План работы по дополнительному образованию: Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей подготовитедьного дошкольного возраста воспитателя высшей квалификационной категории: Красновой У.А.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Краснова Ульяна Алексеевна

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №4

 

План работы  по дополнительному образованию:

Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей подготовитедьного дошкольного возраста

воспитателя высшей квалификационной категории: Красновой У.А.

2020-2021 учебный  год

 

Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  • Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  • Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  • Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 5-6 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 36 занятий в год. Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

Содержание педагогического процесса 

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

 Методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации.
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки по LEGO-конструированию;
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивался тот факт, что эффективному построению образовательного процесса способствует принятие во внимание педагогом возрастных особенностей детей. В связи с вышесказанным необходимо рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и развития их познавательного интереса к природе. С этой целью необходимо рассмотреть развитие основных психологических процессов: мышления, памяти, внимания.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие образного мышления. Дети уже могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты будут вступать во взаимодействие, и т.п. Однако данные решения будут правильными лишь в том случае, если детьми будут использованы адекватные мыслительные средства, среди которых можно выделить схематизированные представления, возникающие в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, которые отражают представления детей о системе признаков объектов, а также представления, которые отражают стадии преобразования разнообразных объектов и явлений (представления о цикличности изменений); представления о сезонных изменениях, представления о развитии и т.п. Помимо этого, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой для формирования словесно-логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте развитие воображения дает возможность детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся сюжеты. Активное развитие воображения будет происходить только при условии проведения специальной работы по его активизации. Необходимо отметить, что в старшем дошкольном возрасте может происходить снижение развитие воображения (особенно в подготовительной группе детского сада). Это можно объяснить различными факторами, в том числе, и влиянием средств массовой информации, которые приводят к стереотипности формирования образов у детей.

В данном возрасте продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания; наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) достигает 30 минут.

В старшем дошкольном возрасте восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; у детей происходит развитие причинного мышления, воображения, произвольного внимания, речи и образа «Я». При развитии восприятия дети еще не могут учитывать несколько различных признаков. Как правило, в старшем дошкольном возрасте дети могут сравнивать около 2-3 основных признаков. Образное мышление при воспроизведении метрических отношений еще значительно затруднено.

У детей продолжается речевое развитие, совершенствуется звуковая сторона, грамматический строй речи, расширяется ее лексика. У детей старшего дошкольного возраста происходит активное развитие связной речи. В высказываниях детей данного возраста отражается расширяющийся словарь, а также характер обобщения, которые формируются в этот возрастной период. Дети начинают активно использовать обобщающие существительные, синонимы и антонимы, прилагательные и т.п. В результате грамотно построенного образовательного процесса у детей будет развиваться диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Одной из самых важных областей общего феномена интереса в старшем дошкольном возрасте является познавательный интерес, предметом которого является самое значительное свойство человека – познание окружающего мира не только с точки зрения биологической и социальной ориентировки в действительности, а в самом существенном отношении человека к миру – стремлении проникать в его многообразие, отразить в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности и противоречия. Познавательный интерес, который включен в познавательную деятельность, самым тесным образом связан с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной научной области, познавательной деятельности, участию в них, общению с участниками познания. Именно на данной основе (познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам) может быть сформировано миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, формированию которого способствует развитие познавательного интереса.

Кроме того, познавательный интерес активизирует все психические процессы личности, на высоком уровне развития побуждает человека к постоянному поиску преобразования действительности с помощью деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значимых сторон для их реализации, отыскания других необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Дети с развитым интересом могут длительное время сосредотачиваться на интересующей его проблеме: экспериментировать, какие предметы будут плавать, а какие тонуть; придумывать новые конструкции, исследовать жизнь насекомых. При усвоении новых знаний об окружающем мире, он задает взрослым много вопросов, стремится самостоятельной найти ответы на данные вопросы, исходя из личного опыта, высказывает оригинальные догадки и предположения. Таким образом, ребенок проявляет творческое отношение к субъекту и объекту познания. Показателем развития интереса детей служат их вопросы и суждения, благодаря которым они постигают окружающий мир.

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. указывают на тот факт, что мальчики быстрее осваивают мир в целом, ориентируются в нем лучше, а девочек чаще всего интересует что-то более конкретное, определенные детали. У мальчиков все происходит на уровне смысловых образований, а у девочек больше включается уровень восприятия, который более детально позволяет видеть красоту окружающего мира.Одной из основных задач воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие любознательности, потребности узнавать новое. Постановка и постепенное усложнение этой задачи приводит к развитию у детей поисковой деятельности, познавательного интереса, что существенным образом влияет на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательного интереса способствует усвоению данных знаний, поскольку побуждают детей к их приобретению, а, с другой стороны, познавательный интерес развивается на основе знаний.

До последнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов детей не уделялось достаточного внимания, при том, что в настоящее время познавательный интерес признается в качестве одного из ведущих мотивов, которые побуждают детей к знаниям и учению.

Маневцовой Л.М, Пологрудовой И.С. было доказано, что любознательность и активность детей старшего дошкольного возраста не являются свойствами, которые присуще данного возрасту и развиваются стихийным образом. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы педагогов ДОУ с детьми.

