Дополнительная общеобразовательная программа "ЛЕГО-мастер"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Емельянова Оксана Михайловна

Разработка методики по применению ЛЕГО-конструктора для развития творческого конструирования. Программа кружка состоит в тематическом наполнении содержания занятий по конструированию и создания дошкольниками из ЛЕГО-конструктора макета обьекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_1_1_1_1_1.docx180.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

Дополнительная общеобразовательная программа

«ЛЕГО мастер»

Направленность – техническая

LEGO-конструирование

Уровень: стартовый

Возраст обучающегося: 4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                    Составитель:

Емельянова О.М.

                                                                                                            воспитатель

г. Когалым

2022 год

Структура программы

  1. Пояснительная записка………………………………...................3
  2. Содержание программы.........………………………........……...10
  3. Планируемые результаты ……………………………................18
  4. Организационно-педагогические условия......………………...20
  5. Приложения........................................………………..........….......24

  1. Пояснительная записка

Обоснование выбора проблематики и актуальность программы.

Современное общество и технический мир неразделимы в своемсовершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наобороттолько усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении.Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных

занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета,оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной,методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.Одним из продуктивных видов творческой деятельности дошкольников является конструирование. Оно позволяет актуализировать знания и представления ребенка в собственном реальном мире – игровой деятельности.

Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную модель из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов.

Практическая значимость программы и новизна.

Одним из конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO. С использованием LEGO – конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, что позволяет создать оптимальные условия для формирования предпосылок учебной деятельности и ранней профориентации дошкольников.

Технология с использованием конструктора LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирует детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники. С LEGO   легко построить различные объекты, собрать машину, посадив туда рабочих, сконструировать «Самолёт».  В результате конструирования на первом этапе ребенок получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дошкольник овладевает способностью договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. В дальнейшем идет решение детьми проблемных задач двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования, которое предполагает использование умения экспериментировать с новыми материалами, конструировать по собственному замыслу детей. В процессе конструирования ребенок наполняет свое сознание разнообразными представлениями о мире    профессий.

Практическая значимость данной программы состоит в:

  • повышении качества дошкольного образования путем расширения спектра дополнительных образовательных услуг и внедрения инновационных технологий в педагогическую  практику работы с воспитанниками муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Золушка» города Когалыма Ханты-Мансийский автономный округ-Югра;
  • создании оптимальных педагогических условий для  поддержки детской  инициативы,   способствующих  формированию предпосылок  инженерно-конструкторского мышления  у  дошкольников,  позволяющих  детям самостоятельно  моделировать,  составлять  алгоритмы,  вносить  коррективы  в  имеющиеся схемы и повышения их познавательного интереса к миру профессий.

Анализ немногочисленных литературных источников показал, что разработана методика по применению ЛЕГО для развития творческого конструирования у нормально развивающихся дошкольников (Л.А. Парамонова). Имеется серия игровых заданий с использованием достаточно простых Лего-конструкторов: LEGO-DACTA, LEGO-DUPLO и др. Создана методика формирования конструктивно-игровой деятельности с конструкторами LEGO Duplo на начальном этапе для детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития (Т.В. Лусс) [3]. Представлены некоторые рекомендации по использованию конструкторов в коррекционных целях для детей, имеющих различные патологии развития (Э. Полякова).

Дополнительная общеобразовательная программа «ЛЕГО мастер»составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО» [1].Методической основой реализации работы с дошкольниками по данной программе служат обще дидактические принципы:

1) научности, 2) систематичности и последовательности в обучении, 3) преемственности, 4) перспективности, 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) наглядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности, 11) индивидуального подхода, 12) мотивационный принцип. При проведении занятий по программе учитываются базовые идеи LEGO-технологии: от простого к сложному; учёт возрастных и индивидуальных особенностей; созидательность и результативность; развитие творческих способностей; комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Новизна нашей программы состоит в тематическом наполнении содержания занятий по конструированию и создании дошкольниками из LEGO – конструкторов макета объектов, изучение этапов его строительства. Проектирование мостов, зданий (элементами конструктора) позволит дошкольникам попробовать себя в роли инженеров – конструкторов, познакомиться с  деятельностью градообразующего предприятия, сформировать знания детей о крае и людях, труд которых прославили наш город.

