Использование игровых технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Ирина Павлова Александровна

Игра – естественная и благоприятная среда для детей. Она развивает их внимание, память, мышление, способствует навыкам общения. Толковый словарь В.И. Даля дает такое объяснение игре: действие, забава, установленная по правилам. Играть – тешиться, веселиться. Перевод с древнерусского выделяет смысл каждой буквы:

«И» – соединение.

«Г» – движение.

«Ра» – солнечный свет.

Таким образом, «игра» – соединение желания и действия в устремленности к лучшему [1, с.371].

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Каджаспировой, игра определяется как один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей [2, с.57].

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие и познавательные способности личности. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, с.48].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_1.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий

на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Игра – естественная и благоприятная среда для детей. Она развивает их внимание, память, мышление, способствует навыкам общения. Толковый словарь В.И. Даля дает такое объяснение игре: действие, забава, установленная по правилам. Играть – тешиться, веселиться. Перевод с древнерусского выделяет смысл каждой буквы:

«И» – соединение.

«Г» – движение.

«Ра» – солнечный свет.

Таким образом, «игра» – соединение желания и действия в устремленности к лучшему [1, с.371].

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Каджаспировой, игра определяется как один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей [2, с.57].

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие и познавательные способности личности. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, с.48].

Я Павлова Ирина Александровна, работаю в детском саду № 11 «Золотой ключик»  г. Мариинска в  творческом объединении «Калейдоскоп». Использование игр на  своих занятиях  по декоративно-прикладному творчеству позволяет узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка, активизировать познавательный интерес детей, способствовать формированию деятельностного отношения дошкольников к учебному процессу, снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя значимость своей работы при организации выставок своих работ в детском саду, дошкольники ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности. Использование мной игровой мотивации позволяют не просто позабавить детей, но и разбудить фантазию, творческую инициативу, дух соревнования.

С целью формирования универсальных учебных действий можно выделить следующие виды игр: настольные игры; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; игры-путешествия; интеллектуальные игры.

 Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.
Используя игровые технологии, можно решать как крупные педагогические задачи (достижение определенного уровня обученности, воспитание тех или иных качеств, развитие личности и т.д.), так и локальные: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. Но, необходимо понимать, что игровая технология, в отличие от просто игры, представляет собой четкую последовательность игрового взаимодействия, направленную на достижение определенной педагогической цели.  

В структуру педагогической игры должны входить следующие этапы: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Цели педагогической игры:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУНов в практической деятельности, развитие общественных умений и навыков.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества,коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,фантазии, творческих способностей, рефлексии; умение находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Игровая деятельность применяется мною практически на каждом занятии: или для объяснения нового материала, или в качестве подвижной разминки, или для повторения и закрепления полученных знаний.
Мне хотелось привести несколько примеров игр, которые я использую на занятиях в детском объединении.

Занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала. Например, на игровом занятии «Путешествие в страну бумажной феи», останавливаясь на разных станциях, ребята знакомятся с историей бумаги, ее огромным разнообразием, со свойствами бумаги и ее декоративными возможностями. Занятия - путешествия способствуют расширению кругозора, осмыслению и закреплению учебного материала в области декоративно-прикладного творчества

 Игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Кроссворды, ребусы, викторины помогают детям закрепить изученный учебный материал, а мне как педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например: в канун 8 марта проводится конкурсно-игровая программа «А ну-ка девочки…», где ребята демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях, при выполнении конкурсных заданий, учатся работать в команде, проявляют смекалку, демонстрируют кругозор. У нас есть опыт проведения игровых занятий с логопедом. Например: «Новый год у ворот», «Пасха красная», «Весна идет, весне дорогу», «Как много профессий разных».

Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.

Игра «Мастерская Деда Мороза». Ребята мастерят новогодние открытки и выбираются помощники Деда Мороза (старшие ребята), которые помогают и подсказывают остальным детям, как лучше выполнить работу. Игра учит работе в коллективе, самоконтролю, взаимовыручке, а также развивает творческие способности детей.

Для формирования устойчивого интереса на занятиях применяется сказочный персонаж. Бумажная Фея – сказочный персонаж. Она поздравляет детей с днем рождения, победами в конкурсах, сообщает другую информацию. Есть у Феи волшебные мешочки – полотняные мешочки с завязками, разного цвета, с различными тематическими изображениями:

Мешочек «Дружная семейка»: находятся различные инструменты, необходимые на занятиях. Дети наощупь их достают и рассказывают, как правильно им пользоваться. При необходимости помогают другие дети или педагог.

