Программа дополнительного образования по художественному труду мастерская «Умелые ручки»
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Зинченко Людмила Владимировна

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zinchenko_lv.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края ул.Дружбы 33

        

Программа дополнительного образования

по художественному труду

мастерская  «Умелые ручки»

                                             Разработал: Зинченко Л.В.

                   

Кулунда   2020

                                             Пояснительная записка

Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в учреждении дошкольного образования является прежде всего обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.

Актуальность.

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса, и всё меньше родителями дома уделяется внимание занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией, ручным и художественным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок; развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др.; помочь  овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Направленность.

 Умелые руки и фантазия творят чудеса. Процесс выполнения изделий требует от детей ловких действий, которыми дошкольники владеют слабо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления таких изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Все это важно для подготовки к учебной деятельности в школе. Для осуществления выше указанного мною была разработана авторская педагогическая программа дополнительного образования по художественному труду мастерская  «Умелые ручки» для детей 6-7 лет, в основу которой легки разработки и рекомендации Д.Н. Колдиной.

Целью данной программы является формирование у дошкольников комбинаторных навыков в процессе изготовления поделок, развитие их творческих способностей посредством занятий.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев. Готовить руку к письму.
  2. Развивать сенсомоторику (согласованность руки и глаза).
  3. Формировать положительное отношение к труду.
  4. Формировать нравственные качества: самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении цели.
  5. Расширять представления детей о свойствах разных материалов.
  6. Формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при работе с инструментами.

Структура программы такова, что в ней учтен принцип «от простого к сложному». Занятия выстроены с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы, иметь право выбора материалов. При планировании работы учитывается индивидуальная, дозированная нагрузка на каждого ребенка. В связи с этим особое место занимают следующие формы обучения: дидактические игры, игровые упражнения, рассказы, беседы, индивидуальная работа с детьми. Все практические материалы сгруппированы по характерным особенностям того или иного вида рукодельных работ. Программа «Умелые ручки» составлена для обучения детей подготовительной к школе группы изготовлению из разнообразного материала поделок и рассчитана на один год обучения. Программой предусматривается 36 занятий в год длительностью 30 минут 1 раз в неделю.

Занятия по аппликации строятся по следующему примерному плану.

  1. Создание интереса и эмоционального настроя;
  2. Процесс выполнения;
  3. Рассматривание готовых работ.

                                        Способы аппликации:

  1. Аппликация из вырезанных частей предмета;
  2. Аппликация из вырезанных силуэтов предметов;
  3. Декоративная аппликация;
  4. Обрывание-мозаика;
  5.  Обрывание по контуру;
  6. Скатывание салфеток;
  7. Накладная аппликация;
  8. Аппликация из засушенных листьев;
  9. Аппликация из ткани;
  10.  Аппликация из ваты;
  11.  Аппликация из ниток мулине;
  12.  Аппликация из сыпучих материалов;
  13.  Икебана;
  14.  Коллаж;
  15.  Объемные поделки;
  16.  Переплетение;
  17.  Квиллинг;
  18.  Плоскостное торцевание;
  19.  Объемное торцевание;
  20.  Декупаж;
  21.  Оригами;
  22.  Силуэтно-контурная аппликация.

Сроки реализации программы.

2019-2020 учебный год.

График работы кружка

Понедельник 16.00

                      Предполагаемые  навыки и умения ребенка к 7 годам:

-умеет композиционно правильно располагать аппликацию;

- умеет создавать изображение с натуры и по представлению;

-умеет вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам;

- владеет основами техники многослойного  вырезания и техники ажурного вырезания;

-умеет создавать узоры на бумаге разной формы;

-умеет составлять декоративную композицию из геометрических и растительных форм;

- владеет навыками изображения птиц и животных по мотивам народного декоративного творчества.

Учебный план

№ п/п

Тема недели

Тема занятия

Цель занятия

Материал

Способ  передачи замысла

        Сентябрь

1

До свидания, лето!

Корзина с цветами

Побуждать детей к созданию коллективной работы.

Учить делать цветы и составлять из них композицию.

Продолжать учить переплетать основу и полоски бумаги.

Формировать художественный вкус.

Развивать воображение и творчество.

Закреплять способность понимать и анализировать содержание стихотворения.