Направленность и срок реализации программы.

Занятия LEGO-конструированием по программе «ЛЕГО мастер»главным образом устремлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей дошкольников. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Данная программа нацелена на реализацию возможностей детей строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии.

Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы «ЛЕГО мастер»– один год.

Условия реализации: в отдельном помещении детского сада, в игровой комнате для конструктивно-модельной деятельности с использованием конструктов LEGO.

Возрастная категория: для детей от 4 до 5 лет.

Вид детской группы: общеразвивающая.  

Состав: постоянный.

Условия и особенности набора дошкольников: свободный.

Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Режим организации занятий:

Общее количество часов: 37 занятия

Количество занятий в месяц: 4 занятий

Продолжительность: 20 минут

Периодичность занятий: 1 раза в неделю

Дополнительная общеобразовательная программа «ЛЕГО мастер»определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми по конструированию, не дублируя основную общеобразовательную программу дошкольного образования МАДОУ «Золушка», а дополняя и расширяя ее по всем образовательным областям, обозначенным в ФГОС ДО. Содержание программы объединяет следующие виды конструирования (подробнее см. в Приложении):

  1. конструирование по образцу,
  2. конструирование по модели,
  3. конструирование по условиям,
  4. конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
  5. конструирование по замыслу,
  6. конструирование по теме.

Дополнительная общеобразовательная программа «ЛЕГО мастер»составлена для реализации в условиях нашей ДОО, имеет четкую структуру в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 ноября 2018 г. Регистрационный N 52831 (с изменениями на 30 сентября 2020 года).

Цели программы:

  1. Создание условий для развития  конструкторского  мышления,  технического творчества, через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования (конструктор LegoWeDo) и  формирование  предпосылок  профессиональной  ориентации  у  дошкольников.
  2. Формирование умения у дошкольников искать и преобразовывать необходимую информацию для сооружения построек из деталей LEGO-конструктора по графическим моделям рисункам схемам; выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками с помощью информационно-коммуникативных средств – вопрос, беседа.
  3. Создание условий для творческой самореализации и становления регулятивной структуры игровой деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку в игровой деятельности с LEGO–конструкторами.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая их свойства.

2.  Закрепить умение выделять, называть, классифицировать объемные геометрические тела и архитектурные формы.

3.Научить создавать сюжетные композиции, соединять и комбинировать детали.

4. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, преобразовывать предлагаемые заготовки.

5. Удовлетворение познавательных интересов воспитанников к процессу конструирования и индивидуальных потребностей в игровой деятельности при сборке моделей из  конструктораLego, LegoWeDo

Развивающие:

  1. Развитие умения самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования модели (конструкторские, инженерные и вычислительные навыки – умение выполнять задания по чертежу, заданной схеме, по замыслу и по словесной инструкции).
  2. Стимулирование речевой активности детей при описании практических действий с деталями LEGO-конструктора – побуждать дошкольников четко излагать свои мысли и высказывать идеи, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы  на  вопросы  путем  логических  рассуждений.  
  3. Формирование познавательных процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память) посредством действий с деталями LEGO-конструкторов (сравнение по форме, размеру, цвету, нахождения закономерностей, отличий и общих черт в конструкциях).

Воспитательные:

  1. Воспитание нравственных и коммуникативных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.) в процессе совместной продуктивной творческой деятельности – мотивировать дошкольников на проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (работа в команде, малой группе).
  2. Выявление, развитие и поддержка познавательного интереса старших дошкольников к конструктивно-игровой деятельности – поощрять самостоятельность, инициативность.  
  3. Воспитывать уважение к труду людей и результатам их  деятельности.

