Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушением зрения-доклад
материал

Смолякова Елена Владимировна

Доклад -Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_3.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушением зрения

С каждым годом увеличивается число детей с нарушениями зрения. Значительному снижению зрения могут способствовать врожденные заболевания, а также приобретенные в процессе жизни ребенка. К ним относятся аномалии рефракции, такие как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм (нарушение сферичности глаза), амблиопия, косоглазие, анизометропия (оптическое разноглазие), фория (нарушение бинокулярного зрения) и т. д.

Большинство глазных болезней вызывается перенапряжением. Перенапряженное состояние мышц глаз препятствует циркуляции крови в глазах и, следовательно, их питанию.

Заболевания зрительного анализатора отрицательно влияют на общее развитие ребенка, вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности, способствуют возникновению и более тяжелому течению соматических заболеваний, отражаются на психоэмоциональном состоянии.

Дети, страдающие нарушениями зрения, как правило, неэмоциональны, с застывшим выражением лица, вялой, бледной мимикой, невыразительной, монотонной речью, у значительной части наблюдаются тяжелые нарушения речи (общие недоразвития речи, дизартрия).

Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических и двигательных процессов ребенка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и организации в пространстве. Снижение двигательной активности ребенка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника (лордозы, сколиозы). Нарушения зрения приводят к отклонениям в формировании чувства ритма, основанном на взаимодействии зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятий.

Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка (мировоззрению, убеждениям, чертам характера, темпераменту).

У специалистов нет сомнений, что одной из причин распространения расстройств зрения у детей является влияние среды – в первую очередь, неправильный образ жизни, психоэмоциональное напряжение. В течение первых двенадцати лет жизни ребенка, когда идет интенсивное развитие его органов зрения, глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов: травмы, инфекции, неблагоприятная экология, повышенные нагрузки (особенно зрительные), нарушения гигиенических требований к обеспечению учебного процесса, недостаточная двигательная активность (гиподинамия), которая выступает важнейшей составляющей здоровья.

Зрение находится в тесной взаимосвязи с вегетативной нервной системой, оказывающей свое влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Поэтому реализация резервных возможностей организма аномального ребенка может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме.

В связи с перечисленными проблемами возникает ряд вопросов: как сохранить «зеркало души» здоровым, как можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять влиянию внешней среды? Как научить пользоваться нарушенным зрительным восприятием, что можно сделать, чтобы улучшить состояние зрительных функций? Какие условия необходимо создать, чтобы обеспечить «нивелирование» трудностей в овладении основными видами деятельности детьми с нарушениями зрительного восприятия?

Особая ответственность ложится на педагогов и родителей в соблюдении режима охраны зрения. Дошкольный возраст считается благоприятным для восстановления нарушенных зрительных функций

Главное в этом – использование современных здоровьесберегающих технологий, методов и приемов работы с детьми, имеющими нарушения зрения, создание необходимых зрительных и эмоциональных условий. Очень важно также не только компенсировать нарушения зрительных функций и развить их до возможного оптимального уровня, но и прочно закрепить сформированные умения и навыки зрительного восприятия. Необходимо показать важность общего укрепления организма, сведения до минимума занятий на компьютере, ограничения зрительной работы на близком расстоянии, применение специального лечения.

Здоровьесберегающие  технологии очень важны для детей с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае, для детей с нарушениями зрения), т.к. это, как правило, дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных, психофизиологических и зрительных особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, зрительные, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные и хороводные игры, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики, специальная наглядность, использование оптических средств коррекции, электронных образовательных ресурсов и их адаптация для детей данной группы. Постепенно включая в каждое занятие, в различные виды деятельности педагог создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми более эффективно. Все виды выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка с различными зрительными нарушениями.

1 января 2014 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности – ООП), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

В стандарте представлены направления, на которые нацелены решения следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Одной из главных задач нашего ДОУ – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей. Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми с патологией зрения. Основная цель и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребёнка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

В настоящее время в ДОУ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья  ( ритмопластика, динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, гимнастика: пальчиковая, артикуляционная, зрительная, дыхательная, бодрящая, корригирующая);

Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, коммуникативные игры, занятия из серии «здоровье», самомассаж, точечный массаж, утренняя гимнастика);

Технологии коррекционные (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика).

Здоровьесберегающие компоненты:

1. Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного.

Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.

2. Схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию.

На стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу-вверх, сверху вниз, при этом можно использовать лазерную указку.

3. Метка на стекле (по Аветисову)

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости.

4. Пальминг

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз-таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок.

5. Развитие общей моторики.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.

6. Су - Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д.

Использование здоровьесберегающих технологий  на различных занятиях и в разных видах деятельности  способствует повышению остроты зрения, развитию глазодвигательных функций и бинокулярному зрению. Совершеннее становится общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений. Нормализуется речевое дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, повышается речевая и познавательная активность детей. Улучшается психоэмоциональное самочувствие, соматические показатели здоровья дошкольников также улучшаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».

Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

  Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния, кот...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни....

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий и коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста."

Актуальность:Внедрение здоровье сберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения,повышает познавательную активность и самое главное,улучшает снижение заболеваемости,...