«Развитие нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами технологии конструирование из бумаги (техника «мокрое» складывание)»
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Петина Екатерина Юрьевна

Нестандартное мышление связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей оригами (чертежей, схем, алгоритмов и т.п.) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих моделей с реальностью в дальнейшем материальном воплощении. Богатый опыт использования оригами в различных областях человеческой деятельности от простейшего украшения быта до космических технологий доказывает не только благотворное влияние занятий оригами на развитие мышления человека, но и расширяет область его творческих возможностей, в том числе и в инженерно-техническом направлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аист»

Тема выступления:

Педагогический практикум

«Развитие нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами технологии конструирование из бумаги

(техника «мокрое» складывание)»

Подготовила  воспитатель:

Петина Е.Ю.

Г. Новый Уренгой

2020г.

Если говорить о влиянии занятий оригами на развитие нестандартного мышления ребенка, невозможно не начать с истории Фредерика  Фрёбеля – по сути первого европейского педагога-оригамиста .  

В материалах 1 Всероссийской конференции «Оригами и педагогика», прошедшей в марте 1996 года о нем очень интересно написал Сергей Юрьевич Афонькин.

…Идеи Ф.Фрёбеля не остаются застывшим набором тезисов, они развиваются, хотя противодействий в этой истории введения оригами в образование множество. Путь тернист, но накопленный опыт нескольких поколений педагогов, сначала интуитивно, а далее все более и более опираясь на свой опыт и опыт коллег, позволяет сделать очень важный вывод: оригами – не простое развлечение на досуге, а мощный образовательный инструмент.

Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Согласно Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) считается, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что не похожий.

Каждый человек хоть раз в жизни создавал самое простое изделие из бумаги – кораблик, самолётик. Сегодня мне захотелось рассказать вам о технике, которая называется «мокрое» складывание, разработанная Акирой Ёсидзавай и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. До этого идеалом оригами было проведение точно определенных плоских складок. Лучшая иллюстрация подобной тенденции — математика оригами. Однако для таких негеометричных объектов, как животные и цветы прямые линии скорее исключение. Мокрое складывание, возникнув более двадцати лет назад, остаётся практически единственным способом создать красивые трёхмерные фигурки, столь похожие на оригинал.

Техника мокрого складывания использует свойство влажной бумаги после высыхания сохранять форму, которую ей придали. Секрет кроется в проклейке бумаги — растворимом в воде клее, связывающем волокна бумаги и придающем ей жесткость. При смачивании бумаги клей растворяется, волокна отделяются друг от друга, и лист становится мягким и податливым. При высыхании происходит обратный процесс, и бумага принимает желаемую форму.

Из своего опыта работы я увидела, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

1

Не всякая бумага подходит для «мокрого» складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для

скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Освоить технику несложно, надо помнить несколько моментов:

1.лучше всего складывать простые фигуры, так как используется плотная бумага и делать многослойные сгибы неудобно;

2.перед мокрым складыванием надо потренироваться с сухой бумагой, отточить движения и навыки;

3.отличный вариант для таких оригами – фигуры животных, их легко складывать и можно добавлять дополнительные детали и изгибы для придания большей выразительности;

4.хоть техника и называется мокрое складывание, бумага не должна быть слишком мокрой, достаточно с обеих сторон смочить её из разбрызгивателя и протереть другим листом бумаги или кусочком ткани, чтобы бумага пропиталась влагой равномерно;

5.держите под рукой мокрую губку, чтобы смачивать ей подсыхающую бумагу при необходимости;

6.при создании оригами не делайте сильных сгибов, складывайте бумагу подушечками пальцев, после первых успехов попробуйте складывать «на вису», не используя стол;

7.собрав модель по схеме, экспериментируйте! Изогните немного хвост, наклоните ухо, придайте фигуре уникальность, мокрая бумага как раз позволяет это сделать;

8.старайтесь не трогать и не перемещать готовую работу, пока она не высохнет, это может испортить её форму;

9.иногда, если сгибается много слоев, фигура не сохраняет заданной формы, тогда закрепите её резинками или прищепками, после того, как модель высохнет, она сохранит заданную ей форму.

(Показ презентации, как дети работают техникой «мокрое» складывание).

        Во-первых, занятия оригами – это игра. Здесь же хочется уточнить, что оригами – это не просто игра, а технологическая игра.   Т.е. тот, кто не соблюдает технологию игры, не доходит до цели. В этой игре мы достигаем потрясающих результатов в умении не просто слушать – а слышать, не просто смотреть – а видеть, сосредотачиваться на своей работе, не отвлекаться – а это для дошкольников очень сложно.

        В технологической игре ребенок знакомится со свойствами материала (бумаги) с разнообразными ее видами.

Играя, ребенок знакомится с различными приемами складывания бумаги, а также с вариантами складывания, приводящими к одним и тем же результатам. Знакомится с разными вариантами, приводящими к противоположным результатам. Ребенок начинает экспериментировать. А это уже осознанная деятельность.

2

Во-вторых, занятия оригами способствуют развитию мелкой моторики – координации пальцев, точности и аккуратности в исполнении.

Итак, развития мелкой моторики для развития детей – очень важный фактор. Никто спорить не возьмется. Но мало кто обратит внимание на точность и аккуратность. А ведь и здесь закладываются качества, которые впоследствии скажутся на всей жизни человека. Если еще добавить усидчивость, наблюдательность, развитие глазомера, расширение кругозора (каждая складываемая фигурка оригами сопровождается небольшим рассказом о ней, историей, связанной с ней, игрой или фантазией), то дальше можно и не продолжать – всё выше перечисленное является составляющими развития гармоничной личности.

       В-третьих, оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления (алгоритм), приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами — это также инструмент самообразования, выработки художественного вкуса, развитие творческого воображения и активного самовыражения.

Заключение.

Нестандартное мышление связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей оригами (чертежей, схем, алгоритмов и т.п.) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих моделей с реальностью в дальнейшем материальном воплощении. Богатый опыт использования оригами в различных областях человеческой деятельности от простейшего украшения быта до космических технологий доказывает не только благотворное влияние занятий оригами на развитие мышления человека, но и расширяет область его творческих возможностей, в том числе и в инженерно-техническом направлении.

 

3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами технологии конструирование из бумаги (техника «мокрое» складывание)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам специа...

Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»

Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...

«Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования»

По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника ст...

Статья «Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования»

По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника ст...