  1. Содержание программы

Содержание дополнительная общеобразовательной программы «ЛЕГО мастер» направлено:

•        на создание условий для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста;

•        развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству;

•        обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;

•        приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

•        создание условий для творческой самореализации личности ребенка старшего дошкольного возраста, ее интеграции в систему социальных отношений;

•        интеллектуальное и духовное развитие детей;

•        укрепление психического и физического здоровья дошкольников;

•        взаимодействие с семьями воспитанников МАДОУ «Золушка».

Перспективный план совместной образовательной деятельности

Первое полугодие:

  • Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве.
  • Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно.
  • Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей.
  • Продолжать знакомить с новыми деталями конструктора  
  • Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
  • Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся LEGO- материалом.

Второе полугодие:

  • Учить работать с мелкими деталями LEGO.
  • Создавать более сложные постройки.
  • Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки.
  • Учить рассказывать о постройке других воспитанников.
  • Самостоятельно распределять обязанности.
  • Учить помогать сверстникам в трудную минуту.
  • Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец.
  • Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями.
  • Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
  • Развивать творческую активность в процессе занятий с конструкторомLEGO.
  • Поощрять навыки доброжелательного общения и коллективного творчества.
  • Расширять способности к анализу и планированию деятельности.  
  •  Стимулировать интерес воспитанников к LEGO–конструктору.

Образцы конструкторов:

Учебно - тематический план

дополнительной общеобразовательной программы

 «ЛЕГО мастер»

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Знакомство с ЛЕГО

Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления.

Октябрь

 Детский сад

Повторение правил поведения в легокабинете.

Техника безопасности на занятиях.

Закрепление названий деталей конструктора.

Грузовик

Закреплять полученные навыки.

Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе.

Гараж для грузовых машин

Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Осенний урожай. Конструирование красивых ворот для «фруктового сада

Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать умение анализировать образец постройки - выделять функционально значимые части (столбики – опоры и перекладины). Формировать чувства симметрии.

«Скачут зайки на лужайке»

Закреплять умение передавать характерные особенности животного.Воспитывать желание обыгрывать постройку.

Обувь

«Построим обувной магазин»

Развивать умение следовать инструкции педагога. Познакомить с основными частями конструкции магазина – стены пол, крыша, окна, стеллажи.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Декада коренных народов «Чум»

Формировать умение видеть образ постройки и соотносить с деталями конструктора. Воспитывать любознательность, навыки конструирования.

«Игрушки для елки»

Развитие активного внимания, Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором.

Кафе

Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить бытовые объекты нефтяников.

Д/и «Разложи детали по местам»

Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO.

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования.

Январь

Народные праздники «Снежинка»

Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различным материалом.

«Замок Снежной королевы»

Продолжать строить сложную постройку. Формировать умение строить коллективную постройку.

Зимние забавы

«Горка для детей»

Развивать память, навыки конструирования. Обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

«Мост»

Учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и расположения.

Февраль

«Лестница»

Развивать наблюдательность, внимание, память. Закреплять умения конструировать объекты из деталей конструктора.

Животные холодных и жарких стран «Животные в зоопарке»

Формировать умение собирать конструкцию по схеме. Анализировать образец будущей постройки.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

День защитников Отечества «Военная техника. Самолет»

Закреплять навыки и умения использовать детали конструктора для сборки самолета. Выделять функциональные части, правильно распределять детали конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Март

Мой дом

«Дом, в котором мы живем...»

Закреплять навыки конструирования. Называть основные части дома. Воспитывать умение работать коллективно.

 «Вышка»

Продолжать знакомство с видами соединения деталей конструктора.

Мой город.

«Мы едем, едем, едем...»

Называть основные виды городского транспорта. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Формировать умение строить автобус.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Апрель

Перелетные птицы

«Встречаем птиц»

Вспомнить название перелетных птиц. Развивать творчество и инициативу.

