программа кружка по ручному труду" Пластилиновая ворона"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Касьянова Лариса Анатольевна

Данная развивающая программа дополнительного образования «Пластилиновая ворона» является авторской программой художественно-эстетической направленности для детей средней группы, созданной на основе методических пособий. И разработана в соответствии  с введением ФГОС ДО.

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_1.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования Кореновский район

 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №38

муниципального образования Кореновский район

Принята на заседании                         Утверждаю:

педагогического совета               И.о  Заведующего МДОБУ детский сад № 38

от «27» август  2021 г.                               __________________О.В. Аракелова                  

Протокол №  1                                         Приказ №        от     2021 г.

                                                     

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

 «Ручной труд. Пластилиновая ворона»

Для детей  4-5 лет

 

                           Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год(72часа )

Возрастная категория: 4 - 5 лет

Вид программы: модифицированная

                                               

Автор –  составитель:

 Касьянова Лариса Анатольевна

                воспитатель

                                                                г.Кореновск

                                                       ВВЕДЕНИЕ

  Пояснительная записка.

        Данная развивающая программа дополнительного образования «Пластилиновая ворона» является авторской программой художественно-эстетической направленности для детей средней группы, созданной на основе методических пособий. И разработана в соответствии  с введением ФГОС ДО.

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

    Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его  можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

   Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования.

    Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, мелкую моторику.

Программа содержит два блока, это работа из бросового материала и работа с природным материалом.

Программа рассчитана на один год ( 1 год)

 На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход ,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков , эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.  Руководствуясь личностно- ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка , мы на занятиях  предусматривает решение следующих задач:

1.     Создание  развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной программы.

2.     Побуждение детей к художественному творчеству путём  постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.

     3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

     4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и  ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

       5. Вариативность творческих способностей.

Программа по художественному и ручному труду направлена на развитие творческого потенциала дошкольников и воспитание у детей интереса к разным видам художественной деятельности, стремление участвовать в конкурсах и фестивалях детского творчества.

Данная программа ориентирована на среднюю группу, является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Для закрепления знаний в каждом занятии используется дидактическая игра или упражнение.
Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть немного волшебниками.
Новизна не только в том, чтобы научить детей создавать что-то новое, но и находить применение создаваемым поделкам. Занятия спланированы так, что большая часть — поделок- это нужные в быту предметы и находят применение в игре, на занятиях, служат украшением.

 

  Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования:   объём, содержание, планируемые результаты».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.


Актуальность программы и в том, что развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Педагогическая целесообразность

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель и задачи программы
Цель программы. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Способствовать развитию у детей устойчивого интереса к художественному и ручному труду.

Задачи программы

1. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях дополнительного образования «Пластилиновая ворона» 
2. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
3. Развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Учить детей анализировать образы поделок.
8. Развивать целеустремлённость в работе.
9. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
10. Изготовлять с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
11. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
12. Проявлять творчество, инновационные решения в работе. 
Отличительной особенностью программы является то, что время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, для игры и т.д. Отличительная особенность также в том, что появляются новые возможности и используются более разнообразные материалы для творчества - солёное ,нитки, крашеная манка, поделки из круп, природный материал, губок, ниток, фольги,  и так далее.

Личностные

1.Воспитание трудоспособности, ответственности, целеустремленности в достижении

2.Организация взаимоотношений со сверстниками.

3.Формирование ответственного и бережного отношения к труду.

4.Обогащение  духовного мира ребенка .

Метапредметные

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
  2.  Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  3.  Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Принципы построения педагогического процесса
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов. 
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.

Адресат программы: учащиеся среднего дошкольного возраста 4-5 лет мальчики и девочки без предварительной подготовки, не зависимо от способностей и уровня общего развития. Группы формируются из  одновозрастных учащихся не менее 12 человек в группе.

   Психологические особенности учащихся: дошкольный возраст 4-5 лет психологи и физиологи характеризуют, как период неравномерного и волнообразного развития.

Уровень программы, объём и сроки реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая ворона» имеет ознакомительный уровень и создает возможность активного погружения учащихся в предмет . Происходит изучение простейших элементов  . По итогам ознакомительного уровня проводится итоговая диагностика в форме опроса и практических заданий.

Срок обучения по программе – 1 год

Продолжительность образовательного процесса - 72 часа.

Форма обучения: при реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пластилиновая ворона» применяется очная форма обучения, занятия имеют практический характер.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.

                                      УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

                                                 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Все

го

Теория

Прак-

тика

1.

Лепка ( пластилин )

  10

     1

   

   

       9

   

Опрос, практическое задание

2.

Лепка и рисование на тесте

   4

     1

     

       3

   

 Практическое задание

3.

3.1

3.2

Рисование

Рисование пальчиками

Рисование (экспериментирование

4

   2

   8

1

     1

     

     1

3

       1

     

       7

Практическое задание

4.

