Конкурс 2022 "Опыт работы по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мищенко Светлана Брониславовна

Опыт работы с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию творческих способностей

у детей среднего дошкольного возраста

в процессе конструирования из строительного материала

Задачи:

  1. стимулировать к самостоятельному выполнению построек, их последующему обыгрыванию;
  2. упражнять в самостоятельном анализе имеющейся информации и внесении элементы новизны в способ выполнения работы.

Работа была организована в три этапа.

Первый этап был направлен на упражнение детей в конструировании по образцу, с дальнейшим самостоятельным внесением изменением в постройку. В рамках проекта «Наземный транспорт», дети упражнялись в построении грузовых машин вместе с педагогом (в том числе и для сюжетно-ролевой игры «Гараж», «На дороге»), в проекте «Профессии (водитель, служащий гаража, мастер СТО)» дети строили гаражи, грузовые машины самостоятельно на основе усвоенной модели выполнения поделки.  Перед началом конструированию детей знакомили с разными видами грузового транспорта через рассматривание картин, фотографии с изображением грузовых машин, посредством целевой прогулки «Наблюдение за транспортом» по близлежащей улице. Необходимо помочь детям установить зависимость конструкции каждой грузовой машины от ее практического назначения (например, у машин для перевозки стройматериалов длинный кузов и иногда прицеп, у машин для перевозки мебели, телевизоров, холодильников более короткий кузов, но высокий и обязательно крытый и т.п.), выделить общие части: кабину, кузов, раму, колеса, фары. При этом уточняла у детей  функциональное назначение этих частей. Затем на НОД «Помогаем Шпунтику и Винтику строить грузовую машину» детям был предложен образец постройки, который они анализировали по следующей схеме:

  1. Рассматривание объекта в целом.
  2. Установление его практического назначения.
  3. Выделение основных частей.
  4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом.
  5. Установление пространственного расположения этих частей.
  6. Выделение деталей, составляющих основные части.
  7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.

Данная схема обследования была направлена не только на выделение структуры объекта, но и на установление ее зависимости от практического назначения объекта, чтобы дети в дальнейшем могли самостоятельно учитывать это при постройках. Затем предлагала детям построить такую же машину, предварительно рассказав, как они будут строить. Поскольку этапы обследования образца соответствуют последовательности будущего процесса конструирования, дети без затруднений планировали свою деятельность и рассказывали об этом. В совместной образовательной деятельности во вторую половину дня (на следующий день) предложила детям вспомнить конструкцию машины, которую они строили для Шпунтика и Винтика, дети по памяти называли основные части, детали. Ответы уточнялись и направлялись вопросами: «А из чего была сделана рама? Как при этом располагались кирпичики — горизонтально или вертикально?» и т.п. После чего поставила перед детьми проблему: «А все ли грузовые машины будут одинаковые? Или для разных грузов нужна разная конструкция?». Затем по подгруппам, с использование бумажных коробок разной формы в качестве груза, дети делали машины для  перевозки строительных материалов, мебели, продуктов. При выполнении этого задания дети предварительно обследовали как груз (коробочки), так и строительный материал. Особое внимание уделяли выбору дощечки (рамы), так как от ее размера зависел размер кузова. Многие практическим путём соизмеряли раму и груз, в результате все дети, как правило, успешно справились с заданием — сохранили принцип заданной конструкции, но в своём варианте исполнения. Эти варианты обсуждались со всеми детьми.

Закреплению умений, полученных в ходе описанной деятельности, способствовала игра «Гаражи», где дети строили  гараж собственной конструкции для нескольких машин. Прежде всего, им было необходимо мысленно расположить имеющиеся машинки, как бы сгруппировать их, а затем рассчитать высоту, длину и ширину гаража. Для этого задавала им вопрос: «Как будут располагаться твои машинки в гараже?» Дети отвечали: «Все машинки будут стоять в ряд, и гараж будет длинный» и т.д. Если они затруднялись с ответом, предлагала сделать это практически — сгруппировать машинки на столе, а затем уже строить гараж.