Побуждение детей старшего дошкольного возраста к интеллектуальной активности с использованием элементарной поисковой деятельности в ходе овладения знаниями о природе приводит к формированию познавательного интереса. Данный факт был доказан в исследовании, которое было проведено Л.М.Маневцовой. Указанное исследование было проведено в три этапа. На первом этапе необходимо было накопить запас определенных представлений у детей о тех явлениях природы, которые впоследствии будут освоены ими с помощью поисковой деятельности, сформировать элементарную деятельность наблюдения. На втором этапе было необходимо научить детей старшего дошкольного возраста использовать поисковую деятельность для решения познавательных задач, которые были поставлены педагогом ДОУ. На третьем этапе необходимо было усовершенствовать поисковую деятельность детей с помощью развития самостоятельности в решении познавательных задач, которые были поставлены педагогом, а также в ходе решения задач, которые были самостоятельно поставлены детьми.

В ходе проведенного исследования по обучению детей поисковой деятельности в процессе освоения знаний о природе, исследователем были сделаны следующие основные выводы:

  • Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным в случае освоения детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их качествами и свойствами. При этом необходим постоянный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, которые лежат в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.
  • Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, проявляющемуся в активном включении детей в деятельность, в появлении значительного количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми старшего дошкольного возраста познавательных задач.
  • Развитие интереса к природе у детей проходит путь от эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке и решению познавательных задач и первым попыткам решить их с помощью наблюдений, рассуждений и опытов.
  • Познание детьми природных явлений представляет собой насыщенное радостными событиями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений животного и растительного мира, неживой природы, практические опыты с ними. Взрослому необходимо обратить внимание ребенка на яркий цветок, интересных насекомых, разнообразные объекты неживой природы. Тем самым он помогает ребенку активно познавать природу. Таким образом, он предлагает ему организовать целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует.

Практика экологического образования и воспитания детей убеждает в том, что творческое обращение с природой представляет собой один из самых сильных методов всестороннего воспитания и развития в детях экологической культуры.

Таким образом, старший дошкольный возраст является завершающим периодом в дошкольном детстве. Основные достижения данного возрастного периода связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры. Детьми также осваиваются формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция для учебной деятельности. При целенаправленном и эффективно организованном обучении ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает достаточно высоким уровнем познавательного и личностного развития, в том числе развитым познавательным интересом к окружающему миру.

Календарно - тематическое планирование

№        

        

Срок проведения

        

Метод постройки

Тема

Задачи

1        квартал

сентябрь

октябрь

ноябрь

Конструирование по образцу

1.Башня.

2.Строим лес.

3.Мостик.

4.Мельница.

5.Знакомство со светофором.

6.Светофор.

7.Робот.

8.Детская площадка.

9.Улитка.

10.Большие и таленькие пирамидки.

11.Ворота для заборчика.

12.Машина с прицепом.

Учить детей конструировать по образцу и преобразовывать образец по условиям,расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования,использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей, учить сооружать постройки прочно,точно соединяя детали между собой,сравнивать полученную конструкцию с задуманной.

2 квартал

декабрь

январь

февраль

Конструирование по схеме

1.Лесной домик.

2.Мебель.

3.Русская печь.

4.Дом.

5.Загон для коров и лошадей.

6.Грузовик.

7.Дом фермера.

8.Веселые утята.

6.Красивые рыбки.

7.Гусенок.

8.Утка.

Учить детей конструировать по схеме и использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем,учить определять изображенный на схеме предмети указывать его функцию,формировать представление о том,что схема несет информацию о том, как нужно создать конструкцию и о способе пространственного расположения деталей и их соединения.

3 квартал

март

апрель

май        

        

Конструирование

по замыслу.

1.Зоопарк.

2.Слон.

3.Обезьяна.

4.Звери в клетке.

5.Ракета.

6.Грузовая машина с прицепом.

7.Корабли.

8.Поезд.

9.Пожарная часть.

10.Пожарная машина.

11.Самолет.

12.Луноход.

Учить детей конструировать по замыслу,заранее обдумывать содержание будущей постройки,называть ее тему и давать ее общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятедьность.

Содержание программы

Старшая группа (5-6 лет)

1.Знакомство с названиями  деталей LEGO-конструктора, различать и называть их.

2. Продолжать знакомить детей с различными способами крепления деталей LEGO.

3. Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.

4. Продолжать учить детей работать коллективно.

5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.

7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.

8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.

9. Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок.

Условное обозначение алгоритм – записью.

10. Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования.

11.Дать понятие что такое симметрия.

12.Учить работать в паре.

13. Продолжать размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

14.Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами LEGO-конструктора.

15.Дать представление об архитектуре, кто такие архитекторы, чем занимаются.

16. Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание.

17. Дать возможность детям поэкспериментировать с LEGO- конструктором.

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 5-6 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»  схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Список литературы

  • Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  • Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  • Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  • Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  • Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  • Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Доклад «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».

Работа в окружной образовательной  выставке  «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы»,   филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске.  Доклад «Программа допол...

Консультация для родителей "Закаливание детей в домашних условиях". Воспитатель высшей квалификационной категории Ежова Наталья Владимировна

Консультация для родителей«Закаливание детей в домашних  условиях» Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ по дополнительному образованию: Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....