Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста "Королева наука"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Прыткова Татьяна Александровна

Аннотация

к конспекту образовательной деятельности

 «Спасём планету»

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Конспект образовательной деятельности основан на методе проектной деятельности в рамках образовательного проекта «Планета Земля». Образовательной деятельности способствовала активизации познавательных и творческих способностей детей.

Инновационная направленность отражается в соответствии конспекта требованиям федерального государственного образовательного стандарта, предполагает поддержку детской инициативы и увеличение доли самостоятельной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

5

III.

Список литературы

13

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

       Проблеме эффективности дошкольного образования и, в частности, вопросу организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в педагогической теории и практике, чему свидетельство множество работ и специальных исследований, посвященных данной тематике. Анализу различных аспектов образовательной деятельности посвящены работы педагогов и психологов Г.

Щукиной, П. Пидкасистого, Т.Шамовой, Н. Талызиной, Н. Поддьякова и многих других.

         Актуальность данной темы обусловлена тем, что постоянные изменения в дошкольном образовании, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, новых программ, постоянно требуют от воспитателя новых форм организации образовательного процесса, которые были бы целесообразны и эффективны в современных условиях и были бы интересны детям.

         В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, среди которых имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. С учетом объективных изменений, происходящих в стране, надо признать, что проблема развития нетрадиционных форм образовательной деятельности дошкольников как одной из форм познавательной активности, выдвигается на передний план.

Анализ практики и методических пособий, предназначенных для системы дошкольного образования, показал, что проблема является актуальной, но остается нерешенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

I.                  Организационная информация

Автор работы Прыткова Т.А. воспитатель МАДОУ Д/с №22

г. Бугуруслан

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

11

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие.

Согласно ФГОС ДО

12

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная,  двигательная.

 

II.               Методическая информация

 

1

Тема образовательной деятельности

«В поисках Королевы науки».

 

2

Методы и приемы реализации содержания занятия

Практический - игровой приём

Наглядный – показ.

Наглядно - слуховой - музыкальное сопровождение.

Словесный – напоминание, пояснения, словесные инструкции.

 

3

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

4

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет.

 

5

Цель:

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

 

 

6

Задачи:

61

Образовательные:

- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

 

62

Развивающие:

- Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;

- Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

 

63

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

 

7

Планируемые результаты:

 

71

- формируются навыки исследовательской и экспериментальной деятельности;

- дети интересуются исследованиями;

- дети имеют представления о физических и химических явлениях вокруг нас;

 

72

- дети могут поддержать беседу, четко отвечать на вопросы, высказать свою точку зрения;

 

73

- дети проявляют эмоциональную отзывчивость.

 

8

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Технические средства – ноутбук, проектор, экран, музыкальное сопровождение.  Маршрутные листы, карточки со слогами «НА», «У», «КА». Костюмы для героев. Конструктор ЛЕГО, лимонад, виноград, альбомные листы, молоко, ватные палочки, трубочки для сока, банки с водой, яйцо, краски, моющее средство для посуды.

 

Конспект занятия (образовательной деятельности)

 

I

Вводная часть

 

 

11

 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Здравствуйте, друзья! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. Давайте познакомимся! Я - профессор Пробиркин. А сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

- Вани, Даши и Егорки– покажись! (ручки выше)

- Златы, Влады и Илюши - улыбнись!

- Вадим, Богдан и Миша – поклонись!

- Милана, Амалия и Дима – Ну-ка помяукайте!

- А Артемы и Ульяны – Ну-ка все похрюкайте!

- Про кого я не сказал, и сегодня промолчал,

Как единая семья дружно крикнем громко: «Я»!

Дети заходят в музыкальный зал

12

Мотивация деятельности детей

Теперь и я знаю ваши имена. Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним.

(звонит по телефону)

Пробиркин: Алло! Добрый вечер, королева Наука. Ты где?

Королева Наука: Здравствуй, Пробиркин. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не мог бы ты мне помочь?

 

 

13

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Пробиркин: Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.

- Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны? Давайте отправимся на поиски Королевы Науки.

«Но для того, чтобы найти её, нужно выполнить задания».

Вы готовы?..

 

 

II.

Основная часть:

 

 

21

Актуализация ранее приобретенных знаний

Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!

Игра «Так – не так»

Пробиркин: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Пробиркин все делает наоборот, чтобы запутать детей)

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Пробиркин: Какие молодцы. Придется всех брать на поиски Королевы Науки.   Путь нам предстоит неблизкий, поэтому давайте разомнем наши мышцы. Музыкальная физкультминутка.