День космонавтики.

«Космический корабль»

Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней. Продолжать формировать умение использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструирования.

«Замок»

Формировать умение конструировать по схеме. Последовательно выполнять сборку конструкции.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Май

Мир природы.

«Аквариум для рыб»

Развивать чувство формы при создании конструкции. Закреплять конструктивные умения располагать детали в различных направлениях, соотносить постройки со схемой. Развивать фантазию, воображение.

Творческое конструирование по замыслу

Развивать воображение, внимание. Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умение обыгрывать постройку.

Спортивная площадка

Закреплять умение строить из деталей конструктора. Обыгрывание построек.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Учебный план

дополнительной общеобразовательной программы

«ЛЕГО мастер»

п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Форма аттестации

Теоретических

Практических

Часы

Форма

1.

Вводное занятие

1

1

1

диагностика

2.

Конструирование по образцу  

5

5

5

Педагогическое наблюдение

3.

Конструирование по модели    

7

7

7

Педагогическое

наблюдение

4.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

4

4

4

Выставка работ

5.

Конструирование по условиям

6

6

6

Педагогическое наблюдение

6.

        Конструирование по замыслу

4

4

4

Педагогическое наблюдение

7.

Конструирование по теме.

10

10

10

Выставка работ

Итого

37

1

36

37

Основные методы работы:

Основные приёмы работы:

  • словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
  • наглядные (демонстрация и просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, личный пример взрослых;
  • практические (конструирование).
  • беседа,
  • ролевая игра,
  • познавательная игра,
  • задание по образцу (с использованием инструкции),
  • творческое задание,
  • работа со схемами и моделями;
  • репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
  • поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

3.   Планируемые результаты

Система оценивания качества обучения по программе включает методику, периоды, структуру и критерии оценки достижения планируемых результатов.

К концу обучения по дополнительной образовательной программе ребенок может:

знать

  • о деталях, наиболее подходящих для нужной постройки
  • о способах их соединений и комбинирования
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

уметь

  • сооружать различные конструкции одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением;
  • конструировать по условиям заданным взрослым;
  • конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
  • самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
  • самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
  • работать в паре, коллективе;
  • рассказывать о постройке.

быть

способен

  • планировать процесс возведения постройки, анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе и устранять их;  
  • продумывать технические  способы описания конструкции модели, этапы разработки и конструирования модели;
  • проявлять морально - волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, находчивость;
  • демонстрировать познавательный интерес, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус, наблюдательность, любознательность, исследовательскую активность.

 Диагностический лист отслеживания промежуточных результатов:

 Критерии

Называет все детали

конструктора

Строит более

сложные постройки

Строит по образцу

Строит

по инструкции

педагога

Строит по творческому замыслу

Работает

в

команде

Использует предметы заместители

 Период

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года  

Конец года  

Начало года

Конец года

ФИ

ребенка

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения воспитанниками содержанием программы:

  1. Итоговые занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
  2. Выставки детских работ для родителей и воспитанников других возрастных групп.
  3. Смотры - презентации – самостоятельное представление ребенком своих изделий, совместное с родителями обсуждение работ, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
  4. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе по дополнительной общеобразовательной программес конструкторами LEGO.

  1. Организационно - педагогические условия

Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Средства для реализации содержательного раздела Программы:

  1. Наличие оборудованного помещения (с конструкторами LEGO). Совместная деятельность проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветривания.
  2. Строительные наборы и конструкторы: настольные; напольные; деревянные; металлические; пластмассовые (с разными способами крепления);
  3. Комплекты LEGO – конструктора Lego, Legoduplo
  4. Для   обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
  5. Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- картинки, презентации и учебные фильмы (по темам занятий);

- технологические карты, схемы, чертежи, образцы;

- детская художественная литература.