Цветная бумага.

Коллективная работа. Аппликация из вырезанных частей предмета и переплетение

2

Что нам осень принесет?

Фрукты и овощи

Познакомить детей с новой техникой создания объемных предметов- торцевание.

Передавать с помощью пластилина задуманный образ фрукта или овоща.

Формировать навык работы с гофрированной бумагой при выполнении торцовок.

Развивать мелкую моторику пальцев; образное мышление при отгадывании загадок.

Гофрированная бумага.

Объемное торцевание.

3

Кладовая природы

Объемные фрукты

Учить обводить по шаблону контуры предметов, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой.

Учить складывать детали пополам и частично склеивать их между собой, создавая объемный предмет.

Закреплять умение самостоятельно оформлять поделку.

Уточнять знания об овощах, фруктах и ягодах.

Цветная бумага.

Объемная аппликация из вырезанных силуэтов.

4

Царство деревьев

Деревья

Учить детей вырезать сложные симметричные силуэты по самостоятельно намеченным контурам из сложенной пополам бумаги.

Продолжать учить составлять красивую композицию на листе бумаги из вырезанных силуэтов.

Продолжать расширять знания о разных видах деревьев и их характерных особенностях.

Аппликация из вырезанных одинаковых силуэтов предметов.

Октябрь

5

Животные готовятся к зиме

Еж

Учить создавать объемный образ с помощью техники «обрывание- мозаика».

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность.

Продолжать учит понимать и анализировать содержание стихотворения.

Журнальная бумага.

Обрывание- мозаика.

6

Пернатые друзья

Сова

Продолжать учить детей обводить по шаблону контуры предмета и вырезать детали.

Совершенствовать умение делать поделку по готовому образцу.

Побуждать творчески подходить к декоративному оформлению поделки с помощью недостающих элементов.

Уточнять представления  о сове.

Развивать воображение.

Цветная бумага.

Аппликация из вырезанных деталей.

7

Золотая осень

Золотая роща

Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами  в технике коллажа.

Учить определять содержание аппликации и выполнять коллективную работу.

Познакомить детей с техникой ажурного вырезания.

Формировать у них художественный вкус и умение сочетать материалы.

Цветная бумага, гофрированный картон, дополнительный и природный материал.

8

Растения

Ромашка в вазе

Продолжать учить детей вырезать симметричные силуэты из сложенной пополам бумаги.

Закреплять умение вырезать круги из квадратов на полосы.

Упражнять в частичном наклеивании деталей аппликации.

Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Цветная и белая бумага.

Аппликация из вырезанных частей.

Ноябрь

9

Кто живет у нас в квартире?

Попугай

Закреплять умение детей работать с бумагой, клеем и ножницами.

Учить создавать выразительный образ из готовых полос бумаги.

Расширять знания детей о попугае.

Развивать внимание, целеустремленность, пространственное воображение.

Цветная двусторонняя бумага.

Объемная поделка из полос бумаги

10

На кухне

Блюдце

Познакомить детей с техникой папье-маше (наклеивание небольших кусочков бумаги слоями) при изготовлении блюдца.

Продолжать приучать их работать аккуратно, выполнять задание в точной последовательности.

Тонкая белая бумага

Папье-маше

11

Моя комната

Мебель

Учить детей обклеивать спичечные коробки цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы.

Развивать образное, творческое мышление, воображение.

Воспитывать умение договариваться друг с другом, работать сообща.

Спичечные коробки. Объемные изделия

Коллективная работа

12

Мой гардероб

Одежда для гостей

Учить вырезать силуэты по замкнутому контуру, начиная разрезать сбоку.

Формировать художественный вкус, умение подбирать и использовать для аппликации походящую ткань.

Учить создавать выразительные образы.

Развивать творческие способности.

Ткань.

Аппликация из вырезанных силуэтов.

Декабрь

13

Транспорт

Пароход

Продолжать учить создавать выразительный образ в технике мозаики-обрывания.

Закреплять умение дополнять аппликацию сюжетными моментами, используя технику обрывания по контуру.

Развивать отзывчивость и доброту.

Цветная бумага.

Обрывание-мозаика и обрывание по контуру.

14

Сказка к нам приходит

Снегурочка

Учить самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры.

