Программа дополнительного образования по художественному труду мастерская «Умелые ручки»
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края ул.Дружбы 33
Программа дополнительного образования
по художественному труду
мастерская «Умелые ручки»
Разработал: Зинченко Л.В.
Кулунда 2020
Пояснительная записка
Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в учреждении дошкольного образования является прежде всего обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.
Актуальность.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса, и всё меньше родителями дома уделяется внимание занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией, ручным и художественным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок; развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др.; помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Направленность.
Умелые руки и фантазия творят чудеса. Процесс выполнения изделий требует от детей ловких действий, которыми дошкольники владеют слабо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления таких изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Все это важно для подготовки к учебной деятельности в школе. Для осуществления выше указанного мною была разработана авторская педагогическая программа дополнительного образования по художественному труду мастерская «Умелые ручки» для детей 6-7 лет, в основу которой легки разработки и рекомендации Д.Н. Колдиной.
Целью данной программы является формирование у дошкольников комбинаторных навыков в процессе изготовления поделок, развитие их творческих способностей посредством занятий.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев. Готовить руку к письму.
- Развивать сенсомоторику (согласованность руки и глаза).
- Формировать положительное отношение к труду.
- Формировать нравственные качества: самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении цели.
- Расширять представления детей о свойствах разных материалов.
- Формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при работе с инструментами.
Структура программы такова, что в ней учтен принцип «от простого к сложному». Занятия выстроены с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы, иметь право выбора материалов. При планировании работы учитывается индивидуальная, дозированная нагрузка на каждого ребенка. В связи с этим особое место занимают следующие формы обучения: дидактические игры, игровые упражнения, рассказы, беседы, индивидуальная работа с детьми. Все практические материалы сгруппированы по характерным особенностям того или иного вида рукодельных работ. Программа «Умелые ручки» составлена для обучения детей подготовительной к школе группы изготовлению из разнообразного материала поделок и рассчитана на один год обучения. Программой предусматривается 36 занятий в год длительностью 30 минут 1 раз в неделю.
Занятия по аппликации строятся по следующему примерному плану.
- Создание интереса и эмоционального настроя;
- Процесс выполнения;
- Рассматривание готовых работ.
Способы аппликации:
- Аппликация из вырезанных частей предмета;
- Аппликация из вырезанных силуэтов предметов;
- Декоративная аппликация;
- Обрывание-мозаика;
- Обрывание по контуру;
- Скатывание салфеток;
- Накладная аппликация;
- Аппликация из засушенных листьев;
- Аппликация из ткани;
- Аппликация из ваты;
- Аппликация из ниток мулине;
- Аппликация из сыпучих материалов;
- Икебана;
- Коллаж;
- Объемные поделки;
- Переплетение;
- Квиллинг;
- Плоскостное торцевание;
- Объемное торцевание;
- Декупаж;
- Оригами;
- Силуэтно-контурная аппликация.
Сроки реализации программы.
2019-2020 учебный год.
График работы кружка
Понедельник 16.00
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 7 годам:
-умеет композиционно правильно располагать аппликацию;
- умеет создавать изображение с натуры и по представлению;
-умеет вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам;
- владеет основами техники многослойного вырезания и техники ажурного вырезания;
-умеет создавать узоры на бумаге разной формы;
-умеет составлять декоративную композицию из геометрических и растительных форм;
- владеет навыками изображения птиц и животных по мотивам народного декоративного творчества.
