Конспект специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей "Подводный мир". Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Величкова Ирина Оттовна. Дети-это моя жизнь!

Краткая аннотация к занятию. Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать, а это не всегда удается. Тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в такие ситуации, и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть ему недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе к учебной. Проблема развития творческих способностей в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Каждый ребенок интересен своей уникальностью, поэтому задача воспитателя – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия по технике оригами - японское искусство складывания бумаги. Возраст 5-6 лет является сензитивным периодом для развития творчества ребёнка. Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому важно чтобы все виды детской деятельности старшего дошкольника имели творческое начало. Использование технологии «Оригами» при конструировании из бумаги позволяет сделать данный процесс креативным. Актуальность использования оригами в образовательном процессе, в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Значение оригами для детей очень велико. Этот вид искусства, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти. Дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности, воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Также, оригами способствует творческому развитию детей. Занятие реализуется в вариативной части общеобразовательной программы МДОБУ №4 «Лукоморье» «Мир глазами ребенка». Решаются проблемы художественно-эстетического, познавательного развития детей. Данная разработка будет полезна для воспитателей детских садов, методистов,родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ryby.odp2.25 МБ
Файл prezent_slaydy_ob_origami.pptx511.51 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie_podvodnyy_mir.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здесь не нужны волшебники и маги

Слайд 2

А нужно просто взять листок бумаги. И постараться что-нибудь сложить. Как много может этот вот листок…

Слайд 3

Вот слон, вот рыбка, вот салфетка.

Слайд 4

Фонарик , бабочка, цветок .

Слайд 5

Вот сакуры цветущей ветка



Предварительный просмотр:

Конспект  специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Подводный мир»

2.

Доминирующая

образовательная область

 Художественно-эстетическое развитие

3.

Доминирующий вид

деятельности

Продуктивная, творческая (формировать умение детей  изготавливать из бумаги рыбок). 

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: эмпатия, беседа, вопросы  

Методы организации деятельности общения, опыта поведения:  прослушивание произведения, игра, просьба, рассматривание презентации.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:  наглядность,  сюрпризный момент.

4.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Прослушивание шума глубины моря, беседа об искусстве оригами, показ презентации «Оригами», презентация о подводном мире (музыкально-художественная деятельность, познавательная деятельность),   физминутка «Рыбки» (коммуникативная деятельность); подвижная игра «Море волнуется» (двигательная деятельность); «Рыбка» (складывание из бумаги, с помощью пооперационной карты складывание квадрата по диагонали, отгибание, вырезание, наклеивание – продуктивная творческая деятельность.

4.3

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: накопление и закрепление представлений о подводном мире, его обитателях; закрепление конструктивных умений складывать рыбку разными способами.

Художественно эстетическое развитие: художественно-творческая деятельность: формирование умения у детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами,  прослушивание музыкального произведения, прослушивание шума глубины моря.

Речевое развитие: коммуникативная деятельность: беседа об оригами, о подводном мире, слайдовая презентация в звуковом сопровождении педагога.

5.

Возрастная группа

Старшая группа (5-6лет)

6.

Цель

Развитие умственных и творческих  способностей в процессе   конструктивной творческой деятельности детей на примере изготовления рыбок из бумаги в технике оригами

7.

Задачи

Планируемые результаты

7.1

  Формировать представления об искусстве- оригами

Имеют первоначальные представления о бумажной пластике - оригами

7.2

Развивать   логическое мышление и творческое восприятие в процессе  изготовления рыбки из бумаги

 Умеет в самостоятельной деятельности сделать рыбку, украсить ее

7.3

Совершенствовать умение  складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами.