 

22

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Пробиркин: Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться в путешествие. Давайте разделимся на три группы. Каждой группе я дам план маршрута, по которому должна была идти Наука. Предлагаю и вам пройти по этому пути, может, встретите ее там.

(Командам раздаются маршрутные листы и они отправляются по маршруту. Время посещения каждой остановки – 10 минут. После выполнения заданий на каждой остановке руководитель дает командам карточку со слогом).

1 остановка «Наука и техника»

Самоделкин. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Самоделкин, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей командой очень любим изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что-нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Мы хотим проверить, умеете ли вы конструировать.

Задание команде: построить из лего-конструктора «Волшебный замок» для Королевы Науки.

Самоделкин. Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь и кое-что оставила для вас.

(ребята получают карточку со слогом НА)

Дети делятся на команды по желанию.

 

 

23

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

2 остановка «Вкусная наука»

Поваренок: Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это наука? Сейчас я вам это докажу.

Опыт 1. «Подводная лодка из винограда».

Материал: 1 стакан лимонада, виноградина.

Поваренок: Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад? Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.

(виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.

Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.

Опыт 2. Секретное письмо.

Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка.

Поваренок: Можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Хотите узнать? В стаканах у вас налито молоко. Возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и напишите что-то или нарисуйте. Молоку нужно дать высохнуть. Теперь прочесть написанное стало невозможным. А теперь нужно прогладить лист утюгом или подержать над лампой. Буквы и рисунок проявятся на бумаге!

Вывод: под действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются.

Задание команде: «Определите емкость с соленой водой».

Материал: 3 непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.

Поваренок: А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.

(соленая вода удерживает предметы на поверхности.Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет)

Поваренок: Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.

(ребята получают карточку со слогом У)

3 остановка «Чудеса на холсте»

Веселый Карандаш: Добрый вечер, ребята. Приветствую вас в моей мастерской. Вы любите рисовать? А чем вы обычно рисуете? Рисование – целая наука. И сейчас я вам это докажу.

«Рисование на молоке».

Веселый Карандаш: Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?

1.Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Веселый Карандаш: Что вы видите на своих картинах?

Вывод: моющее средство соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

2. «Кляксография».

Веселый Карандаш: Ребята, а что вы знаете о воздухе?

- Оказывается, с помощью воздуха можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы феерверк.

Задание команде: Дети должны смешать краски, получить новый цвет воды и придумать, где такую воду можно использовать.

Веселый Карандаш. Молодцы. Перед вами ко мне заглядывала Королева Наука, и оставила для вас вот эту карточку. (ребята получают карточку со слогом КА)

 

 

III.

Заключительная часть

 

31

Анализ и самоанализ деятельности детей

Пробиркин: Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет? А попробуйте собрать слово из карточек, которые вам дали во время пути. Прочитайте его:

НАУКА.

Пробиркин:  Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….

Королева Наука: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я - Королева Наука. Спасибо, что помогли мне добраться до моего друга Пробиркина. Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. Что нового вы узнали? Я считаю, что вы достойны  быть моими помощниками.

Пробиркин:  Приглашаем всех вас, ребята, на сцену.

(дети встают в круг)

Королева Наука: Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!»

Клятва:

Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:

Прилежно учиться

Много трудиться

Вести наблюдения

Делать открытия

Звучит гимн науке

Королева Наука и Пробиркин вручают детям удостоверения

Королева Наука: Дорогие ребята! Вот и стали вы моими помощниками, и я открываю вам путь в мою волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. Но мы с моим другом Пробиркинымвсегда будем рады видеть вас.

Пробиркин: До новых встреч!

 

IV.

Дальнейшая разработка темы

 

41

 

Рисование героев (Пробиркин, Королева Наука, Самоделкин, Поваренок, Веселый Карандаш).

Выполняется в детском саду.

42

 

Дальнейшая экспериментальная деятельность

 

       

 

Длительность ОД:  30 минут.

 

 

Литература

 

1.     Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

2.     СоломенниковаО.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. - М.: МОЗАИК

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_koroleva_nauka_2021.doc45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к конспекту образовательной деятельности

 «Спасём планету»

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Конспект образовательной деятельности основан на методе проектной деятельности в рамках образовательного проекта «Планета Земля». Образовательной деятельности способствовала активизации познавательных и творческих способностей детей.

Инновационная направленность отражается в соответствии конспекта требованиям федерального государственного образовательного стандарта, предполагает поддержку детской инициативы и увеличение доли самостоятельной деятельности.

Степень распространения представленных материалов охватывает подготовительную логопедическую группу ДОУ, воспитателей, родителей.