Учебный план
№ п/п | Тема недели | Тема занятия | Цель занятия | Материал | Способ передачи замысла |
Сентябрь | |||||
1 | До свидания, лето! | Корзина с цветами | Побуждать детей к созданию коллективной работы. Учить делать цветы и составлять из них композицию. Продолжать учить переплетать основу и полоски бумаги. Формировать художественный вкус. Развивать воображение и творчество. Закреплять способность понимать и анализировать содержание стихотворения. | Цветная бумага. | Коллективная работа. Аппликация из вырезанных частей предмета и переплетение |
2 | Что нам осень принесет? | Фрукты и овощи | Познакомить детей с новой техникой создания объемных предметов- торцевание. Передавать с помощью пластилина задуманный образ фрукта или овоща. Формировать навык работы с гофрированной бумагой при выполнении торцовок. Развивать мелкую моторику пальцев; образное мышление при отгадывании загадок. | Гофрированная бумага. | Объемное торцевание. |
3 | Кладовая природы | Объемные фрукты | Учить обводить по шаблону контуры предметов, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой. Учить складывать детали пополам и частично склеивать их между собой, создавая объемный предмет. Закреплять умение самостоятельно оформлять поделку. Уточнять знания об овощах, фруктах и ягодах. | Цветная бумага. | Объемная аппликация из вырезанных силуэтов. |
4 | Царство деревьев | Деревья | Учить детей вырезать сложные симметричные силуэты по самостоятельно намеченным контурам из сложенной пополам бумаги. Продолжать учить составлять красивую композицию на листе бумаги из вырезанных силуэтов. Продолжать расширять знания о разных видах деревьев и их характерных особенностях. | Аппликация из вырезанных одинаковых силуэтов предметов. | |
Октябрь | |||||
5 | Животные готовятся к зиме | Еж | Учить создавать объемный образ с помощью техники «обрывание- мозаика». Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. Продолжать учит понимать и анализировать содержание стихотворения. | Журнальная бумага. | Обрывание- мозаика. |
6 | Пернатые друзья | Сова | Продолжать учить детей обводить по шаблону контуры предмета и вырезать детали. Совершенствовать умение делать поделку по готовому образцу. Побуждать творчески подходить к декоративному оформлению поделки с помощью недостающих элементов. Уточнять представления о сове. Развивать воображение. | Цветная бумага. | Аппликация из вырезанных деталей. |
7 | Золотая осень | Золотая роща | Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. Учить определять содержание аппликации и выполнять коллективную работу. Познакомить детей с техникой ажурного вырезания. Формировать у них художественный вкус и умение сочетать материалы. | Цветная бумага, гофрированный картон, дополнительный и природный материал. | |
8 | Растения | Ромашка в вазе | Продолжать учить детей вырезать симметричные силуэты из сложенной пополам бумаги. Закреплять умение вырезать круги из квадратов на полосы. Упражнять в частичном наклеивании деталей аппликации. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. | Цветная и белая бумага. | Аппликация из вырезанных частей. |
Ноябрь | |||||
9 | Кто живет у нас в квартире? | Попугай | Закреплять умение детей работать с бумагой, клеем и ножницами. Учить создавать выразительный образ из готовых полос бумаги. Расширять знания детей о попугае. Развивать внимание, целеустремленность, пространственное воображение. | Цветная двусторонняя бумага. | Объемная поделка из полос бумаги |
10 | На кухне | Блюдце | Познакомить детей с техникой папье-маше (наклеивание небольших кусочков бумаги слоями) при изготовлении блюдца. Продолжать приучать их работать аккуратно, выполнять задание в точной последовательности. | Тонкая белая бумага | Папье-маше |
11 | Моя комната | Мебель | Учить детей обклеивать спичечные коробки цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы. Развивать образное, творческое мышление, воображение. Воспитывать умение договариваться друг с другом, работать сообща. | Спичечные коробки. Объемные изделия | Коллективная работа |
12 | Мой гардероб | Одежда для гостей | Учить вырезать силуэты по замкнутому контуру, начиная разрезать сбоку. Формировать художественный вкус, умение подбирать и использовать для аппликации походящую ткань. Учить создавать выразительные образы. Развивать творческие способности. | Ткань. | Аппликация из вырезанных силуэтов. |
Декабрь | |||||
13 | Транспорт | Пароход | Продолжать учить создавать выразительный образ в технике мозаики-обрывания. Закреплять умение дополнять аппликацию сюжетными моментами, используя технику обрывания по контуру. Развивать отзывчивость и доброту. | Цветная бумага. | Обрывание-мозаика и обрывание по контуру. |