Способен самостоятельно  создавать  поделку, используя имеющиеся технические навыки и умения

7.4

Воспитывать положительное отношение к  бумажной пластике, к продукту своего труда

Активен в  обыгрывании   поделки из бумаги, испытывает положительные эмоции и чувства

8.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

 Слабый нажим при сгибании детали ,не проглаживает сгиб

Показ, напоминание, разъяснение

Недостаточно   владеет ножницами, не прорезает до конца линии

Напоминание, показ взрослого

9.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Изобразительный ряд:  схема этапов складывания из бумаги рыбки разными способами; панно «подводный мир».

Музыкальный ряд:  шум глубины моря, шум морского прибоя, музыкальные произведения для снятия напряжения во время творческой деятельности детей.

Литературный ряд: пальчиковая игра «Мои руки»; «Рыбки»; игра «Море волнуется»; слайдовая презентация в звуковом сопровождении педагога. Стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».

Материалы и оборудование:    квадраты разноцветной бумаги 10×10 на каждого ребенка, клей-карандаш или клей ПВА, кисти, подставка для кисти, салфетки бумажные, готовый лист ватмана с изображением морского дна и ила,   с наклеенными водорослями и камешками, сделанные с детьми заранее, клеёнки. Простой карандаш, фломастеры, глазки декоративные для рыб.

10

Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты

  Рассматривание иллюстраций, книг о подводном мире. Изготовление из бумаги водорослей, медуз, крабов, камешков для коллективной работы.

Изготовление рыбок в самостоятельной деятельности.

Показ презентации о подводном мире. Наблюдения за аквариумными рыбками

Беседы «Кто живёт в воде», «Подводный мир».

Магнитная игра «Поймай рыбку»

Изготовление из бумаги рыбок разной степени сложности.

2.ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

     Дети заходят в зал, приветствуют гостей. Воспитатель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро» (снятие психологического напряжения).

Желает, чтобы доброе утро длилось до вечера.

 Звучит музыка.

Детям предлагается   посмотреть вокруг (Дети замечают выставку поделок из оригами, обращают внимание на красиво оформленную по весеннему стену)  Воспитатель спрашивает, из чего сделаны эти красивые поделки и как называется

  искусство складывания из бумаги.  Воспитатель приглашает в школу волшебников искусства оригами. Нацеливает детей на то, что, если мы владеем искусством сложения бумаги, мы можем называть себя волшебниками, а волшебники могут всё.

Звучит музыка (шум моря, затем шум на глубине моря). Дети рассказывают об ассоциациях.

Воспитатель спрашивает детей, что напоминает вам эти звуки? Где можно их услышать? Предлагает отправиться в  подводное царство. Предлагает закрыть глаза.

Дети закрывают глаза и сюрпризный момент: появление морского дна (слайд1) и  Нептуна (Слайд2). Дети замечают, что он очень грустный. Нептун говорит, что пропали рыбки.

1.2

Мотивация деятельности детей

 Нептун хвалит детей, что они многое умеют.  Просит о помощи. Ведь дети обучаются в школе волшебников и им все по плечу.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дети соглашаются помочь Нептуну.

  

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

 Воспитатель спрашивает, как можно сделать рыбок, из чего. Каким образом мы будем их делать.  Далее идет показ:  

Слайдовой презентация в звуковом сопровождении педагога:

Здесь не нужны волшебники и маги,

 Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги.
И постараться что-нибудь сложить.

Как много может этот вот листок.
Вот слон, вот рыбка, вот салфетка.
Фонарик, бабочка, цветок.
Вот сакуры цветущей ветка (слайды)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 Воспитатель спрашивает о том, что они сейчас увидели на экране? (Ответы детей)

А каким способом эти фигурки сделаны? (Ответы детей)

 Предлагает сделать рыбок из бумаги в техники оригами.

Показ разных рыбок. Одну из рыбок необычной объемной формы,  предлагает смастерить именно, какие нравятся. Рассматривание схемы поэтапного складывания из бумаги  рыбки.  Предлагает выбрать квадраты  понравившегося цвета.  Воспитатель произносит волшебные слова (Раз, два, три, квадрат бумаги, в рыбок превратись!). Дети начинают творить волшебство — превращать бумажные  квадраты в  рыбок.   Прежде чем приступить к изготовлению поделки, воспитатель предлагает вспомнить поэтапно приёмы складывания рыбы пооперационной карте. Выставляет демонстрационную пооперационную карту (простая схема).

