Использование технологии ТИКО – моделирования в работе с детьми имеющими ОНР
статья по конструированию, ручному труду

Мещерякова Марина Николаевна

Технология ТИКО – моделирования в образовательном пространстве современного ДОУ позволяет комплексно решать целый ряд задач, среди которых приоритетными являются задачи, направленные на расширение спектра компетенций ребенка – дошкольника, обеспечение его социализации в коллективе сверстников на этапе подготовки к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_tiko.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии ТИКО – моделирования в работе с детьми с имеющими ОНР.

У детей, с общим недоразвитием речи, имеются стойкие отклонения в формировании компонентов речевой системы лексического, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения. У большинства детей слабо развита мелкая моторика; они испытывают затруднения в приемах умственной деятельности: анализе, синтезе, сравнении, классификации, обобщении. Технология ТИКО моделирования в работе с детьми ОНР активно способствует развитию мелкой моторики и речевой активности детей. Эта технология является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольника, позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольника в режиме игры. Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий в том, что он сочетает в себе наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, дает возможность работать с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком.

Наличие разных наборов «Малыш», «Класс», «Фантазер», «Школьник», «Геометрия», «Азбука» ,«Шары», «Арифметика» .«Архимед», «Грамматика», дает возможность в применении ТИКО конструктора как в совместной образовательной деятельности с детьми, самостоятельной детской деятельности, так и в индивидуальной работе . Для развития речевой активности детей конструктор можно использовать по лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Цветы». «Транспорт», «Насекомые», «Рыбы», «Здоровье» и др.

Как лучше организовать работу с детьми по ТИКО моделированию:

1.Начать с исследования многоугольников, провести игры на сравнительный анализ их свойств, на классификацию фигур по свойствам; отработать навыки соединения и разборки деталей.

2.Перейти к моделированию плоскостных конструкций по образцу и схеме в совместной деятельности с детьми.

3. Закреплять навыки плоскостного моделирования с помощью слухового диктанта. 4.Развивать навыки объемного моделирования сначала по готовой развертке, затем по схемам и рисункам.

 Конструктор поможет сформировать у детей умение работать самостоятельно и творчески. Процесс конструирования постоянно сопровождается диалогами,у детей вырабатывается умение договариваться друг с другом. Модели, собранные из ТИКО конструктора становятся предметом многих игр: можно сконструировать декорации и персонажи для сказок; атрибуты для проведения спортивных игр и соревнований; мебель для кукол, самолеты, машины, роботов, в общем, все, на что хватает фантазии. Играя с конструктором ТИКО, дети легко запоминают не только плоскостные фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные: куб, призма, пирамида. Развивая логическое мышление, можно предложить ребенку продолжить узор или сконструировать свой красивый узор; выполнить задание на замещение фигур; поработать с арифметическими знаками, решить примеры и составить математические выражения. Большую помощь оказывает технология ТИКО моделирования в подготовке детей к чтению. Они осваивают звуковой анализ слов, упражняются в обозначении звука буквой, составляют слова из букв. За счет интеграции зрительного и тактильного восприятия у детей появляется способность к лучшему восприятию информации; улучшается моторика рук; появляется интерес и развиваются способности создавать разные конструкций. За счет увлеченности создания конструкции дети становятся более усидчивыми. Объемное моделирование дает возможность провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. В процессе конструирования для ребенка важно, чтобы результат его деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Увлеченные в процесс моделирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи. Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника. Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов, решая проблемы по созданию развивающей среды; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей, а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками.

Технология ТИКО – моделирования в образовательном пространстве современного ДОУ позволяет комплексно решать целый ряд задач, среди которых приоритетными являются задачи, направленные на расширение спектра компетенций ребенка – дошкольника, обеспечение его социализации в коллективе сверстников на этапе подготовки к школьному обучению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование инновационной технологии ТИКО-моделирования в среднем дошкольном возрасте"

Как использовать ТИКО-конструктор в образовательном процессе в среднем дошкольном возрасте....

Методические рекомендации "Использование инновационной технологии ТИКО-моделирования в среднем дошкольном возрасте"

Практические советы педагогам ОУ по использованию инновационной технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе в соответствие ФГОС ДО....

«Развитие речи детей посредством использования инновационной технологии ТИКО - моделирования в ДОУ»

Аннотация: В статье рассматриваются разнообразные игровые формы использования инновационной технологии ТИКО - моделирования  в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.Основой для всест...

Использование инновационной образовательной технологии ТИКО - моделирования в дошкольном учреждении

В статье раскрывается опыть работы педагога ДОУ по внедрению технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе в дошкольном учреждении....

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТИКО- моделирования в математическом развитии детей»

Консультация для воспитателей«Использование технологии ТИКО- моделирования в математическом развитии детей»Цель: знакомство с опытом работы воспитателя по развитию математических способнос...

"Использование технологии ТИКО-моделирования в образовательном пространстве ДОУ"

Материал представляет собой статью, отражающую опыт работы с использованием технологии ТИКО-моделирования...

«Использование технологии ТИКО-моделирования в дошкольном учреждении для развития исследовательских навыков детей»

laquo;ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результ...