На втором этапе создавала условия для того, чтобы дети упражнялись в самостоятельном построении замысла будущих конструкций на основе определения их особенностей, которым они должны соответствовать. Были реализованы проекты «Детские забавы», «Наш город», «Безопасная дорога», «Защитники родной земли». Чаще всего детям предлагала только тему постройки и условия, которым она должна соответствовать. Образцы же давали в основном как примерные в виде фотографий, рисунков, на которых изображены постройки, выполненные из того строительного материала, с которым работают дети. Иногда при объяснении использовали частичный показ нового способа конструирования (например, как соорудить закругление носа и кормы у корабля). С целью обучения детей строить коллективно (создавать замысел постройки, обсуждать предстоящую практическую деятельность, строить, не мешая друг другу) организовывала совместную деятельность, в ходе которой, дети  сооружали группу построек, объединённых одним содержанием (улица, площадь, детский сад и т.п.). В проекте «Детские забавы», в совместной деятельности предложила детям построить горки для игрушек, для этого дети разбились на микрогруппы, каждая из которых выбрала, для кого она будет строить горки (мальчики решили строить горки к гаражам легковых и грузовых машин, девочки для кукол и пластмассовых игрушек). Предложила детям сначала определить, какие фигуры им будут нужны, в каком количестве, отразить это на схеме и затем выполнить. «Парк горок» был включён в презентационный этап проекта и дети с удовольствием включили его в сюжетно-ролевые игры «Водители», «Семья». В ходе реализации проекта «Наш город» дети строили для сюжетно-ролевых игр корабль и самолёт, и соответственно речной порт и аэропорт, которые были, затем обыграны. При их построении дети использовали готовые схемы, которые разместила в уголке строительных игр и дети дорабатывали их с учётом имеющихся игрушек и материала. На НОД по теме «Мосты» была предложена несложная конструкция пешеходного моста через железнодорожные пути возле вокзала. Затем предложено построить мост через реку для героев Щенячьего патруля, то есть определённой ширины («река» — синий лист бумаги); способы преобразования конструкций дети искали сами — увеличивали опоры, расширяют пешеходную часть и т.п. В совместной деятельности на следующий день усложнила задание: предложил построить мост для транспорта через реку, с учётом того, что летом под ним движутся корабли. В ходе проекта «Безопасная дорога» была выполнена конструкция «Наша улица», где дети построили перекрёсток, здание детского сада, поместили машины, знаки, пешеходов. Я всегда предлагала детям обсудить предстоящую постройку, задавала вопросы относительно особенностей внешнего вида, назначения деталей и возможности их отображения в конструкции. Обсуждая детские постройки, привлекала детей к оценке соответствия разных конструкций заданным условиям, их оригинальность, рациональность, прочность и т.д., также обращала внимание, как на преимущества, так и на недостатки отдельных конструкций. При анализе построек обращала внимание не только на их соответствие заданным условиям, но и на оригинальность отдельных конструктивных решений.

На третьем этапе были реализованы проекты, «Архитектурные загадки», «Наш город», направленные  на развёртывание активной поисковой деятельности и создание собственных конструкций с учётом определённых условий. Особое внимание при этом, уделялось формированию у детей пространственных ориентировок и развитию на этой основе творческих способностей (правильно располагать отдельные объекты по отношению друг к другу, с учётом общего замысла: дома на площади — фасадом к центру; жилые дома на улице — фасадом к проезжей части; детский сад — между жилыми домами в несколько отдалённом месте от проезжей части, улицы, и т.п.) Для обеспечения самостоятельности поисков конструктивных решений детям, сидящим за одним столом, предлагались задания с разными условиями (например, один строит двухэтажный трёх подъездный жилой дом, а другой — трёхэтажный одно подъездный и т.п.). Дети строили свой город, создавая собственные конструкции с учётом определённых условий: например, построить трёхэтажный двух подъездный жилой дом или двухэтажный мебельный магазин с входом, расположенным в середине фасада здания, одноэтажный трёх подъездный детский сад и т.п. При этом  побуждала детей рассказывать о своих замыслах — о самой конструкции, о материале, из которого она будет строиться, о последовательности создания постройки и т.д. Во время рассказов обращала внимание, чтобы они правильно называли детали, словесно обозначали месторасположение частей, деталей (слева от входа, сзади, в середине и т.д.). При обсуждении построек дети самостоятельно находили ошибки в конструкциях и рассказывали, как их можно исправить. Обращала внимание на то, что жилые дома получились разных видов, обсуждала вместе с детьми, чем дома отличаются друг от друга и где такого типа домики лучше строить (в посёлках, маленьких или больших городах).

Таким образом, в ходе конструирования из строительного материала, дети стали руководствоваться собственными интересами и потребностями, самостоятельно строить замысел будущих конструкций на основе определения условий, которым они должны были соответствовать, самостоятельно и увлеченно искать оригинальные конструктивные решения, что свидетельствует о развитии творческих способностей.

Таблица 1 - Перспективный план по использованию конструирования

из строительного материала как средство развития творческих способностей

с детьми среднего дошкольного возраста

Тема

проекта

Тема

образовательной

деятельности

Целевая

направленность

Тема сюжетно-ролевой игры

Наземный транспорт

Помогаем Шпунтику и Винтику строить грузовую машину

Создавать условия для самостоятельного установления детьми связи между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни

Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие

Гараж

СТО

Детские забавы

Парк горок

Обеспечить формирование навыка самостоятельного выделения основных частей и характерных детали конструкций.

Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие

Семья

Водители

Защитники родной земли

Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

Строительство защитных бастионов

Граница

Наш город

Корабль

Способствовать самостоятельному определению детьми необходимого для постройки набора деталей, их целесообразной комбинации;

создать условия для выполнения постройки по рисунку

Речной порт

Самолёт

Аэропорт

Мосты

Стимулировать детей к сооружению различных конструкций одного и того же объекта в соответствии с их назначением;

продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки;

упражнять в самостоятельном подборе необходимого строительного материала

Транспорт

Семья в городе

Профессии (строитель мостов, железнодорожник, регулировщик движения, водитель)

Безопасная дорога

Наша улица

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям, поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности;

упражнять в самостоятельном подборе необходимого строительного материала.

Транспорт

Семья в городе

Профессии (регулировщик движения, водитель, дорожный работник, строитель)

Архитектурные загадки

Наш город

Продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки детьми самостоятельно по замыслу и с использованием рисунков;

продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять

Транспорт

Семья в городе

Профессии (регулировщик движения, водитель, дорожный работник, строитель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста "Снеговик" (конструирование из бросового материала).

Данный материал был разработан с целью обучения детей 4-5 лет конструированию из нетрадиционного материала....

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала»

Данная работа предусматривает обобщение опыта по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса дошкольников...

«Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»

Образовательный проект. Цель проекта:формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством с...