  1. Сначала складываем квадрат по диагонали, совмещая уголочки и стороны, цветной стороной вверх, разворачиваем его.
  2.  Складываем по диагонали ещё раз, но с другого угла.
  3.  Снова разворачиваем заготовку цветной стороной вверх и складываем пополам от себя, совмещая противоположные стороны квадрата. Сгибы хорошо проглаживаем.  Наметить на квадрате диагональные линии. Сгиб поделивший квадрат на два прямоугольника, с двух сторон прячем внутрь, вот так. Получился «двойной треугольник».
  4. Далее сгибаем один уголок на левую сторону, а левый на правую, проглаживаем стороны. Переворачиваем на другую сторону.
  5. Рисуем или приклеиваем один глаз у рыбки.
  6. Тело рыбки, плавники и хвост, можно  разрисовать,

- Вот мы с вами и вспомнили, как работать с операционной картой, складывая рыбку. Воспитатель уточняет, кто какую рыбку будет делать.

Чтобы размять руки перед работой с детьми проводится физминутка.

Пальчиковая игра « Мои руки».

Мои руки – это волны,

Ветер гонит их вперед.

Мои руки – крылья чаек,

Небо их к себе зовет.

Мои руки – рыбки в море

Плавают туда – сюда.

Мои руки – это крабы

Разбежались кто куда.

Далее самостоятельная деятельность детей.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Педагог: а теперь давайте приступим к работе. Вам сейчас нужно сложить рыбку в технике оригами. Определиться с выбором, какого цвета, формы, размера будет ваша рыбка. Ведь рыбки могут быть разных размеров и окраски.  Как вы её украсите и что вам необходимо для этого. Выбрать пооперационную карту, они разные. Возьмите любую, какую вам хотелось бы сложить. По ним можно определить, как складываются сложные и несложные рыбки, в технике оригами. Подойдите к столу и возьмите то, что вам необходимо для работы.

 Дети садятся за столы и приступают к работе.

В процессе выполнения работы, педагог уточняет приёмы складывания. Напоминает детям о проглаживании линии сгиба.

 Советует детям самим определить способ украшения, вспомнить, как выглядят рыбки. (Оказывает индивидуальную помощь)

Дети выполняют поделки под негромкую, спокойную мелодию.

- Какие рыбки у вас получились красивые, я думаю, Нептуну очень понравится!

По завершению дети убирают рабочие места.

Дети подходят  к панно и наклеивают рыбок в любом месте.   Все поделки прикрепляются к панно «Морское дно». Дети рассматривают морское дно, обращают внимание на разнообразие и красоту обитателей подводного царства.

Игра «Море волнуется»

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Педагог обращает внимание детей на то, какие замечательные получились наши рыбки, сколько их много и все разные.

Вопросы педагога:

-А что можно сказать о внешнем виде ваших рыбок? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы они стали такими? (Ответы детей)

-А какая рыбка больше понравилась. Почему? Что в ней особенного? Почему ты так решила?

-А что можно сказать о характере ваших рыбок? (Ответы детей)

-А как называется складывание бумаги без помощи клея? (Оригами)

-Для чего нам нужна пооперационная карта? (Ответы детей)

-Вам было трудно? (Ответы детей)

-Вам понравилось делать рыб? (Ответы детей)

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам за работу. Ваше творчество! Я очень рада, что вы не боитесь трудных заданий, что они вам даже нравятся. Молодцы! Все хорошо поработали. А теперь мы их отправим в подводное царство, думаю, Нептун будет рад, когда они приплывут к нему. Вы готовы? Закрываем глаза… (Звучит музыка) Слайд № 3. (Появляется Нептун, и к нему плывут рыбки, сделанные детьми)

Голос Нептуна: Спасибо вам большое, ребята за помощь! А мне все рыбки понравились. Теперь будет порядок на дне морском. Наступит мир и покой в подводном царстве.