Материалы представлены Кондрашиной Валентины Сергеевны, воспитателем МАДОУ «Д/с №22», на базовой  (опорной) площадке  по внедрению и реализации ФГОС ДО в Оренбургской области «Проектный метод как метод развивающего обучения» (19.12.2015 г.); муниципальном этапе X Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» в номинации «Дошкольное и дополнительное образование» - 1 место (2015 г.); региональном этапе X Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в номинации «Дошкольное и дополнительное образование» - 1 место (2015 г.); в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», г. Москва – 2 место (2016 г.); на II Окружном фестивале педагогических идей и инноваций в области дошкольного образования в номинации «Мозаика педагогических идей», г. Похвистнево Самарской области – победитель (2016 г.).

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

5

III.

Список литературы

13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

       Проблеме эффективности дошкольного образования и, в частности, вопросу организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в педагогической теории и практике, чему свидетельство множество работ и специальных исследований, посвященных данной тематике. Анализу различных аспектов образовательной деятельности посвящены работы педагогов и психологов Г.

Щукиной, П. Пидкасистого, Т.Шамовой, Н. Талызиной, Н. Поддьякова и многих других.

        Актуальность данной темы обусловлена тем, что постоянные изменения в дошкольном образовании, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, новых программ, постоянно требуют от воспитателя новых форм организации образовательного процесса, которые были бы целесообразны и эффективны в современных условиях и были бы интересны детям.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, среди которых имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. С учетом объективных изменений, происходящих в стране, надо признать, что проблема развития нетрадиционных форм образовательной деятельности дошкольников как одной из форм познавательной активности, выдвигается на передний план.

Анализ практики и методических пособий, предназначенных для системы дошкольного образования, показал, что проблема является актуальной, но остается нерешенной.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Автор работы Прыткова Т.А. воспитатель МАДОУ Д/с №22

г. Бугуруслан

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

11

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие.

Согласно ФГОС ДО

12

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная,  двигательная.

  1. Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«В поисках Королевы науки».

2

Методы и приемы реализации содержания занятия

Практический - игровой приём

Наглядный – показ.

Наглядно - слуховой - музыкальное сопровождение.

Словесный – напоминание, пояснения, словесные инструкции.

3

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

4

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет.

5

Цель:

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

6

Задачи:

61

Образовательные:

- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

62

Развивающие:

- Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;

- Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

63

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

7

Планируемые результаты:

71

- формируются навыки исследовательской и экспериментальной деятельности;

- дети интересуются исследованиями;

- дети имеют представления о физических и химических явлениях вокруг нас;

72

- дети могут поддержать беседу, четко отвечать на вопросы, высказать свою точку зрения;

73

- дети проявляют эмоциональную отзывчивость.

8

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Технические средства – ноутбук, проектор, экран, музыкальное сопровождение.  Маршрутные листы, карточки со слогами «НА», «У», «КА». Костюмы для героев. Конструктор ЛЕГО, лимонад, виноград, альбомные листы, молоко, ватные палочки, трубочки для сока, банки с водой, яйцо, краски, моющее средство для посуды.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I

Вводная часть

11

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Здравствуйте, друзья! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. Давайте познакомимся! Я - профессор Пробиркин. А сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

- Вани, Даши и Егорки– покажись! (ручки выше)

- Златы, Влады и Илюши - улыбнись!

- Вадим, Богдан и Миша – поклонись!

- Милана, Амалия и Дима – Ну-ка помяукайте!

- А Артемы и Ульяны – Ну-ка все похрюкайте!

- Про кого я не сказал, и сегодня промолчал,

Как единая семья дружно крикнем громко: «Я»!

Дети заходят в музыкальный зал

12

Мотивация деятельности детей

Теперь и я знаю ваши имена. Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним.

(звонит по телефону)

Пробиркин: Алло! Добрый вечер, королева Наука. Ты где?

Королева Наука: Здравствуй, Пробиркин. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не мог бы ты мне помочь?

13

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Пробиркин: Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.

- Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны? Давайте отправимся на поиски Королевы Науки.

«Но для того, чтобы найти её, нужно выполнить задания».

Вы готовы?..

II.

Основная часть:

21

Актуализация ранее приобретенных знаний

Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!

Игра «Так – не так»

Пробиркин: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Пробиркин все делает наоборот, чтобы запутать детей)

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Пробиркин: Какие молодцы. Придется всех брать на поиски Королевы Науки.   Путь нам предстоит неблизкий, поэтому давайте разомнем наши мышцы. Музыкальная физкультминутка.

