методическая разработка по конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Солдатова Екатерина Александровна

методическая разработка по конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка240.66 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста

                                                                Воспитатель:  Солдатова Е.А.

                                                                                                                                   

Санкт-Петербург

2017

Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста

Цели: развитие у детей общих познавательных и творческих способностей при создании продукта деятельности.

  • Познакомить со свойствами строительного материала и способами построения из него простейших построек;
  • Освоить способы конструирования простейших объектов (дорожек разной длины и ширины заборов, замкнутых загородок с входом);
  • Освоить способы конструирования объектов по готовому образцу (башня, лесенка, горка, мосты, грузовая машина, трамвай, одно- и двухэтажные дома);

Задачи:

  • Укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение эмоционального комфорта.
  • Развитие и активизация общих движений, эмоционально-делового и предметного общения, предметной деятельности.
  • Интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи.
  • Овладение различными навыками в процессе подражания.
  • Формирование предпосылок к конструктивной деятельности.
  • Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты:

  • Дети овладели простейшими приемами конструирования (дорожки узкие и широкие, башни различной величины, мебель, транспорт, домики, ворота).
  • Научились различать детали по величине, форме, цвету.
  • Называют детали строительного материала (кубик, кирпичек, пластина).
  • Выкладывают изображение по образцу.

    Детское конструирование – это создание разных конструкций и модулей из строительных материалов и детских конструкторов. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра; геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, шар, кирпичик; развивать речевые и познавательные умения: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

   Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).

  Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.

  Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слов для облегчения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.

  Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

Организация работы.

   Программа рассчитана на 1 год в период с октября по май 2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя пальчиковую гимнастику, игру с «волшебным» мешочком, подвижную игру и собственно сюжетное конструирование.

  Прежде всего необходимо вызвать у детей интерес к действиям с деталями конструктора (кубиками, кирпичиками-лего), используя игровую мотивацию деятельности, поощряя и подбадривая их с помощью восклицаний, коротких стишков; научить узнавать и различать детали, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики друг на друга, укладывать рядом, скреплять кирпичики ЛЕГО – конструктора. Последующие занятия целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности (ребенок – родитель) с элементами конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности происходит постепенно – за счет увеличения участия ребенка в построении изображения.

Необходимое оборудование:

  • Строительные наборы: деревянные и пластмассовые;
  • Конструкторы ЛЕГО;
  • Сюжетные фигурки соответствующего размера;
  • Схемы.

Начинать надо с предметов и объектов простой формы: дорожки, башни, заборы и, далее, автотранспорт, предметы мебели, конструирование по схемам.

Методы и приемы:

  • Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.
  • Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.
  • Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
  • Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.

Тематическое планирование с детьми второй младшей группы общеразвивающей направленности.

Форма

Срок

Цель

Дидактическая игра: «Учимся, играя!»

Знакомство с ЛЕГО - конструктором.

НОД: «Горка с лесенками».

Игровое упражнение «Пирамидка»

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

НОД: «Дорожки».

Беседа: «Все люди трудятся».

Октябрь

Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление.

 Познакомить с ЛЕГО-конструктором. Закреплять знания цвета и формы.

Учить строить горку с двумя лесенками. Помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, надставлять.

Учить строить простейшие постройки.

Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее.

Учить детей строить дорожки, варьируя их в длину. Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: кирпичик, пластина. Формировать пространственные признаки «длинный».

Дать детям представление о том, что все люди трудятся, вызвать уважение к тем, кто трудится, делает вещи, строит дома и прочее.

Игровое задание «Дорожки».

Дидактическая игра  «Накладываем детали»

НОД: «Мебель в нашей группе»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет: «Мебель для комнаты»

Ноябрь

Продолжать учить детей преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя. Формировать пространственные признаки «узкий – широкий».

Учить детей выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок.

Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, потом крышка).  Развивать речь детей (словарь: над, под, внизу).

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

Дидактическая игра  «Знаю профессии»

НОД: 1. «Ворота – широкие и узкие».

2. «Ворота – низкие и высокие».

Творческая мастерская «Украшение для группы»

Игровое задание «Домик для зверят» .

Дидактическая игра  «Найди фигуру»

Конструирование по замыслу.

Декабрь

Обогащать представления детей о различных видах труда, профессиях. Учить узнавать профессию «строитель», чем занимается.

Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность.

Учить детей склеивать колечки из готовых полосок.