Мешочек «Цветовой круг»: состоит из геометрических фигур разного цвета. Дети учат Фею и наоборот, правильно подбирать цвета,

Ролевые игры носят и профориентационный характер. Ребятам предлагается побыть в роли педагога и объяснить содержание работы остальным детям, в роли художника, когда необходимо выполнить эскиз будущей работы и т. д. 

Цель игры «Профессия на букву» - расширение знаний ребят о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях

Содержание игры: сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, то есть, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии.

Игра «Подарок»

В данном игровом упражнении специально организуется обсуждение конкретно рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности. Инструкция: представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом подарок должен содержать намёк на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия).

Роль педагога в проведении игр на занятиях - это активная позиция в игре (роль ведущего, члена жюри, помощника), поддержка инициативы и творческого подхода к игре учащихся. Педагог может влиять на взаимоотношения в игровой группе, на распределение ролей, корректировать правила, цели игры в зависимости от психоэмоционального состояния группы, индивидуальных особенностей учащихся, поддерживать тех из детей, у которых что-то не получается.

Использование дидактических игр на учебных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, помогает активизировать деятельность ребят, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

Дидактическая игра по видам бумаги «Волшебная бумага»

Дидактическая игра по видам бумаги «Волшебная бумага»

Дидактическая игра «Волшебная бумага»

Цельзакреплять представление детей о различных видах бумаги.

Вариант № 1. «Подбери похожий»

Задача: ребёнку необходимо подобрать картинку из того же вида бумагиБумагу подбирают разную (контрастную) по фактуре. Вначале дети подбирают на ощупь, опираясь на тактильные ощущения. Подбор картинок может сопровождаться описанием ощущений, закреплением основных свойств бумаги (гладкая, шершавая, мягкая и т. д.). в игре представлены картинки, изготовленные из следующих видов бумаги: салфетки, наждачная бумага, цветная бумага для творчества (матовая, цветной ламинированный (глянцевый) картон, обойная бумага, офсетная (журнальная, бархатная. Картинок каждого вида по 4 штукиИграть могут педагог с группой детей от 1 до 7. Дети выполняют задание на скорость: кто быстрее соберёт все картинки. Педагог контролирует и оценивает результат.

Вариант № 2 «Бумажное лото».

Один из детей (педагог) ведущий. Карточки (большие) раздаются по одной на каждого ребенка. На каждой карточке есть образец бумаги. Детям надо собрать карточки, на которых картинки из такого же вида бумаги. Ведущий показывает по одной карточке, дети подбирают те, которые соответствуют данному виду бумаги. Выигрывает тот, кто первый соберёт свою карточку.


