Программа кружка
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Клесова Мария Павловна

Программа дополнительного образовательного кружка «Увлекательное конструирование» по обучению конструированию составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_uvlekatelnoe_konstruirovanie_2021-2022.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

работы кружка «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ»

в группе № 7комбинированной направленности

для воспитанников от 5 до 6 лет

на 2021-2022 учебный год

                                                                     

                                             Воспитатели:            

                                             Клесова М.П.

                                               Мазурова А.А.

Курск 2021

Актуальность

Программа дополнительного образовательного кружка «Увлекательное конструирование» по обучению конструированию составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО.

 Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, поскольку это -  практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Наблюдая за детьми во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности  было выявлено, что развитие сенсорных и мыслительных способностей детей находятся на низком и среднем уровне. Возникла необходимость правильнойи контролируемой организованной деятельности детей для приобретения ими:

1. Конструктивно-технических умений:сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты, корабли, машины и пр.;делать из бумаги различные объемные поделки для игр и подарков.

2. Обобщенные умения:целенаправленно рассматривать предметы,сравнивать их между собой и расчленять на части,видеть в них общее и различное,находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,делать умозаключения и обобщения.

Программа «Юный конструктор» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Работа кружка рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы кружка у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер.

Цель

Развитие конструкторских и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструкторов разного направления и материала.

Задачи

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к конструкторской деятельности.
  • Развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах конструкторов.
  • Знакомить детей с различными видами конструкторов, многообразием материалов, из которых они изготовлены, и приёмами работы с ними.
  •  Закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию, доброе отношение к сверстникам; желание выполнять работу в паре или группе, договариваясь о взаимодействии.

 Принципы, лежащие в основе программы:

  • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка).
  • Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, чертежей и схем, готовых работ).
  • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Форма проведения занятий

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Коллективная.

  Методы и приемы обучения

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1.
Словесный: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. 
2.
Наглядный: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий). Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненная взрослым конструкторская модель). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. 
3. 
Практический: (изготовление поделки, модели; конструктивная деятельность в присутствии детей и пояснения вслух).

Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Ожидаемые результаты:

К концу года обучения дети могут:

  1. Сравнивать конструкторы, выделяя их особенности при достижении цели.
  2. Выполнять моделирование по памяти; использовать различные конструкторы для создания объектов.
  3. Комментировать свою творческую работу.
  4. Уметь замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы.
  5. Усвоить способы практической работы с различными материалами, развивая мелкую моторику рук, познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству модели.

Содержание программы кружка:

Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:

  • «Работа с конструктором ТИКО»
  • « Работа с конструктором ЛЕГО»
  • « Работа с деревянными конструкторами»

В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов конструкторской деятельности.

Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Физическое развитие:физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

Объем нагрузки занятий для детей 5 – 6 лет

Части занятия

Цель

Формы работы

Время

11

Психологический настрой

-создание атмосферы психологической безопасности:

-эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

-сюрпризный момент

-игровые ситуации

-психогимнастика

-психологические этюды

1 мин

22

Вводно-организационная часть

-организация направленного внимания

-беседа

-игровые упражнения

1 мин

33

Мотивационная часть

-создание проблемной ситуации;

-вовлечение в совместную деятельность

-беседа

-создание проблемной ситуации

-сюрпризный момент

-игровые ситуации

3-5 мин

Методическое обеспечение программы.

Демонстрационный материал: наглядные пособия, иллюстрации,фотографии, образцы работ, художественная литература.

Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, кассеты и диски с записями последовательности выполнения работы, познавательной информацией.

 

Сроки реализации программы

Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся по подгруппам с детьми 5-6 лет во вторую половину дня, 2 раза в неделю (вторник,среда) с октября по май. Количество занятий за 2021-2022 год – 61. Время занятий 25 минут.

Работа с родителями

  • Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;
  • Консультация «Роль конструирования в развитии творческих способностей детей»;
  • Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
  • Индивидуальное консультирование родителей;
  • Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;
  • Создание презентации детских работ

Список литературы:

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
  2. Фешина Е.В.  Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.
  3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
  4. ПРОГРАММА "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 
  5. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
  6. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
  7. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
  8. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
  9. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
  10. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
  11. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
  12. Соцсеть «Педагоги.Онлайн» - профиль «ТИКО-конструирование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...