Продолжать учить детей огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливая их вертикально и горизонтально (друг на друга), построить предметы мебели, используя детали по желанию, побуждать детей к совместным играм.

Учить детей находить геометрические фигуры кубик, кирпичик, пластину.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание. Закреплять знания цвета и формы.

Дидактическое упражнение «Бумажные мячики».

Игровое упражнение «Ветерок».

Творческая мастерская «Ветка рябины».

«Здравствуй, лес!»

Игровое задание «Деревья».

НОД: «Теремок»

Дидактическая игра  «Что лишнее?»

Январь

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить мять салфетки двумя руками и катать из них шарики-мячики; развивать мелкую моторику, интерес к игре с бумагой.

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиками. Их можно подбрасывать, катать и даже дуть на них.

Учить придавать заготовкам определенную форму, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.

Учить строить деревья из конструктора по образцу.

Учить анализировать образец. Развивать творческие способности детей посредством работы с бумагой. Закрепить технику – сминать салфетку в комочек, наклеивать на шаблон в определенной последовательности.

Учить детей понимать суть задания, правильно называть геометрические фигуры.

Дидактическая игра  «Составление геометрических фигур».

НОД: 1. «Мост для пешеходов».

2. «Мост для автомобилей».

Занимательная игра «Куриное семейство».

Развивающая игра: «Волшебные рыбки», «Мостик через речку».

Февраль

Упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счетные палочки.

Научить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении, о том, что мосты бывают для пешеходов, автомобилей.  Научить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, цвету, форме. Учить работать по схеме.

Учить сопоставлять сюжетную картинку с карточкой на которой изображены геометрические фигуры, предложить детям отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят.

Рассказать о рыбах. Учить строить рыб из конструктора. Учить строить мостик, точно соединять строительные детали.

НОД: 1. «Одноэтажный дом».

2. «Теремки».

Сюжетно-ролевая игра «Строим дом».

Развивающая игра «Паруса».

Дидактическая игра  «Геометрическое домино».

Творческая мастерская «Кораблики».

Март

Научить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытием, оставляя промежутки для дверей, окон. Учить работать по схеме.

Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей.

Предложить детям рассказать о том, нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросить, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны.

Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать фигуры определенного цвета.

Научить мастерить простейшие поделки из природного материала. Учить бережно относиться к материалам.

Рассматривание картины «Машины на нашей улице».

НОД: 1. «Грузовая машина».

2. «Фургон».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Дидактическая игра  «Чей домик?»

Развивающая игра «Поможем ежам».

Апрель

Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, из каких деталей состоит та или иная машина. Обогащать словарный запас.

Научить конструировать грузовой автомобиль, фургон. Анализировать образец, преобразовывать постройку (удлинять, применяя длинные пластины). Дать представление о цилиндре и его свойствах.

Познакомить с работой космонавтов, дать детям элементарные представления о ракете, их значении, строении. Учить строить по образцу ракету.

Учить детей различать и называть геометрические фигуры, активизировать словарь. Учить детей работать по схеме, используя карточку как образец.

Закрепить умение строить забор из строительного материала. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, желание оказать помощь.

Дидактическая игра  «Подбери по форме».

Творческая мастерская «Лесные человечки».

Развивающая игра «Конструируем из палочек».

Обобщающее занятие с участием родителей «Город моей мечты».

Май

Учить детей выделять предметы определенной формы, называть их. Развивать внимание, наблюдательность.

Продолжать учить детей работать с природным материалом. Развивать воображение, фантазию.

Учить детей классифицировать палочки по длине, узнавать по контуру предметы, закреплять названия знакомых геометрических фигур.

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Расширять возможности понимания своего ребенка. Развивать творческое воображение, фантазию.

    Для развития познавательных и творческих способностей мы организовали предметно-развивающую среду с учетом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. В группе созданы центры «Юные архитекторы», «Творческая мастерская», в наличии имеются: яркий, красочный дидактический материал, настольный и напольный строительный материал, а так же конструкторы, мелкие игрушки для обыгрывания построек, бумага разного вида, клей, природный материал.  Для совместной деятельности с детьми разработали картотеку «Занимательные игры и упражнения по конструированию».

   Также мы привлекали внимание родителей к воспитанию ребенка в семье, развитие его познавательно-творческих способностей в конструктивной деятельности.

Тематическое планирование с родителями второй младшей группы общеразвивающей направленности.

