Родительское собрание с элементами игрового тренинга в средней группе ДОУ. «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей»
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Ермолаева Марина Михайловна

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание с элементами игрового тренинга

в средней группе ДОУ.

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей»

Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Задачи:

Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.

Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по

развитию мелкой моторики рук.

Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Подготовительная работа:

- Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

- Изготовление приглашений на собрание для родителей.

- Организация выставки развивающих игр.

Участники: родители, воспитатель.

Форма проведения: собрание – практикум.

Ход собрания

I. Организационная часть.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание! Тема нашего собрания-практикума посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

II. Основная часть

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра. Мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

- влияем на речевое развитие ребёнка;

- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно

развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой – голова).

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, используются различные виды инсценирования. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». (Показ пальчиковых театров)

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

Также детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.

(Сказка в технике оригами).

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой

форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.

Сегодняшнюю нашу встречу я предлагаю вам провести в форме игрового тренинга.

ТРЕНИНИГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

На столах перед каждым родителем разложен материал для игровых упражнений.

1) «Повтори»

Воспитатель предлагает родителям повторить рапорт движений.

По краю стола разложены: желтые (левые) и красные(правые) ладошки, синий кружок и зеленый прямоугольник.

Воспитатель предлагает пройти вокруг стола выполняя движения. Ладошка прикладываем соответствующую руку, круг кулак, прямоугольник, ребро ладони. Кинезиологическое упражнение на развитие межполушарных связей.

2) «Спрячь платочек»

Воспитатель предлагает родителям взять платочек за один уголок правой рукой (потом левой, затем двумя руками одновременно) и собрать его в кулак, не помогая другой рукой.

3) «Котёнок шалунишка»

Воспитатель предлагает родителям взять бельевую прищепку и надевать её поочерёдно на пальчики, сначала одной руки, потом другой руки под стихотворный текст.

Кусается больно котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе – «Кыш!»

4) Игра с бумагой.

Воспитатель предлагает родителям взять лист бумаги и скомкать его в комок, как можно крепче. Затем расправить и разгладить лист. Играя дома с ребёнком, Вы можете предложить ему игры с этими комочками «Меткий стрелок» или «Попади в корзинку».

5) «Пальчиковый театр»

Воспитатель предлагает родителям показать с помощью пальцев – зайчика, козу. Сначала выполняют упражнение одной рукой, затем другой рукой, потом двумя руками. Усложняем упражнение, показывая разноимённо козу и зайчика двумя руками, меняя попеременно изображения.

Далее воспитатель предлагает родителям назвать, те предметы, которые они используют дома в играх с ребёнком, и обобщая ответы родителей, рассказывает о других играх, которые можно использовать дома для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • игры с прищепками,
  • игры со счётными палочками,
  • игры с пуговицами,
  • игры с водой и пипеткой,
  • игры с пинцетом, крупой и бусинками.

«Пальчиковый сухой бассейн с крупами» (манка, рис, фасоль, греча, горох).

Сначала предлагаем ребёнку всё поочерёдно ощупать, купаете ручки, и постараться запомнить эти ощущения. Затем завязываете ребёнку глаза и даёте ему одну из ёмкостей с крупой пощупать. Ребёнок угадывает, что это за крупа.

6)«Едем на лыжах» Предлагаем «обуть» на указательный и средний пальцы пробочки и скользить по столу сначала одной рукой, затем другой рукой. Пробуем скользить сразу двумя руками одновременно.

7) «Разноцветные резиночки» (делаем узоры на пальчиках с помощью разноцветных резиночек по картам образцам),

8) «Коврики» (застёгиваем пуговицы и завязываем узелки).

III. Заключительная часть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Помимо игровых развивающих упражнений я рекомендую в совокупности с ними использовать самомассаж кистей рук.

Игровой пальчиковый самомассаж — это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,

расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • лёгкое надавливание,
  • пощипывание,
  • похлопывание,
  • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
  • Используются упражнения:
  • катание одного грецкого ореха, шишки или шарика,
  • катание ребристого карандаша,
  • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
  • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Вытягивание каждого пальца с легким надавливание

Легкое растирание каждого пальца (без скручивания) — надеваем колечко

различная пальчиковая гимнастика

растирание ладоней

хлопки в ладоши

Песочный – с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок. как природный материал даёт заряд положительной энергией

Мыльный – руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями по густой мыльной пене. Осуществляется во время умывания, как жёсткой мочалкой, так и без неё.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке.

НОРМЫ

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям:

стучит предметом о предмет,

берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.

Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.

По аналогии строит мостик из 3 кубиков.

Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.

Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30.

Перерисовывает крестик, круг, квадрат.

Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 3-4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей"

Данная презентация показывает практическую работу по развитию мелкой моторики рук....

Статья на тему "Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей раннего возраста"

Ранний возраст является уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в нас...

Консультация для родителей на тему: «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончике его пальцев…» В. Сухомлинский.Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по ...