Проект познавательно-творческий "Мастер Умелкин"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Нестерова Татьяна Валерьевна

        Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poznavatelno.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект познавательно-творческий (долгосрочный)

«Мастер Умелкин»        
(Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность с природным и бросовым материалом)


Пояснительная записка

                 Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры. Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это - пластиковые бутылки, пробки, футляры, коробки, пуговицы, бусы и т. д. Мы взрослые стараемся побыстрее избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей. Уже использованный предмет-бутылку не выбрасывается, а превращается в полезную вещь или поделку. Задача взрослого, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы. От поделки до произведения искусства один шаг.         
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов.         
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.        
Актуальность проекта:        
Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей.        
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Любая работа с природным и бросовым материалом: поделки из шишек, орехов или листьев, губок для посуды или пластиковых ложек – не только увлекательна, но и познавательна. Это даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Объект проекта: Детская творческая деятельность через использование природного и бросового материала.         
Предмет проекта: Совокупность методов и приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе изготовления поделок из природного и бросового материала.
Цель проекта:        
Развитие творческой инициативности и самостоятельности у детей в процессе создания поделок из различных материалов.
Задачи проекта:        
- разработать перспективный план на 1 год;        
- провести цикл занятий и мероприятий по теме;        
- ознакомить детей с безопасным применением использованием инструментов;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей выставку;
- систематизировать материал по теме «Конструирование из природного и бросового материала».        
- Формировать интерес к работе с природным, и бросовым материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
- Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.         
- Оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете ДОО.
Время выполнения: 12 месяцев        
тип проекта: познавательно – творческий        
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.        
Необходимые материалы: Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, шишки, листья, палочки, клей, ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, бумага, клей, ножницы, поролон, ножницы, шнурки, маркеры, цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, бутылочки Кожа, ножницы, нитки, бусинки, бумага, клей, губки для мытья посуды, ватные диски,
Предполагаемый продукт проекта:                                        
выставка творческих работ детей;        
презентация по теме проекта;        
разработанные рекомендации для педагогов с критериями качества освоения ребенком конструктивно – модельной деятельности        
разработанные рекомендации для родителей.         
Педагогический мониторинг детей по конструктивно – модельной деятельности.
Список литературы:         
1. Андреева Р. П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г. ;        
2. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”,         Педагогическое общество России, М: 2002г. ;        
3. Гомозова Ю. Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”,         Ярославль, 1999 г. ;        
4. Гульянц З. К., Базик И. Л. “Что можно сделать из природного материала,         М: “Просвещение”, 1991 г. ;        
5. Гершензон М. А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;
6. Гульянц З. К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г. ;
7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)        
8. Демина И. П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г. ;        
9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг. ;
11. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;        
12. Корчинова О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с        .
13. Куцакова Л. В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г. ;                        
14. Литвиненко В. М., Аксенов М. В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г. ;        
15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;
16. Машинистов В. Г., Романина В. И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г. ;        
17. Нагибина М. И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”) .        
18.. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;
19“Субботник” - субботняя телепередача;        
Содержание проекта:        
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей        .
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Принципы построения педагогического процесса.         
1. От простого к сложному.        
2. Системность работ.         
3. Индивидуального подхода.        
Методы и приемы обучения.         
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь) .        
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок) .        
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) .        
Работа с педагогами:        
Проведение мастер-класса «Из ненужного – полезное! »        
Работа с родителями:        
1. Анкетирование родителей «Совместный труд детей и родителей».        
2. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.         
3. Консультации для родителей:        
• «Осенняя мастерская»        
• «Поделки из натуральных материалов»        
• «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом».
• «Как развить творческие способности у детей»        
• «О пользе ручного труда для детей»        
• «Тайные дары природы, или что дает и как развивает ребенка общение с природным материалом»        
• «Художественный труд – это интересно! »,         
• серия памяток для родителей: «Занимательные прогулки в природу», «Сбор и подготовка материала», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки в интерьере»
4. Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.
5. Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Природа и мы»
Ожидаемый результат.         
1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как: Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей. Знакомство с различными материалами и их свойствами.
5. Освоение навыков работы с ножницами и клеем.         
6. Развитие мелкой моторики        
Этапы реализации проекта:        
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
- Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта, перспективное планирование творческой деятельности по использованию природного материала.        
- Создание и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов. Оборудование в группе.         
Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта,
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;        
– ознакомление детей с природным и бросовым материалом;        
– проведение бесед;        
работа с родителя проведение занятий;        
проведение мероприятия;        
создание презентации. - Выставка семейных и детских творческих работ.
- Фоторепортаж из жизни группы «Мы делаем сами».
- Мультимедийная презентация «Природные дары для поделок и игры»
– анализ результатов проекта.        
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон

Октябрь(природный материал)

Звери
Птицы
Рыбы

Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает) ; познакомить с инструментами (шило, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить

Шишки, листья, палочки, клей

Ноябрь (ткань)

Создание коллекции “Ткани” Преобрази кусочек ткани 1.

Познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется) ; научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность

Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка

Декабрь (бумага)

Снежинки
Цепочки
Елочки

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом) ; научить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Бумага, клей, ножницы

Январь
(поролон, шишки)

Снежки
Гусеница, медведи,
человечки.

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится, бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда

Поролон, ножницы, шнурки, маркеры,
шишки,
пластилин

Февраль (бросовый материал)

Мебель для кукол
поделка (Танк) “Поздравляем папу”

Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, губки для мытья
посуды.

Март

Букет в подарок маме

Познакомить детей с новым материалом и его свойствами (сшивается, склеивается, тянется, гладится, красится, плохо мнется, рвется, стрижется) ; развивать интерес к работе с ватными дисками, радоваться полученному результату

Ватные диски, ножницы, бусинки

Апрель(бросовый материал)

Карандашницы в уголок рисования

Продолжить знакомство с деревом и его свойствами (пилится, ломается, красится, строгается, не тонет, теряет форму, трескается) ; научить правильному пользованию инструментами и безопасности при работе с ними; воспитывать умение доводить начатое дело до конца


Втулки, бумага, клей, коробочки от сока, яиц.

Май

Выставка работ



Критерии качества освоения ребенком конструктивно модельной деятельности.
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
1.Владеет приемами работы с различными материалами.
2.Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
3.Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
4. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
5. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
6.Выполняет работу по замыслу.        
7. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.         
8. Показывает уровень воображения и фантазии.        
Педагогический мониторинг детей по конструктивно модельной деятельности. 

№ п/п

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Природный, бросовый, бумага, ткань, дерево, кожа, поролон – небольшие фрагменты

Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств

2

Овладение приемами работы с материалами

Клей, ножницы, степлер, палочки

Владеет приемами (режет, склеивает)


Владеет 3 приемами

3

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее

Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно


Пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий в Мастерской Умелкина

Представлено перспективное планирование занятий по работе с деревом...

Дополнительная образовательная программа "Мастер Умелкин"

Авторская дополнительная образовательная программа "Мастер Умелкин". Направленность - конструирование из бросового материала, для развития творческих способностей, воображения, самостоятельности, иниц...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...