Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Кашпурова Любовь Александровна

Конструирование с использованием природного и бросового материалов, способствует развитию у детей творческих способностей, формирует не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. Работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь. Большая роль в этом процессе принадлежит конструированию из природного и бросового материала. Отечественные психологи и педагоги — Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. — доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому — множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Все эти вопросы можно решить в ходе такого вида деятельности, как конструирование из природного и бросового материала. Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Во время прогулок с детьми, проходя мимо дуба, остановитесь, не спешите. Земля возле дуба усыпана желудями. Ведь это не желуди! Ведь если приделать ножки и разукрасить лицо — нам улыбнётся гномик! А вот — красавица ель, а вот сосна. А что под елкой? Шишки? Да это же сова, нет, вот эти две шишки только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, еще совсем свежий, пахнущий смолой,— видно, ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой — узнаете? Да это же ежик! Задача воспитателя — воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Благодаря конструированию из природного и бросового материала дети попадают в удивительную страну, где можно познать радость созидания творчества. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей. Развитие и формирование детского конструирования происходит поэтапно, в соответствии с принципами усложнения материала, перехода от простого к сложному — при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами. Работа по конструированию с природным и бросовым материалом начинается со второй младшей группы и продолжается до конца подготовительной к школе группы. Во второй младшей группе воспитатель создает условия для знакомства детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов, безопасных для жизни и здоровья детей. Дети свободно экспериментируют с бумагой, тканью во всём их разнообразии и природным материалом. В среднем дошкольном возрасте к конструированию из природного материала добавляется конструирование из бросового материала. В этом возрасте воспитатель ставит перед детьми следующие задачи: видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, творчески дополнять изображение деталями. Значительно больше возможностей для творчества и конструирования из природного материала, возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети мастерят по собственному замыслу или на какую-то заданную тему, не имея перед собой образца. Детям предоставляем возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию, количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться разные виды материалов. Изделия дошкольников усложняются постепенно за счет увеличения количества деталей, использования различных природных материалов и приемов его обработки, объединения отдельных предметов в сюжетные композиции. Для успешного осуществления данного вида детской деятельности важно создать необходимые условия.

         Первое условие — это “Домик удивительных вещей”, в котором хранятся разнообразный природный и бросовый материалы для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.

 Второе условие — это организация образовательного процесса: − совместная образовательная деятельность детей и воспитателя; − самостоятельная деятельность детей; − различные формы взаимодействия с родителями.

Третье условие — выбор содержания работы: − Изготовление поделок из бросового материала − Изготовление поделок из природного материала − «Есть идея!» (изготовление поделок из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными спичками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги). Интерес к конструированию из природного материала мы поддерживаем не только грамотным проведением образовательной деятельности и индивидуальной работой с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью консультируем родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказываем о значении ручного труда в развитии личности ребенка, делимся опытом своей работы, проводим выставки работ, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. Это способствует активизации родителей, формированию у них осознанного отношения к художественно — творческой деятельности детей.         Поделки, созданные своими руками дошкольники используют в режиссёрских играх , спектаклях “Путешествие пряничка”, “Удивительные игрушки”. Результатом совместной работы по конструированию поделок из природного и бросового материала являются тематические творческие выставки и конкурсы.

Таким образом, конструирование с использованием природного и бросового материалов, способствует развитию у детей творческих способностей, формирует не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. Работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.

 Литература: Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018 И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Издательство: ИД Цветной мир, 2015 г. Новикова И. В. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 192 с. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала. — М.: Просвещение, 1991. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/02/22/khudozhestvennoe-konstruirovanie-iz-prirodnogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного материала.

Творческое конструирование является одним из таких видов деятельности, которое воспитывает у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, в полной мере активизирует фантазию, поддерживает детску...

Развитие творческих способностей и воображения в результате изготовления поделок из бросового материала.

Развитие творческих способностей и воображения в результате изготовления поделок из бросового материала....

Развитие творческих способностей и воображения в результате изготовления поделок из бросового материала.

Развитие творческих способностей и воображения в результате изготовления поделок из бросового материала....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Статья на тему: "Развитие творческих способностей в процессе ознакомления с природным окружением"...

"Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом"

Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и пе...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

В статье раскрывается проблема развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Статья опубликованна в Сборнике материалов IX Международной научно-практической конференц...