  1. Техническая оснащенность: технические средства обучения (ТСО) - компьютер; магнитофон; фотоаппарат; аудио и видео записи (познавательная информация, музыка, видеоматериалы); демонстрационная магнитная доска, столы, стулья (по росту и количеству детей);

Взаимодействие с родителями

по дополнительной общеобразовательной программе

Мероприятие

Месяц

1.

Анкета для родителей «Значение LEGO  конструирования для развития детей старшего дошкольного возраста»

Приём заявлений от родителей на посещение кружка.

Сентябрь

2.

Информационное сообщение для родителей

«О пользе LEGO занятий»

Октябрь

3.

Консультация для родителей:

«Как выбирать LEGO конструктор для ребенка»

Ноябрь

4.

Итоговое занятие «Что мы уже умеем строить из LEGO?»

Декабрь

5.

Буклет «8 причин использовать LEGO-конструирование для развития вашего ребенка»

Январь

6.

Памятка «Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам»

Февраль

7.

Информационный листок «Создание LEGO-персонажа»

Март

8.

Итоговое занятие «Что мы уже умеем строить из LEGO?»

Апрель

9.

Анкета по вопросу удовлетворенности предоставления дополнительной образовательной услуги

Май

Список использованной литературы:

  1. Комарова Л.Г. Строим из Организация занятий по конструированию с помощью конструктора LEGO.- Москва: Линка-Пресс, 2001. — 88 с. Электронный текст: https://www.studmed.ru/komarova-l-g-stroim-iz-lego_55f5e5ed639.html
  2. Фешина Е.В.  Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов.– М.: Сфера, 2011. – 243 с.
  3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: ВЛАДОС, 2003г.

Список рекомендуемой литературы для педагогов:

  1. Варяхова Т. «Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора лего» // Дошкольное воспитание, –2009. –№ 2. – С. 48-50.
  2. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества». – М.: «Просвещение», 2010г.
  3. Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2012 г.
  4. Дыбина О. В.Творим, изменяем, преобразуем. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
  5. ИшмаковаМ.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. – М.: ИПЦ «Маска», 2013 г.
  6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  7. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
  8. Мельникова О.В. Лего – конструирование 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. – Волгоград: «Учитель», 2012 г.
  9. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2007г.
  10. Фадеева Е.М. Развитие навыков сотрудничества у дошкольников, – Нытва, 2008 г.

Список рекомендуемой литературы родителям:

Для чтения детям

  1. Маяковский В.В. Кем быть?

Электронный текст:  http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-mayakovskiy/stihi-mayakovskiy10076.shtml

  1. Михалков С. А что у вас?

Электронный текст:  https://lukoshko.net/mihal/mihal7.shtml

  1. Родари Д. Чем пахнут ремесла?

Электронный текст:  https://lukoshko.net/poetry/poetjr1.shtml

Для педагогического просвещения

  1. LEGO конструирование, как средство развития технического творчества детей. Электронный ресурс: https://infourok.ru/lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-tehnicheskogo-tvorchestva-detej-4099062.html
  2. Лего-конструирование в детском саду: проведение занятия, схемы и прочее. Электронный ресурс: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lego-konstruirovanie-v-detskom-sadu.html
  3. Музейно-выставочный центр города Когалым. Виртуальный тур. Электронный ресурс: http://museumkogalym.ru/
  4.  Кем стать? Малыши в мире профессий. Сайт для воспитателей и родителей. Электронный ресурс: http://detsadmickeymouse.ru/publ/kem_stat_malyshi_v_mire_professij/neftjanik/173-1-0-4140
  5. Рекомендации родителям. Конструирование из конструкторов Лего в детском саду. Электронный ресурс: http://book.lib-i.ru/25pedagogika/866066-1-rekomendacii-roditelyam-konstruirovanie-konstruktorov-lego-detskom-sadu-konstruktori-le.php

5. Приложение

В работе по дополнительной общеобразовательной программе «Мы инженеры-конструкторы» используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой:

Принципы LEGO-конструирования

  • от простого к сложному;
  • учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах
  • деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...