14 | Сказка к нам приходит | Снегурочка | Учить самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры. Обучать приемам симметричного вырезания. Закреплять умение украшать аппликацию, используя ранее изученные приемы. | Цветная бумага. | Аппликация из вырезанных частей. |
15 | Зимушка-зима | Сквозные звездочки | Учить создавать образ предмета путем вырезания формы, сложенной в несколько раз через центр. Поощрять в детях творчество при создании аппликации. Продолжать учить технике ажурного вырезания. | Белая бумага. | Ажурная аппликация. |
16 | Наступает Новый год | Зеленая елочка | Продолжать учить детей обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой, и частично их склеивать, создавая объемные изделия. Закреплять умение самостоятельно украшать поделку. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. | Цветная бумага. | Объемная аппликация из вырезанных силуэтов. |
Январь | |||||
17 | Дикие животные | Звери | Познакомить детей с новой техникой обработки бумаги- квиллингом. Учить составлять поделку из скрученных спиралей. Развивать глазомер и аккуратность при работе с тонкими полосками бумаги и клеем. Закреплять и уточнять представления о диких животных. | Полоски бумаги. | Квиллинг. |
18 | Домашние животные | Барашек | Познакомить детей с новым способом составления аппликации- из контурной нити. Показать возможности использования круп для передачи фактурного изображения овечьей шерсти. Побуждать к декоративному оформлению работы с помощью доступного материала. Развивать аккуратность, мелкую моторику пальцев. | Аппликация с контурной нитью. | |
19 | Животные жарких стран | Жираф | Продолжать знакомить детей с техникой оригами, сгибанием бумаги в определенной последовательности. Закреплять умение оформлять сюжетную композицию с помощью цветной бумаги. Закреплять и уточнять представления о животных жарких стран. | Цветная бумага. | Оригами. |
20 | Животные холодных стран | Белые медведи | Учить создавать выразительный образ в аппликации из ваты. Закреплять умение оформлять и располагать композицию на листе бумаги. Развивать воображение, творчество. Закреплять представления о животных крайнего севера. | Аппликация из ваты | |
Февраль | |||||
21 | Мой дом | Веселые домики | Продолжать упражнять детей в вырезании, наклеивании и составлении изображений из частей. Побуждать самостоятельно оформлять работу. Обобщать представления детей о том, какие бывают дома. Развивать творчество, воображение. | Цветная бумага, гофрированный картон | Аппликация |
22 | Моя столица | Кремль | Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равномерно наносить жидкий клей на часть поверхности и засыпать ее яичной скорлупой. | Яичная скорлупа | Имитация фрески |
23 | Наши защитники | Открытка с плывущим кораблем | Учить детей создавать объемную поздравительную открытку. Закреплять способность выполнять работу в точной последовательности для воплощения задуманного образа. Развивать точность движений и координацию. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами. Развивать творчество, воображение и самостоятельность. Воспитывать любовь к родителям. | Журнальная и цветная бумага, картон. | Объемная аппликация из вырезанных предметов |
24 | Профессии | Игрушка-качалка | Продолжать учить детей обводить контур игрушки по шаблону и аккуратно вырезать ее. Учить наклеивать вырезанные силуэты на круглые коробочки. Закреплять умение использовать изученные ранее техники при украшении поделки. Развивать творческие способности. | Цветной картон | Объемное изделие |
Март | |||||
25 | Народные умельцы | Теневой пейзаж | Познакомить детей с новым способом передачи изображения предмета- силуэтной графикой. Учить вырезать силуэты предметов по собственному представлнию и создавать контрастную аппликацию. Показать способ вырезания отверстия в бумаге. Продолжать развивать воображение и художественный вкус. | Цветная бумага | Силуэтно-контурная аппликация |
26 | Восьмое марта | Цветы в вазе | Учить ребят работать с картонной заготовкой, делать прямые надрезы до намеченной линии на определенном расстоянии. Закреплять умение вырезать круги разного размера и наклеивать их в определенном порядке. Побуждать украшать поделку. Развивать воображение, логическое мышление, глазомер. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание ее порадовать. | Цветная бумага | Объемная поделка |