Обучать приемам симметричного вырезания.

Закреплять умение украшать аппликацию, используя ранее изученные приемы.

Цветная бумага.

Аппликация из вырезанных частей.

15

Зимушка-зима

Сквозные звездочки

Учить создавать образ предмета путем вырезания формы, сложенной в несколько раз через центр.

Поощрять в детях творчество при создании аппликации.

Продолжать учить технике ажурного вырезания.

Белая бумага.

Ажурная аппликация.

16

Наступает Новый год

Зеленая елочка

Продолжать учить детей обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной  гармошкой, и частично их склеивать, создавая объемные изделия.

Закреплять умение самостоятельно украшать поделку.

Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Цветная бумага.

Объемная аппликация из вырезанных силуэтов.

Январь

17

Дикие животные

Звери

Познакомить детей с новой техникой обработки бумаги- квиллингом.

Учить составлять поделку из скрученных спиралей.

Развивать глазомер и аккуратность при работе с тонкими полосками бумаги и клеем.

Закреплять и уточнять представления о диких животных.

Полоски бумаги.

Квиллинг.

18

Домашние животные

Барашек

Познакомить детей с новым способом составления аппликации- из контурной нити.

Показать возможности использования круп для передачи фактурного изображения овечьей шерсти.

Побуждать к декоративному оформлению работы с помощью доступного материала.

Развивать аккуратность, мелкую моторику пальцев.

Аппликация с контурной нитью.

19

Животные жарких стран

Жираф

Продолжать знакомить детей с техникой оригами, сгибанием бумаги в определенной последовательности.

Закреплять умение оформлять сюжетную композицию с помощью цветной бумаги.

Закреплять и уточнять представления о животных жарких стран.

Цветная бумага.

Оригами.

20

Животные холодных стран

Белые медведи

Учить создавать выразительный образ в аппликации из ваты.

Закреплять умение оформлять и располагать композицию на листе бумаги.

Развивать воображение, творчество.

Закреплять представления о животных крайнего севера.

Аппликация из ваты

Февраль

21

Мой дом

Веселые домики

Продолжать упражнять детей в вырезании, наклеивании и составлении изображений из частей.

Побуждать  самостоятельно оформлять работу.

Обобщать представления детей о том, какие бывают дома.

Развивать творчество, воображение.

Цветная бумага, гофрированный картон

Аппликация

22

Моя столица

Кремль

Познакомить детей с историей создания Кремля.

Продолжать учить самостоятельно  придумывать содержание работы.

Учить намечать силуэты простым карандашом.

Продолжать учить технике имитации фрески: равномерно наносить жидкий клей на часть поверхности и засыпать ее яичной скорлупой.

Яичная скорлупа

Имитация фрески

23

Наши защитники

Открытка с плывущим кораблем

Учить детей создавать объемную поздравительную открытку.

Закреплять способность выполнять работу в точной последовательности для воплощения задуманного образа.

Развивать точность движений и координацию.

Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами.

Развивать творчество, воображение и самостоятельность.

Воспитывать любовь к родителям.

Журнальная и цветная бумага, картон.

Объемная аппликация из вырезанных предметов

24

Профессии

Игрушка-качалка

Продолжать  учить детей обводить контур игрушки по шаблону и аккуратно вырезать ее.

Учить наклеивать вырезанные силуэты на круглые коробочки.

Закреплять умение использовать изученные ранее техники при украшении поделки.

Развивать творческие способности.

Цветной картон

Объемное изделие

Март

25

Народные умельцы

Теневой пейзаж

Познакомить детей с новым способом передачи изображения предмета- силуэтной графикой.

Учить вырезать силуэты предметов по собственному представлнию и создавать контрастную аппликацию.

Показать способ вырезания отверстия в бумаге.

Продолжать развивать воображение и художественный вкус.

Цветная бумага

Силуэтно-контурная аппликация

26

Восьмое марта

Цветы в вазе

Учить ребят работать с картонной заготовкой, делать прямые надрезы до намеченной линии на определенном расстоянии.

Закреплять умение вырезать круги разного размера и наклеивать их в определенном порядке.

Побуждать украшать поделку.

Развивать воображение, логическое мышление, глазомер.

Воспитывать любовь и уважение к маме, желание ее порадовать.

