Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку» с презентацией
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Большакова Татьяна Юрьевна

Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку»

Цель: Приобщение к традициям и ценностям народной культуры через знакомство с народной   игрушкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД26.48 КБ
Файл _kak_loskutok_skrutilsya_v_kukolku_stolbushku.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку»

Цель: Приобщение к традициям и ценностям народной культуры через знакомство с народной         игрушкой.

Задачи:

1. Обучающие:

- прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки;

- формировать универсальные действия: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание узла и др.;

- формировать знания, умения, навыки выполнения тряпичной обереговой куклы «Столбушка».

2. Развивающие:

- художественный вкус, творческое воображение и пространственное мышление, тактильное восприятие;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

3. Воспитывающие:

- пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность, желание заниматься рукоделием.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие (Формирование целостной картины

мира)

Презентация «Кукольный сундучок» (знакомство с народной куклой)

Развивать познавательный интерес; внимание.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Игровая ситуация

«Разноцветные лоскутки»

Закреплять способы сравнения предметов по величине, цвету, форме.

Речевое развитие

Беседа. Ответы на вопросы.

Общение детей между собой.

Активизировать речь детей через использование прилагательных, наречий, предлогов, новых слов.  Прививать соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Физическое развитие

Физминутка: пальчиковая игра «Девочки и мальчики»

Формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать мелкую моторику, внимание.

Художественно – эстетическое развитие.

Конструирова-ние (ручной труд)

«Куколка Столбушка»

Прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки; формировать универсальные действия: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание узла и др.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Народная кукла», книги «Кукольный сундучок»; беседа о игрушках (с опорой на наглядность): какие бывают игрушки, из какого материала, кто делает игрушки; традиции и обычаи русского народа; хороводные игры: «Бабушка Маланья», «Воевода»; слушание народной музыки и колыбельных песен.

Работа с родителями: рекомендации родителям по чтению русской-народной сказки «Василиса Прекрасная»; подготовка материала для изготовления куколки (лоскутки ткани и нитки).

Форма организации: фронтальная

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, художественно-эстетическая.

Методы и приемы: игровой, наглядный, вопросы к детям, художественное слово, словарная работа и активизация словаря, индивидуальная работа.

Материалы и оборудование: сундучок, телевизор, компьютер, презентация «Кукольный сундучок»; лоскутки ткани: 10х20 (для скрутки), 15х15 (светлая однотонная для рук и головы), для изготовления одежды – различные лоскуты; для фиксации прочные нитки.

Демонстрационный: куклы, выполненные педагогом, технологическая карта «Куколка Столбушка».

Ход НОД:

Вводная часть

Звучит русская-народная музыка. Воспитатель собирает детей у экрана. Воспитатель: «Ребята, посмотрите кто к нам пришёл? (слайд 2 «Куколка»: высказывания и эмоции детей)

Воспитатель: Здравствуй куколка! Кто ты? Зачем ты к нам пришла? Почему ты грустная?

Куколка: Здравствуйте, ребята! Я народная куколка Столбушка. А грустная я потому, что у меня нет подружек. Мне очень хочется водить хоровод с подружками. (слайд 3 «Куколка говорит»)

Воспитатель: Куколка, не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, а как мы можем помочь? (варианты ответов детей, обсуждение) Будут у тебя подружки - Столбушки, только мы не знаем кто это.

Куколка: А я вам сейчас расскажу. Послушайте историю. (слайд 4 «Куколка говорит»)

Основная часть

Показ презентации «Кукольный сундучок» в сопровождении рассказа педагога:

(Слайд 5) «Кукла «Столбушка» - это самая древняя народная куколка. В нее и играли, и она являлась оберегом. Таких куколок в доме могло быть очень много, но по дому их не разбрасывали, а аккуратно хранили в сундучке (слайд 6 «Куколки Столбушки»).

Издавна считалось, что «Столбушка» – лучшая помощница в душевной беседе. Дети в взрослые часто делились с такой куколкой своими радостями и неудачами (слайд 7 «Дети и куколки»)

«Столбушка» – одна из самых простых народных тряпичных кукол. Ее еще называют кукла-закрутка, мастерят ее только с помощью рук и без иголки. (слайд 8 «Технология изготовления куколки Столбушки») В основе куклы - «столбик», отсюда и её название – «Столбушка». Столбушка – кукла-оберег, поэтому она «безликая». (Слайд 9) А из вас кто знает, что значит «безликая»? (варианты ответов детей) По древним преданиям, глаза не изображали на лице, чтобы злые силы не могли навредить кукле и её хозяину.

Воспитатель: Спасибо тебе, куколка, за интересную историю. Мы обязательно сейчас сделаем тебе подружек. (Слайд 10) Иди к нам.