Форма

Срок

Цель

Анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

Привлечь родителей к изготовлению строительных деталей: пластины, цилиндры.

Выставка поделок «Осенний вернисаж»

Октябрь

Помочь родителям в создании условий для развития у детей познавательно-творческих способностей через организацию конструктивной деятельности.

Консультация «Конструирование – что это такое?»

Презентация «Конструкторы бывают разные»

Ноябрь

Консультация «Конструирование в детском саду»

 Выставка поделок «Новогодняя мозаика»

Декабрь

Папка-передвижка «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте»

Совместная игра «Поиграем вместе»

Январь

Домашнее задание «Делимся семейным опытом»

Оформление фотоальбома «Строим всей семьей»

Февраль

Беседа «Как развивать детское творчество»

Выставка «Подарок маме»

Март

Папка-передвижка «Рекомендации родителям»

Консультация «Как правильно выбрать конструктор?»

Апрель

Консультация «Развиваем самостоятельность»

Занятие-игра «Город моей мечты»

Выставка «Чтобы помнили»

Май

   Работу с родителями строили в соответствии с тематическим планированием. После проведения таких мероприятий родители открывали в себе скрытые таланты и формировались навыки общения родителей с детьми.

   В результате анкетирования родителей было установлено, что значительная часть родителей – 75%  не знают, что такое конструктивная деятельность и как осуществлять процесс воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только - 25% имеют небольшие представления о том, какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка.

   После проведенной запланированной работы с родителями изменилось отношение родителей к детям. Родители стали обдуманно относиться к подбору игр для конструктивной деятельности, активно включаются в совместно-творческую деятельность.

   

Приложение 1

Конспект совместной деятельности по конструированию

Образовательная область   Познание

Возрастная группа  Вторая младшая

Тема  «Как зайка стал строителем»

Цель: выявить умения различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики); выявить умение сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (приставление, прикладывание); выявить умение различать и называть цвета.

Задачи:

Обучающие: 

• Учить подбирать необходимые детали и передавать их пространственное расположение по образцу. 

• Учить выделять в постройке основные функциональные части (фундамент, стены, двери, окна, крыша).

Развивающие: 

• Закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кубик, кирпичик) : цвет, размер. 

• Развивать воображение, творчество детей. 

Воспитывающие: 

• Воспитывать аккуратность и бережное отношение детей к постройкам. 

Предварительная работа: организация игр со строительным материалом; рассматривание иллюстраций с изображением различных домов; чтение сказки «Заюшкина избушка».

Материал: наборы строительного материала (деревянный и конструктор Лего); конструктор сказка «Заюшкина избушка»; схемы построек.

Ход занятия:

Педагог

Дети

- Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Я знаю, что вы очень любите сказки. Любите?

-Вот я и решила сегодня расскать вам сказку, но необычную, которую все знают, а переделанную на новый лад. А вы мне будете помогать. Хорошо?

- Но для того, чтоб узнать про какую сказку я говорю, вы должны отгадать загадку. Договорились?

На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.

-Что это за сказка?

-Правильно. Ну что ж начну рассказывать.

-Жили были на лесной опушке лиса и заяц.

(Педагог расставляет на столе деревья и кусты, потом показывает фигурки лисы и зайца).

- У зайца была избушка лубяная, а у лисы – ледяная.

-Пришла весна, избушка у лисы растаяла и пришлось несчастной лисоньке проситься в дом к зайцу. А заяц был добрый, пожалел лису, пустил на постой.

-А потом говорит: «Лисонька, нравится тебе мой дом? Хочешь, я тебе такой же построю!» Лиса удивилась, но согласилась. И через некоторое время переехала в свою избушку, тоже лубяную. Живёт, не нарадуется, зайца чаем, да блинами угощает, благодарит.

-Узнали лесные звери о зайце-умельце и им тоже захотелось такой домик. Заяц согласился и даже построил дом на половину. (Показывает недостроенное здание).

-Но вскоре понял что одному ему не справиться. Вот тогда-то и позвал заяц своих друзей. И пришли к нему на помощь умельцы-строители. Нет, не бобры! Малыши из второй младшей группы – юные строители. Запаслись они касками и разными чертежами и начали строить.

-Но прежде чем начать строить давайте вспомним основные части домов.

- Давайте определим кто для кого будет строить дом.

- Тася, ты для кого будешь дом строить?

- Ярик, а ты для кого будешь дом строить?

-Настя, для кого будешь дом строить?