Цветная бумага

Объемная поделка

27

Моя семья

Семейное дерево

Научить детей составлять генеалогическое дерево.

Закреплять умение выполнять работу в строгой последовательности для получения нужного результата.

Развивать творческие способности и эстетический вкус.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Цветная бумага.

Аппликация из вырезанных силуэтов предмета и дорисовка деталей

28

Мои друзья

Подарочный конверт

Познакомить детей с новой техникой декупаж.

Показать простые приемы работы в этой технике.

Закреплять умения обводить по шаблону, аккуратно вырезать и наклеивать детали.

Развивать мелкую моторику, воображение, эстетический вкус.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к  другу, умение работать в паре.

Цветная бумага, салфетки

декупаж

Апрель

29

Весеннее настроение

Цветущая ветка

Продолжать знакомить детей с возможностями икебаны.

Побуждать детей самостоятельно создавать цветы из различных материалов.

Развивать умение красиво располагать цветы на ветке.

Закреплять способность понимать и анализировать содержание стихотворения.

Развивать творческие способности.

Гофрированная бумага, ткан, ленты, пенопласт

икебана

30

День космонавтики

В космосе

Учить детей самостоятельно отражать тему в аппликации.

Учить использовать приемы симметричного вырезания.

Развивать воображение и фантазию, образное мышление, творческие способности детей.

Цветная бумага

Аппликация из вырезанных частей предметов

31

Исчезнувший  мир

Динозавр в яйце

Закреплять умение обводить шаблон и вырезать фигуры из бумаги.

Показать детям, как сделать поделку-игрушку.

Совершенствовать умения аккуратно наклеивать готовые детали.

Уточнить представления детей о динозаврах.

Цветная бумага и картон

Аппликация-игрушка

32

День победы

Поздравительная открытка

Познакомить детей с новой техникой «плоскостное торцевание».

Показать основные приёмы работы, научить создавать изображения предметов.

 Развивать мелкую моторику, творческое мышление.

Воспитывать основы патриотизма, уважительное отношение к ветеранам ВОВ.

Салфетки или гофрированная бумага.

Плоскостное торцевание

Май

33

Горный пейзаж

Горы

Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа.

Продолжать формировать умение самостоятельно определять содержание аппликации.

Учить выполнять работу коллективно.

Формировать художественный вкус и умение гармонично сочетать материалы.

Развивать творческие способности.

Журнальные страницы и другой дополнительный  материал

Коллаж (коллективная работа)

34

Бескрайнее море

Морские обитатели

Познакомить с новым способом изготовления аппликации – из макаронных изделий.

Развивать мелкую моторику, творческое мышление, художественно-эстетические способности.

Систематизировать и закреплять представления детей о морских животных.

Аппликация из макаронных изделий

35

Впереди лето

Летняя поляна

Познакомить детей с новой техникой изготовления аппликации – из бумажных жгутиков.

Учить анализировать форму и размер предметов.

Формировать навык скручивания жгутиков и умение выкладывать из них различные формы определённых размеров.

Развивать мелкую моторику, творчество и воображение.

Гофрированная бумага

Аппликация из жгутиков

36

Скоро в школу

До свидания, детский сад!

Познакомить детей с техникой изготовления объёмной поделки.

Закреплять умения обводить по шаблону, аккуратно вырезать и наклеивать детали в определённой последовательности.

Воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада.

Развивать эстетический вкус, творческие способности.

Цветная бумага

Объемная открытка

                               Использованная методическая литература

  1. Лыкова И.А. Я создаю поделки М.: ООО ТД «Издательство Мир книги, 2008. — 50 с.
  2. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 6-7 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 88 с.
  3. Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов». Популярное пособие для родителей и педагогов./- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2003.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих  способностей ребенка по...

Программа дополнительной образовательной услуги. Кружок "Чудесные ручки"

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у мн...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Умелые ручки» (пластилинография «Пластилиновое чудо»)

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил...

Программа дополнительного образования ИЗО студии "Умелые ручки"

Программа дополнительного образовани ИЗО студии "Умелые ручки"...

Авторская дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Очумелые ручки" (нитерисование) для детей 5-7 лет

Авторская  дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Очумелые ручки" (нитерисование)  для детей 5 -7 лет  имеет  три раздела: целево...