Консультация "Организация работы по ручному труду"
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Подрешетникова Светлана Михайловна

У дошкольников 5-6 лет возрастает интерес к конструктивной деятельности, когда ребенок стремиться научиться тем или иным способам ручного труда, экспериментирует, запоминает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ruchnoy_trud.docx89.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.https://podarokmos.ru/wp-content/uploads/a/0/e/a0e1b16b9eee0c91aabaf77946b7da18.jpeg

«Организация работы по ручному труду».

У дошкольников 5-6 лет возрастает интерес к конструктивной деятельности, она становится более содержательной, усложняются взаимоотношения детей друг с другом, со взрослыми. Ребенок приобретает способность не только понимать задачу, поставленную перед ним, но и самостоятельно ее реализовать. То есть образуются простейшие элементы учебной деятельности. Если в предыдущей группе у детей только намечалось стремление научиться, в данном возрасте возникает осознанная способность к произвольному запоминанию. Это выражается в возрастании интереса к конструктивной деятельности, когда ребенок стремиться научиться тем или иным способам ручного труда, экспериментирует, запоминает.

Совершенствуются умения работать с бумагой, картоном (лист сгибается не только пополам, но и в разных направлениях; фигуры создаются не только плоские, но и объемные; вводится работа с готовой выкройкой). Начинается целенаправленное обучение (на занятиях) работе с природным материалом, по изготовлению поделок из различных использованных материалов (катушек, проволоки в оболочке, пустых коробок, поролона, пенопласта).

Методы и приемы работы с детьми несколько изменяются. Воспитатели стараются реже давать образец постройки или поделки, а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто используют фотографии, рисунки; предлагают преобразовать образец по условиям, по теме, по замыслу.

Таким образом дети чаще придумывают свой вариант поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения; при этом основные становятся словесные методы обучения; описание, напоминание, краткая беседа и др.

Дети учатся анализировать поделку, рассказывать о ней, не дожидаясь напоминаний и вопросов воспитателя. Для этого на первых порах им предлагают опорные схемы, помогающие последовательно строить свой рассказ.

Работа с природными материалами.

Во время наблюдений, прогулок, экскурсий дети учатся собирать различный природный материал: шишки, семена, жёлуди, каштаны, причудливые веточки и корешки, листья, мох и др. приучают собирать его так, чтобы не нанести ущерб: береста снимается с поваленных деревьев, веточки подбираются сухие, листья, семена опавшие.

Декоративные травы собирают в конце лета и осенью, когда они приобретут золотистый цвет и окрепнут. Срезанные растения подвешивают пучками за стебли (веточками вниз) и высушивают в дали от отопления и яркого света.

В композициях из природного материала особенно красиво смотрятся гипсофила, кермик, горец, лук декоративный, бессмертник, декоративный лён, туя, зонты борщевика, ковыль, мелкие камыши, веточки ели, сосны, кипариса, можжевельника, лиственницы, липы, березы. Из этих растений так же составляют зимние букеты.

При использовании поделок используют самый разнообразный природный материал. Например, туловище человека или зверюшки можно сделать из шишек разного размера, формы и вида ( сосновые, еловые, кедровые) из желудей, каштанов, скорлупы, орехов, различных косточек.

Длоя изготовления головы подойдет скорлупа орехов, маковые головки, жёлуди, недозревшие лесные орехи. Волосы можно сделать из пуха, чертополоха, мочала, спитого чая. Выразительные глаза получаются из семян укропа, щавеля, гороха. Руки и ноги человечков могут быть сделаны из веточек от деревьев и кустарников, корневищ редиса и др.

Для деталей одежды подойдет береста, листья, засушенные цветы, лепестки (тюльпанов, мальвы), солома, спитой чай (высушить и обклеить поделку), шелуха лука, чеснока, чешуя от шишек. Смешная обувь получается из шляпок желудей, мелких сосновых шишек, семян тыквы, арбуза, подсолнуха, ракушек, шелухи земляного ореха. Для оформления поделок можно использовать перья птиц ( их необходимо вымыть, ошпарить, высушить, затем положить в целлофановый мешок, наполнить воздухом и ударить о край стола – они распушаться).

Основаниями, на которые устанавливаются поделки, могут быть: древесные грибы (их кипятят и высушивают), высушенные апельсиновые корочки (гнезда), спилы различных пород деревьев, древесная кора, корневища, веточки замысловатой формы. Основание украшают разноцветным мхом, который высушивают и хранят в темном месте, чтобы он не терял своего цвета, а также веточками, засушенными растениями.

Нельзя использовать материал, который может нанести ребенку травму, угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).

Поделки из природного материала не рекомендуется окрашивать (он и так достаточно красив), сочетать в работе с ним другие виды материалов (пластилин, ткани, бумагу, проволоку и т.д).

Для работы с природным материалом каждому ребенку необходимо иметь дощечку, стеку, ножницы. Воспитателю пригодится перочинный нож, шило, ручная дрель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по ручному труду

Методика проведения занятия в кружке "Волшебная иголочка" с детьми старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование работы по ручному труду с детьми старшей группы

Данное планирование расчитано на 4 занятия в месяц (1 занятие в неделю). Приведены названия работ, цели и задачи, материал. Так же показан примерный образец выполнения работы....

Конспект непосредственно образовательной работы по ручному труду в подготовительной группе на тему:«Снежинка».

Направление: художественно- эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Цель:Образовательная: продолжать знакомить с нетрадиционными методами вырезывания. Развивающая...

Перспективное планирование кружковой работы по ручному труду "Умелые ручки".

Перспективное планирование по ручному труду в старшей группеКружок «Умелые ручки»№п/пТемаЗадачиматериалы1«Смешные человечки»Учить детей делать игрушки из природного материала. Развивать творческое воо...

конспект кружковой работы по ручному труду "Подарок папе"

Формировать умение детей работать с иголкой и ниткой; выполнять «петельный» и «тамбурный» швы.Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь.Воспитывать желание сделать подарок родным...

конспект кружковой работы по ручному труду "Подарок маме"

Формировать у детей умение вышивать по разметке, швом «вперёд иголка».Закрепить умение вдевать нитку в иголку, предварительно сложив нить пополам; начинать и заканчивать работу без узелков.Воспитывать...