При знакомстве с видами и структурой бумаги я использую дидактические игры и опыты с бумагой. 
В игре" Угадай на ощупь" детей увлекает загадочность ситуации. Перед началом игры я кладу в коробочку кусочки бумаги с различной фактурой. 
Игра "Где меня используют?" расширит жизненный опыт детей, обогатит словарь. Предлагаю подумать, почему бумагу делают разных видов и с чем это связано? Ребята узнают, что название бумаги связано с ее назначением: чертежная, писчая, оберточная и т.д. В опытах закрепятся знания о фактуре и качестве бумаги: гладкая,  шероховатая, тонкая, прозрачная и т.д. Ребята разглядывают ее, мнут, рвут, растягивают, подвешивают груз и т.д.
Игра "Комната смеха" закрепит умение складывать бумагу, создаст веселое настроение, разовьет воображение. Вначале я беседую с детьми о том, какие бывают зеркала: прямые и кривые. Объясняю, что в прямом зеркале лицо отражается таким, какое оно есть на самом деле. А в кривом зеркале отражение искажается. Лицо получается слишком длинным, широким, узким, т.е. очень смешным. От такого изображения люди начинают смеяться. Я прошу детей представить, что они попали в "комнату смеха", и предлагаю изобразить свое лицо в кривом зеркале. Для основы хорошо использовать тонкий картон разнообразной формы, в соответствии с которой дети выполняют мелкие детали, складывая квадрат, прямоугольник или треугольник. Для волос используются подкрученные полоски бумаги.
Занятия бумагопластикой будут более успешными, особенно с маленькими детьми, если в процессе складывания делать небольшие паузы и давать возможность поиграть, пообщаться друг с другом сложенными фигурками. В конце занятия можно предложить детям раскрасить сложенные модели, придумать про них истории, дать персонажам имена и прозвища. Очень удачными для подобных занятий являются бумажные игрушки - мордочки, маски, фигурки зверей. Некоторые маски, сложенные из бумаги можно надеть на палец и разыграть с их помощью маленький спектакль. При помощи оригами можно для спектакля сделать ширму и декорации.
Для активизации внимания и наблюдательности у детей использую такие упражнения на смекалку: "Запомни эти фигуры и найди среди других", "Что изменилось?", "Какая операция пропущена?", "Что было и что стало?" "Какому номеру соответствует эта картинка" или "Какое животное спряталось в этом слове?" и т.д. Обязательно использую физкультминутки.
Каждый раз при складывании фигурки, я использую загадку, или стихотворение, или небольшую сказку и т.д. Например, при изготовлении фигурки "Рыбка" загадываю детям загадку, предлагаю побеседовать на тему "Обитатели водоемов", знакомлю с разнообразием рыб, предлагаю рассмотреть иллюстрации, провожу игру "Дом для рыбки" или вместо физкультминутки провожу игру "Море волнуется раз".
Очень любят дети складывать фигурки, которые могут двигаться: "Прыгающая лягушка", "Сюрикен", "Ползущий жук", "Хлопушка", "Журавлик, машущий крыльями" и т.д., а затем с ними играть или устраивать соревнования.
А еще - просто восторг, когда я показываю фокусы. "Магический кошелек", "Пролезаем сквозь бумагу".
Использую игру - соревнование «Ковер-самолет". Ковер - самолет - это летающая модель, которая может мягко планировать, двигаясь по прямой линии вперед. Дети складывают такие фигурки из квадратов одинакового размера и одного сорта бумаги. Когда изделия готовы, переходим к конкурсу. Каждый  дошкольник придумывает для ковра-самолета название.  Дети встают у намеченной черты старта, поднимают как можно выше над головой руку с ковром - самолетом и отпускают модели, не толкая вперед. Выигрывает фигурка, пролетевшая наибольшее расстояние. Если детей немного, можно предложить по три попытки. Из числа дошкольников можно сформировать жюри и не забыть про призы.
Чтобы ребенку было легче запомнить длинную цепочку действий, которые необходимо проделать для складывания той или иной фигурки, использую цепочку ассоциаций. Предлагаю детям посмотреть и сказать, на что похож каждый промежуточный этап работы. Ребята - большие фантазеры! Они без труда находят верные и точные образные сравнения, а их ряд запомнить гораздо проще, чем просто дюжину пунктов складывания. При демонстрации фигурки можно сразу рассказывать что-то вроде сказки, где герои и их действия как бы иллюстрируют все происходящее с квадратом бумаги. Изготовление поделки в технике оригами идет "пошагово" от сгиба к сгибу. Каждый следующий "шаг" являет свой образ. Наш бумажный лист - окошко в сказку, постепенно превращается то в "косынку" (шаг первый), то в далекую гору (шаг второй), то в воздушного змея (шаг третий) и т.д. Причем образы придумывают сами дети, рассматривая получившуюся работу после очередного "шага". Не просто придумывают образ, а выстраивают сказочный сюжет, в котором есть чудесные превращения, сказочные герои и всегда хороший конец.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровых технологий на занятиях

игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества...

План по самообразованию "Использование игровых технологий на занятиях по английскому языку в ДОУ"

План представляет собой этапы, цели и задачи, планируемые результаты и формы отчета о проделанной работе по данной теме....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Использование нетрадиционных технологий рисования в декоративно-прикладном искусстве»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Использование нетрадиционных технологий рисования в декоративно-прикладном искусстве»...

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете на тему:«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах»(из опыта работы) пригодится для работы воспитателям  и родителям детей старше...

Развитие физической выносливости обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на занятиях по лыжной подготовке.

Пед. проект: Развитие физической выносливости обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на занятих по лыжной подготовке....

«Использование нетрадиционных технологий рисования в декоративно-прикладном искусстве»

laquo;Использование нетрадиционных технологий рисования в декоративно-прикладном искусстве»...