27 | Моя семья | Семейное дерево | Научить детей составлять генеалогическое дерево. Закреплять умение выполнять работу в строгой последовательности для получения нужного результата. Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | Цветная бумага. | Аппликация из вырезанных силуэтов предмета и дорисовка деталей |
28 | Мои друзья | Подарочный конверт | Познакомить детей с новой техникой декупаж. Показать простые приемы работы в этой технике. Закреплять умения обводить по шаблону, аккуратно вырезать и наклеивать детали. Развивать мелкую моторику, воображение, эстетический вкус. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в паре. | Цветная бумага, салфетки | декупаж |
Апрель | |||||
29 | Весеннее настроение | Цветущая ветка | Продолжать знакомить детей с возможностями икебаны. Побуждать детей самостоятельно создавать цветы из различных материалов. Развивать умение красиво располагать цветы на ветке. Закреплять способность понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать творческие способности. | Гофрированная бумага, ткан, ленты, пенопласт | икебана |
30 | День космонавтики | В космосе | Учить детей самостоятельно отражать тему в аппликации. Учить использовать приемы симметричного вырезания. Развивать воображение и фантазию, образное мышление, творческие способности детей. | Цветная бумага | Аппликация из вырезанных частей предметов |
31 | Исчезнувший мир | Динозавр в яйце | Закреплять умение обводить шаблон и вырезать фигуры из бумаги. Показать детям, как сделать поделку-игрушку. Совершенствовать умения аккуратно наклеивать готовые детали. Уточнить представления детей о динозаврах. | Цветная бумага и картон | Аппликация-игрушка |
32 | День победы | Поздравительная открытка | Познакомить детей с новой техникой «плоскостное торцевание». Показать основные приёмы работы, научить создавать изображения предметов. Развивать мелкую моторику, творческое мышление. Воспитывать основы патриотизма, уважительное отношение к ветеранам ВОВ. | Салфетки или гофрированная бумага. | Плоскостное торцевание |
Май | |||||
33 | Горный пейзаж | Горы | Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. Продолжать формировать умение самостоятельно определять содержание аппликации. Учить выполнять работу коллективно. Формировать художественный вкус и умение гармонично сочетать материалы. Развивать творческие способности. | Журнальные страницы и другой дополнительный материал | Коллаж (коллективная работа) |
34 | Бескрайнее море | Морские обитатели | Познакомить с новым способом изготовления аппликации – из макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, творческое мышление, художественно-эстетические способности. Систематизировать и закреплять представления детей о морских животных. | Аппликация из макаронных изделий | |
35 | Впереди лето | Летняя поляна | Познакомить детей с новой техникой изготовления аппликации – из бумажных жгутиков. Учить анализировать форму и размер предметов. Формировать навык скручивания жгутиков и умение выкладывать из них различные формы определённых размеров. Развивать мелкую моторику, творчество и воображение. | Гофрированная бумага | Аппликация из жгутиков |
36 | Скоро в школу | До свидания, детский сад! | Познакомить детей с техникой изготовления объёмной поделки. Закреплять умения обводить по шаблону, аккуратно вырезать и наклеивать детали в определённой последовательности. Воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада. Развивать эстетический вкус, творческие способности. | Цветная бумага | Объемная открытка |
Использованная методическая литература
- Лыкова И.А. Я создаю поделки М.: ООО ТД «Издательство Мир книги, 2008. — 50 с.
- Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 6-7 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 88 с.
- Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов». Популярное пособие для родителей и педагогов./- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2003.-160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих способностей ребенка по...
Программа дополнительной образовательной услуги. Кружок "Чудесные ручки"
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у мн...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Умелые ручки» (пластилинография «Пластилиновое чудо»)
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Программа дополнительного образования ИЗО студии "Умелые ручки"
Программа дополнительного образовани ИЗО студии "Умелые ручки"...
Авторская дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Очумелые ручки" (нитерисование) для детей 5-7 лет
Авторская дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Очумелые ручки" (нитерисование) для детей 5 -7 лет имеет три раздела: целево...