргивания нитки с помощью иглы.

Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине

3

«Художники» 

Учить с помощью копировальной бумаги наносить рисунок на ткань, упражнять в вышивании узора по контурной линии изображения швом «Вперёд иголку»;

Лоскуток ткани 20 Х 20 . иголка, игольница, ножницы, мулине рисунок

Февраль

1

Вышивание «Снеговик»

Познакомить с новым швом «Вперёд иголку с перевивом».
Сначала выполнить шов «Вперёд иголку»,  затем, не прокалывая ткань, обвивать стежки.

Лоскуток белой ткани
16 х 16 см с разметкой Снеговика, иголка, игольница, ножницы, мулине

2

 Вышивание «Снеговик»

Способствовать поддержанию интереса у детей к вышиванию посредством изготовления новогодней игрушки, продолжать работу новым швом «Вперёд иголку с перевивом».

Лоскуток белой ткани
размером 16 х 16 см с разметкой Снеговика, иголка, игольница, ножницы, мулине

3

«Машина для папы»

 Пришивание пуговицы с двумя отверстиями. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

Заготовка машины, с разметкой окон,  колёс, фар – пуговицы Нитки, блёстки, Иголка, булавки, ножницы.

4

«Машина для папы»

 Продолжать работу пришивание пуговицы с двумя отверстиями. Учить создавать своё видение предмета и способы украшения работы.

Заготовка машины, с разметкой окон,  колёс, фар – пуговицы Нитки, блёстки, Иголка, булавки, ножницы.

Март

Апрель

«Мой любимый сказочный герой»

На подготовленной ткани  выбрать  и перевести рисунок, учить подбирать цвета и оттенки, правильно пользоваться инструментами для вышивания (пальца, иголка, ножницы)

Лоскуток белой ткани
размером 20 х 20 см, копирка, иголка, игольница, ножницы, мулине разного цвета

Май

3

«Мой любимый сказочный герой»

Продолжать работу, учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

Лоскуток белой ткани
размером 20 х 20 см, копирка, иголка, игольница, ножницы, мулине разного цвета

4

Выставка детских работ

                                                  Перспективный план кружка

«Умелые ручки» для детей 6-7 лет

Месяц

Тема

Программные задачи

Оборудование и материалы

Сентябрь

1 и 2

Диагностика знаний и умений

Вызвать интерес к вышивке,
желание ребёнка показать чему научился

Ткань, нитки мулине, игольница, калька, образцы швов

3

Знакомство с русскими  народными промыслами

 Ознакомление с видами: вышивка, резьба по дереву, вязание.

Видеофильм

4

Беседа по технике безопасности

Напомнить  правила пользования инструментами для вышивания ,напомнить нитки не откусывают, не отрывают от катушки, а пользуются ножницами

Иголка, ножницы, игольница.

Октябрь

1

Загадывание загадок (о швейной фурнитуре)

 

 Дидактические игры  со шнуровкой

2,3

Вышивание «Волшебные ручки»

Повторить  знания детей о видах швов для выполнения вышивки: "петельный", "тамбурный", "верёвочкой",

Заготовки, мулине, ножницы, Д/и “Мозаичный узор”

3,4,

1неделя ноября

«Сапожок для подарков»

Учить детей накладывать шаблон на ткань, обводить и вырезать по контуру, полученные детали, скалывать друг с другом изнаночной стороной внутрь,  познакомить со швом "через край"за иголку" (сшиваем края сапожка),  учить пришивать петельку из тесьмы и оформлять сапожок аппликацией из ткани и дополнительных материалов (вата).

Мулине, иголка, ножницы, игольница, шаблон сапожка

Ноябрь

2,3недели

Прихватка "Сердечко"

Закрепить умение детей сшивать края стебельчатым швом, пришивать петельку, завязывать бант из тесьмы, пришивать его, оформлять прихватки аппликацией из ткани.