Педагог: До свидания, дорогой Нептун! А нам пора возвращаться в детский сад. Ребята закрываем глаза… Вот мы опять вернулись в нашу школу волшебников.  Что мы с вами сегодня сделали? (Ответы детей). Правильно вернули рыб в подводное царство. Сделали доброе дело! Выполнили просьбу Нептуна. Что было трудным для вас?

Напомнить детям о том, удалось ли смастерить рыбок и помочь Нептуну? Понравилось ли Нептуну?     Обсудить,   какие рыбки больше понравились?  

Подвести к выводу о том, что полученные знания помогли достичь цели.

                                                                     3.ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

 Художественно - творческая деятельность

Создание  композиции « Рыбки».

В группе

1.2

 

 В группе

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рисование,  рыбок разными изобразительными средствами. Предоставить возможность выбора изобразительных средств.

В группе и в семье

2.2

Ребенок по приглашению педагога

 Изготовление разных рыбок  

В группе

2.3

Ребенок и родитель

 Создание объемной усложненной рыбки

 В семье


                                                                                  Список литературы

1. С. Соколова. Оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «Махаон»; СПб.: «Валери СПД»,1999.-112 с.

2. Интернет-ресурс. Сайт :delaj-svoimi-rukami.ru.

3.С.И. Мусенко «Оригами в детском саду».  

4.Соколова С.П. «Оригами для старших дошкольников» «Детство – Пресс» 2004.

 

                                                                                             

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                            Приложение

 «Доброе утро»

Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
 Н. Красильников

 

Пальчиковая игра « Мои руки».

Мои руки – это волны,

Ветер гонит их вперед.

Мои руки – крылья чаек,

Небо их к себе зовет.

Мои руки – рыбки в море

Плавают туда – сюда.

Мои руки – это крабы

Разбежались кто куда.

Слайдовой презентация в звуковом сопровождении педагога:

Здесь не нужны волшебники и маги,

 Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги.
И постараться что-нибудь сложить.

Как много может этот вот листок.
Вот слон, вот рыбка, вот салфетка.
Фонарик, бабочка, цветок,
Вот сакуры цветущей ветка (слайды).

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения «щепоткой»)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

Игра «Море волнуется»

С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:

«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура* на месте замри!»

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.

Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.

Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал, что за фигуру изображает игрок.

Тот, кто изобразит наименее похоже, становится «водящим» и игра начинается сначала.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Лукоморье»» г. Соль-Илецка»

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: «Подводный мир»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

                                                                                                                 Подготовила и провела:

воспитатель  высшей категории

                                                                                                                       Величкова Ирина Оттовна

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС. «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Музыка».

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом - принцип интеграции образовательных областей....

Интегрированная организованная образовательная деятельность: «Волшебное путешествие: транспорт» (интеграция о областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, и художественно-эстетическое развитие).

Программное содержание: - Уточнить и закрепить знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный); - Познакомить работать с методами ниткография и рисование пеной.- Развива...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы по художественно – эстетическому развитию «ЖАВОРОНКИ - ВЕСНЯНКИ»

Цель: расширять представления о культуре русского народа, воспитывать интерес к истории народного творчества, развивать художественно-эстетическое восприятие мира....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по художественно – эстетическому развитию «Куклы из пластиковых ложек»

Кукла – самая распространенная в мире игрушка. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» – гласит народная поговорка. Для ребенка кукла – это не только забава, это и ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по художественно – эстетическому развитию «Пасхальное яйцо»

Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником....

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке в старшей группе «Ёжик» (художественно-эстетическое развитие)

Цель: ознакомление детей с техникой нетрадиционного рисования – пластилинография.Задачи:Образовательные: познакомить детей с новой техникой- пластилинография. Уточнить и расширить представление ...