Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Петрова Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги, природного материала. В процессе работы дошкольники познают свойства этих материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает поделку, то впоследствии, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Всё это важно для подготовки руки к письму и учебной деятельности в школе.

Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

У старших дошкольников необходимо активно развивать конструктивные способности и умение делать своими руками атрибуты к ролевым играм, различным видам театров и т. д. В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление, ребята способны решать задачу не только в наглядном плане, но и создавать объекты своими руками, тесно взаимодействуя со взрослыми и сверстниками.

Начатую в средней группе работу по обучению практическим навыкам рисования, лепки и конструирования в старшей группе продолжают занятия ручного труда, как средство самовыражения и демонстрации воспитанником ранее приобретённых умений.

Совместные занятия взрослого с детьми дают возможность испытать ребёнку чувство радости и удовлетворения от участия в общей работе. Это создаёт положительный эмоциональный фон не только у одного воспитанника, но и в целом у всей группы детей, что является очень ценным для детей в наше не очень простое время. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам их незамысловатые поделки!

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что разные виды продуктивной деятельности положительно влияют на эмоциональный настрой ребёнка и активно развивают его творческие способности. На этой основе формируются личностные качества человека: ручная умелость, внимание, воображение и конструктивное мышление. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- совершенствовать художественно-творческие способности детей;

- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;

- развивать умение создавать художественные образы, развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, многие атрибуты для настольного театра можно делать своими руками. Это могут быть и маски, и фигурки для настольного и плоскостного театров, а также для теневого  и пальчикового. Дети всегда с большим удовольствием и интересом играют с теми предметами и атрибутами, которые сделали сами.

Развивайте у детей творческие способности и развивайтесь сами!

Литература:

1. Васильева М. А., Программа воспитания и обучения в детском саду Мозаика-Синтез, 2010

2. Артёмова Л. В., Театрализованные игры дошкольников М. : Просвещение, 1991.

3. Трифонова Н. М., Кукольный театр своими руками М. : Рольф, 2001.

4. Чурилова Э. Г., Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Петрова И. М., Театр на столе. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

6. Сорокина Н. Ф., Играем в кукольный театр: Программа «Театр творчество детям». М.: АРКТИ, 2004.

7. Куцакова Л. В., Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет: Мозаика-Синтез 2007.

8. Журнал «Дошкольная педагогика» №1 2010. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способнос...

Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....