Ткань, иголка, мулине, игольница для каждого ребенка. Дидактическая игра “Чем отличаются эти узоры”

4

«Великий портняжка»

Работа со шнуровкой

Учить продевать шнурок  с четырьмя отверстиями разными способами (четыре способа)

Заготовка, шнурки

5

Поделки из пуговиц

Учить пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами (четыре способа)

 Ткань, иголка, мулине, игольница

Декабрь

1

«Ёлочка с шариками»

Учить пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями понравившимся способом, развивать мелкую моторику, глазомер, внимание, усидчивость. Закрепить правила безопасности при работе с иглой.

Ткань  в виде ёлочки, иголка, игольница, мулине, пяльцы для каждого ребенка

2,3

Вышивание «гладью»

Использование модели шва “гладью”. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному

Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине, пяльцы

Месяц

Задачи

Программные задачи

Оборудование и материалы

Декабрь

4

2,3неделя января

 «Рождественская игрушка»

 Вышивание игрушки контурной гладью, по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

Ткань с рисунком, иголка, игольница, ножницы, пяльца.

Февраль

1

Работа со шнуровкой шва «Волшебные крестики»

Познакомить с техникой выполнения шва «Крестик» и изделиями, вышитыми этим швом.

Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать глазомер, мелкую моторику, эстетический вкус.

Дидактическая игра “Соедини телефонные линии” заготовки, шнурок для каждого ребенка

2

Вышивание на картоне шва “Крестик”

Уточнить и закрепить знания о знакомых простейших швах.
Продолжать знакомить с техникой выполнения шва «Крестик», воспитывать самостоятельность, желание доводить начатое дело до конца

Картон, иголка, игольница, мулине, ножницы

3

Вышивание на ткани способом «крестик»

Упражнять в вышивании швом «Крестик» на канве, отрабатывать последовательность выполнения стежков в процессе работы со схемами

Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине, пяльцы для каждого ребенка

4

«Галстук для папы»

вышивание способом «крестик»

Упражнять в вышивании швом «Крестик» на канве, отрабатывать последовательность выполнения стежков в процессе работы со схемами

Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине, пяльцы для каждого ребенка

Март

Апрель

1,2,3,4

1,2,3,4

«Подарок для мамы»

Упражнять в вышивании швом «Крестик» на канве, отрабатывать последовательность выполнения стежков в процессе работы со схемами

Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине, пяльцы для каждого ребенка

Май

2,3

 «Животный мир» по желанию детей

Воспитывать интерес к технике вышивки крестом, самостоятельность. Развивать глазомер, умение доводить начатое дело до конца, видеть результаты своего труда.

Лоскуток однотонной ткани размером 18 х 18 см с Нитки мулине, ножницы. Образец панно. Схема вышивания.

4

Выставка детских работ

     

                                                     

                                   Мониторинг уровня воспитанников  старшего дошкольного возраста по дополнительному образованию «Умелые ручки»  

I этап

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ФИ ребёнка

 самостоятельность в выборе  материала

умение подбирать цвета для работы

умение планировать работу

умение пользоваться инструментами

вдевают нитку в иголку

 разрезают ткань по нанесенным меткам

делают бахрому на салфетке

закрепляют ткань в пяльцах

завязывают узелок, закрепляют его на ткани

выполняют швы “вперед иголку”, “строчка” вперёд иголку с перевивом».

шьют швом «тамбурный»

пришивают пуговицу с 2 отверстиями

используют пооперационные карты.

              Мониторинг уровня воспитанников  старшего дошкольного возраста по дополнительному образованию «Умелые ручки»  I I этап

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ФИ ребёнка

продуктивность

качество

разработанность образа

создание новых композиций

увлечённость и интерес к деятельности

полностью реализуют творческий замысел

оригинальность выполнения работ

развитие эмоциональной отзывчивости

делают “мережку” на ткани

пришивают пуговицы с  4 отверстиями

переводят рисунок на ткань

вышивают “гладью”

вышивают способом «крестик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль­шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" для детей 3-4 лет

Данная программа содержит годовой план работы кружка "Очумелые ручки" для детей 3-4 лет....

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей от 3-4 лет

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»для детей от 3-4 летЦель программы: развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобраз...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)...

Рабочая программа кружка "Ловкие ручки" для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная программа «Ловкие ручки» ( далее Программа) нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Выделяются четыре разд...