- Хорошо. А Миша будет строить многоэтажный дом для других лесных зверей.

Педагог по очереди спрашивает детей из каких деталей они строят свои дома.

-Вот такая сказка у нас с вами, ребята, получилась. И никого выгонять не пришлось!

Здороваются.

-Да.

-Да, будем!

-Да.

- Заюшкина избушка.

Два ребёнка подходят к столу и выкладывают домики для лисы и зайца и садятся рядом с педагогом.

Ребёнок выкладывает новый домик для лисы.

Дети садятся за столы перед схемами и строительным материалом.

-Фундамент, стены, двери, окна, крыша.

-Для петушка.

- Для волка.

- Для медведя.

Дети приступают к выполнению построек.

Приложение 2

  Конструктивные игры для детей 3-4 го года жизни.

 «Геометрические фигуры»

Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.

Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас­красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Найди и назови фигуру»

 Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

 «Флажки и гирлянды»

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

«Куриное семейство»

Цель игры: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей.

Материал: сюжетная картинка с изображением куринного семейства, карточка с изображением геометрических фигур.

Ход игры, Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят.

Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку показать на картинке самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки.

В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру       выполняли. Предложите найти предметы круглой формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать  круги на бумаге.

 «Паруса»

Цель игры: познакомить детей с формой "треугольник", развивать мышление.

Материал: сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.

Ход игры. Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны.

После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение.

В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру       вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге.

 "Выкладывание картинок"

Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.

Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера.

Ход игры. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры.

Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.

 «Конструирование по схеме»

 Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.

Ход игры. Детям дают карточку с контурными  схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

 "Конструируем из палочек"

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

 «Найди фигуру»

Цель игры: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой.

Материал: набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, за­тем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.

«Найди пару»

Цель игры: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих

Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту,  (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.

 «Построй по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

"Накладываем детали"

Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).

Приложение 3

Схемы построек

http://dob.1september.ru/2008/19/2.gif

http://odtdocs.ru/pars_docs/refs/3/2611/2611_html_2fc7490d.png

http://profilib.com/reader/11/81/b138111/007.jpg

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1565/d-1564723/1564723_html_m209cc85e.jpg

Приложение 4

Консультации для родителей

Консультация для родителей

«Конструирование в детском саду»

        Занятия по конструированию в детском саду начинают проводиться с раннего возраста, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Материал для конструирования в детском саду

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Занятия по конструированию в детском саду

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из кирпичиков дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и кирпичики) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из кирпичиков можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).

Следующий этап обучения конструированию в детском саду – строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. В младшей группе, используя полученные навыки, дети, конструируют разнообразные домики. Причем задача постоянно усложняется за счет добавления деталей (окон, дверей, дымохода), которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).

Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети выполняют то, или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т.д.

Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

Консультация для родителей

 «Конструирование из строительного материала»

 

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.

1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.

2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! ( Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.

3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.

4. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.

5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

6. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Вывод.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

· мелкую моторику;

· пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;

· воображение;

· творческие способности;

· узнать много нового;

· совершенствовать элементарные технические умения;

· активизировать словарь.

Приложение 5

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка»

  1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию? _______

_______________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду:

а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;

б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;

в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;

г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения?

3.  Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чём заключается их важность? ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?_______________________________________________________________
  2. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес? __________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие конструкторы у Вас дома? _______________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребёнок? _______________________

_______________________________________________________________________________

  1. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию вместе с ребёнком? ______________________________________________________________________
  2. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей конструктивных навыков? Насколько она полезна для Вас?

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;

в) информация есть, но крайне скудна;

г) я не обращаю внимание;

д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

10. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков Вашего ребёнка? __________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Большое спасибо Вам за участие!

                       

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, старшая группа - театральная речевая мастерская - "Волшебная книга"

Цель: использование театральной деятельности для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка.Задачи:- разнообразить содержание, методы и приёмы работы ...

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 1

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 2

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 2...

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 3

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 3...

Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Магнит – волшебник»

Разработка направлена на развитие исследовательских компетенций детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Представляет собой готовый сценарий занятия для дошкольников 4-5 лет в р...

методическая разработка "Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста"

Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребёнка. Сравнение, анализ, синтез уже известных конструкций лежат в основе замысла. На этапе практической реализации непосредственн...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет. В гостях у Лунтика в его лаборатории.

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет. В гостях у Лунтика в его лаборатории....