(дети зовут куколку; слайд 11 «Куколка говорит», аудиозапись: «А я уже у вас в группе! Найдите меня»)

Игра на развитие внимания: «Посмотри вокруг, найди и на ушко мне скажи!»

Куколку усаживают на удобное место и приступают к изготовлению куколки Столбушки.

Давайте разомнём наши пальчики и поиграем.

Пальчиковая игра «Девочки и мальчики»

Наши девочки и мальчики

дети поднимают сначала правую руку согнутую в локте, показывают ладошку, потом левую…

Ловко прыгают как мячики

Поочередно сгибают пальчики

Головой слегка качают

Пальчики вместе, одновременно сгибаем 1-2 фаланги пальцев

И красиво приседают

Пальчики вместе, одновременно сгибаем к ладошке

Ручками хлопают вот так, вот так

хлопки 4 раза

Ножками топают вот так, вот так

топают 4 раза

Кулачки сжимают вот так. вот так

Показывают один кулачок, потом другой

Ладошки раскрывают вот так, вот так

Поочерёдно раскрывают ладошки

На ладошки мы подуем

Дуют поочерёдно на обе ладошки

Наши пальчики разбудим.

Шевелят пальчиками

(воспитатель предлагает детям пройти к столам, дети садятся, воспитатель обращает внимание детей на осанку…).

Воспитатель: У вас на столе лежат лоскуты ткани:

для скрутки – прямоугольный лоскут,

для оформления головы и рук – лоскут светлой однотонной ткани

для изготовления одежды – лоскут цветной ткани,

для фиксации – прочные нитки.

И карта – алгоритм изготовления игрушки.

Приступаем к изготовлению куклы «Столбушки».

1. Сворачиваем лоскут ткани в плотную скрутку (трубочку).

2. Перевязываем скрутку прочной ниткой и сверху набрасываем квадратный лоскут светлой ткани. (дети выполняют 1-2 шаг в изготовлении куклы)

3. Обозначаем голову – обматываем столбик прочной ниткой на уровне шеи. -- Вот и сформировалась голова куколки. (дети выполняют 3 шаг в изготовлении куклы)

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куколку рядить.

4. Делаем руки – уголки свисающей ткани подгибаем внутрь, чтобы убрать лишнюю длину, и закрепляем нитками. (дети выполняют 4 шаг в изготовлении куклы)

5. Мастерим юбку и фартук из лоскутов яркой ткани. Одеваем куклу. (дети выполняют 5 шаг в изготовлении куклы)

6. Повязываем платок, украсив лоб куклы яркой тесьмой или лентой. Концы платка или косынки завязываем сзади. (дети выполняют 6 шаг в изготовлении куклы)

Воспитатель контролирует деятельность детей и проводит индивидуальную работу.

Слайд 12. Звучит русская-народная музыка. Воспитатель предлагает детям встать в хоровод (куколки у детей в руках) и полюбоваться своими куколками Столбушками.

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Ребята, какие замечательные куклы у вас получились! Если кто-! то еще не до конца выполнил свою работу, то не расстраивайтесь, у вас будет еще время довести начатое дело до конца! Вы все - молодцы!

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

- Ребята, вам трудно было делать куклу? (варианты ответов детей)

- Какую часть было трудно делать? (варианты ответов детей)

- А какую легко? (варианты ответов детей)

- Из какого материала делают куклу – Столбушку? (ответов детей)

Почему кукла называется Столбушкой? (ответов детей)

(слайд 13 «Куколка говорит») Куколка Столбушка благодарит детей за подружек-Столбушек. И предлагает порадовать своих родителей. Слайд 14 «Куколки танцуют», дети весело танцуют, повторяя танцевальные движения за куколками. Оформляем мини-выставку готовых кукол-Столбушек.

_________________________________________________________________

Используемая литература:

И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Старшая группа», Издательский дом «Цветной мир», М.: - 2017.

Интернет - ресурсы:

https://youtu.be/mlTa4P23Pns  ( «Хоровод»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как лоскуток скрутился в куколку Столбушку » Презентация к НОД по конструированию в старшей группе Подготовила: воспитатель Большакова Т.Ю. ГБДОУ д/с № 58 Калининского района

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (аппликация)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (аппликация) "Снегири"...

Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Яблонька-красавица цветы нам подарила"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...

Конспект НОД для детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию на тему "Конструирование "Наш космодром"

Конспект НОД для детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию  на тему "Конструирование "Наш космодром"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются  только воспроизведени...

Конспект проведения НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему «Грачи прилетели – встречаем весну»

использование нетрадиционных техник рисования "тычком" и оттиск поролона  в старшей группе детского сада...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно – эстетическому развитию. Рисование «Автобус едет по дороге»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей  группы по художественно – эстетическому развитию.Рисование «Автобус едет по дороге» Цель: Научит...