22

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Пробиркин: Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться в путешествие. Давайте разделимся на три группы. Каждой группе я дам план маршрута, по которому должна была идти Наука. Предлагаю и вам пройти по этому пути, может, встретите ее там.

(Командам раздаются маршрутные листы и они отправляются по маршруту. Время посещения каждой остановки – 10 минут. После выполнения заданий на каждой остановке руководитель дает командам карточку со слогом).

1 остановка «Наука и техника»

Самоделкин. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Самоделкин, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей командой очень любим изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что-нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Мы хотим проверить, умеете ли вы конструировать.

Задание команде: построить из лего-конструктора «Волшебный замок» для Королевы Науки.

Самоделкин. Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь и кое-что оставила для вас.

(ребята получают карточку со слогом НА)

Дети делятся на команды по желанию.

23

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

2 остановка «Вкусная наука»

Поваренок: Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это наука? Сейчас я вам это докажу.

Опыт 1. «Подводная лодка из винограда».

Материал: 1 стакан лимонада, виноградина.

Поваренок: Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад? Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.

(виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.

Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.

Опыт 2. Секретное письмо.

Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка.

Поваренок: Можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Хотите узнать? В стаканах у вас налито молоко. Возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и напишите что-то или нарисуйте. Молоку нужно дать высохнуть. Теперь прочесть написанное стало невозможным. А теперь нужно прогладить лист утюгом или подержать над лампой. Буквы и рисунок проявятся на бумаге!

Вывод: под действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются.

Задание команде: «Определите емкость с соленой водой».

Материал: 3 непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.

Поваренок: А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.

(соленая вода удерживает предметы на поверхности.Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет)

Поваренок: Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.

(ребята получают карточку со слогом У)

3 остановка «Чудеса на холсте»

Веселый Карандаш: Добрый вечер, ребята. Приветствую вас в моей мастерской. Вы любите рисовать? А чем вы обычно рисуете? Рисование – целая наука. И сейчас я вам это докажу.

«Рисование на молоке».

Веселый Карандаш: Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?

1.Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Веселый Карандаш: Что вы видите на своих картинах?

Вывод: моющее средство соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

2. «Кляксография».

Веселый Карандаш: Ребята, а что вы знаете о воздухе?

- Оказывается, с помощью воздуха можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы феерверк.

Задание команде: Дети должны смешать краски, получить новый цвет воды и придумать, где такую воду можно использовать.

Веселый Карандаш. Молодцы. Перед вами ко мне заглядывала Королева Наука, и оставила для вас вот эту карточку. (ребята получают карточку со слогом КА)

III.

Заключительная часть

31

Анализ и самоанализ деятельности детей

Пробиркин: Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет? А попробуйте собрать слово из карточек, которые вам дали во время пути. Прочитайте его:

НАУКА.

Пробиркин:  Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….

Королева Наука: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я - Королева Наука. Спасибо, что помогли мне добраться до моего друга Пробиркина. Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. Что нового вы узнали? Я считаю, что вы достойны  быть моими помощниками.

Пробиркин:  Приглашаем всех вас, ребята, на сцену.

(дети встают в круг)

Королева Наука: Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!»

Клятва:

Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:

Прилежно учиться

Много трудиться

Вести наблюдения

Делать открытия

Звучит гимн науке

Королева Наука и Пробиркин вручают детям удостоверения

Королева Наука: Дорогие ребята! Вот и стали вы моими помощниками, и я открываю вам путь в мою волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. Но мы с моим другом Пробиркинымвсегда будем рады видеть вас.

Пробиркин: До новых встреч!

IV.

Дальнейшая разработка темы

41

Рисование героев (Пробиркин, Королева Наука, Самоделкин, Поваренок, Веселый Карандаш).

Выполняется в детском саду.

42

Дальнейшая экспериментальная деятельность

Длительность ОД:  30 минут.

Литература

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  2. СоломенниковаО.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

МАДОУ «Д/с №22», г. Бугуруслан, Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему «Ярмарка»

Закрепить представления о ярмарке, как о части жизненного уклада на Руси....

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»...

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Правила поведения на дороге»

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Правила поведения на дороге»...

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Путешествие к Байкалу».

с ж       Знакомство с животным миром Байкала, дать некоторые исторические знания о Байкале, рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения....

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста в форме квест-игры «Если добрый ты»

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста в форме квест-игры «Если добрый ты»Квест – игра«Если добрый ты…»Пояснительная запискаАктуальность: Самая бо...

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет «Фартук для дымковской куклы»

Цель: Развивать нравственно-патриотические качества у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельностиУчить рисовать узор для юбки дымковской куклы из полосок...