Аппликация

   10

     1

9

Практическое задание

5.

Лепка рельефная

5

1

     

4

   

Практическое задание

6.

Аппликация  с элементами  рисования

4

1

     

3

Игры на ритмический рисунок, воображение и фантазию

7

Поделки из природного материала

10

1

9

8

Поделки из бросового материала

10

1

9

9

Конструирование из бумаги ( оригами)

5

1

4

Итого

72

    11

61

   

                          Содержание учебного плана. 

1.     Создание  развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной программы.

2.     Побуждение детей к художественному творчеству путём  постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное

решение.

 3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

 4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и  ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

  5. Вариативность творческих способностей.

Используемые  материалы:

- Пластилин

- Коктейльные трубочки

- Сухие листья

- шишки, жёлуди.

- Ватные диски.

-Ватные палочки

- Вата

- Скорлупа яиц

- Пена для бритья

- Мыльные пузыри

-Клей, краски

-Пластиковые тарелки.

-Свеча

-Цветная бумага, картон.

 Инструменты и приспособления:

- Ножницы,

 - Карандаш

- Линейка

- Набор стеков и доска для лепки

- Клеёнка для  аппликации

- Кисточки для клея и красок.

  Задачи  работы руководителей кружка «Пластилиновая ворона» по взаимодействию с родителями :

∙ Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

∙ Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей ;

∙ Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

∙ Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;

∙ Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия  руководителей кружка «Пластилиновая ворона» с родителями :

∙ Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .

∙ Индивидуальный подход.

∙ Сотрудничество ,а не настойчивость.

∙ Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).

∙ Динамичность.

Занятия проводятся в первую половину дня, два раз в неделю. Время занятий соответствует возрастной группе —  25 минут

Фора подведения итогов реализации программы

Эффективность  программы определяется посредством сравнительного анализа достигнутых и ожидаемых результатов.

Используемые методики сбора информации:

-Специально организованное наблюдение.

-Диагностирование первичное ,заключительное.

Полученные итоги реализации программы позволят выделить уровни эффективности проведенной развевающей работы с детьми:

    - Низкий уровень : не проявляет интерес и желание работать, не владеет ручными навыками и умениями;

    -Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет ручными навыками и умениями.

   -Высокий уровень : испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания , владеет ручными навыками и умениями , проявляет самостоятельность , инициативу и творчество.

Диагностическая методика.

 Для диагностики по  кружковой работе использую научно-методическое пособие «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности (методические основы). Под редакцией О.А. Сафоновой, Н. Новгород 1995г.

У детей старшего дошкольного возраста развивается самостоятельная конструктивная деятельность. Основными показателями такой деятельности являются следующие умения:

  • создавать замысел (образ будущей постройки);
  • определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы конструирования);
  • намечать последовательность практических действий, приводящих к реализации задуманного;
  • отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом;
  • положительное отношение к процессу деятельности и к ее результату.
  • Результаты диагностики можно увидеть по динамике предпосылок учебной деятельности.

Ожидаемые результаты.

К концу 1 года обучения дети могут:

Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;

Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;

Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;

Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;

Усваивают способы практической работы с различными материалами;

Развивают мелкую моторику рук;        

Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.

https://lh5.googleusercontent.com/olE34krPtUHaynYnrFsMtTIDnHFcBd9oXmI86X-Mtw3VM7JSaKTvuPkr3rhGtQN6KsGRTovMf91gpq5Y30O8wlv_O6t2wPHZ6nQsK9V27kGlyezP8IgwOccTqdCgYthaMWnVumcgfc15uej27g

Используемая литература:

 И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.

 М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007.

 Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.

  Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.

 Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г.

https://lh6.googleusercontent.com/ySALv-zC17yDk_k129SzEK2NqmUV5I-DrhbP3LgcyWthj-f7CMFrEst9Sf5J0e-uoMSmCRfgrVfoMbFJmia4RZDDdjY4LRfN1u95HgV0vd35IoOhZC4teFmq-mEq3lk2-pKYTUorsJWTx_C4Zg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по ручному труду " Волшебный мир оригами"

Цель программы - Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами....

Программа кружка по ручному труду с нетрадиционными материалами "Умелые ручки".

Программа кружка "Умелые ручки" расчитана на работу с детьми 4-7 лет. Работа производится с нетрадиционными материалами, что способствует творческому развитию детей....

Рабочая программа кружка по ручному труду "Умелые ручки"

·         Программа кружка по ручному труду ориентирована на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала детей, воображения, фа...

Программа кружка по ручному труду в средней группе.

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.        …Тема кружковой работы является актуальной,...

программа кружка по ручному труду

quot;Творческая мастерская"...

Программа кружка по ручному труду "Бумажное кружево"

Программа кружка по ручному труду "Бумажное кружево"...

Рабочая программа кружка по ручному труду "Затейники" в старшей группе

Программа для старшей группы, включающая занятия по квиллингу, лепке, мыловарению...