Технология Тико – моделирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ (статья)
статья по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Целесообразность использования ТИКО конструктора с детьми дошкольного возраста. 

- Инновация конструктора ТИКО:

- Использование ТИКО в качестве наглядного материала:

- Что развивает ТИКО:

- Интеграция образовательных областей: 

Наборы конструктора ТИКО:

Этапы работы по ТИКО – моделированию:


 

 

 


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология Тико – моделирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ

 

  Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста.         Конструктор является универсальным средством для развития детей.

  Технология Тико-моделирование является инновационной технологией в линейке конструкторов.

ТИКО - Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения

Экскурс в историю:

   По рекомендации Российской Академии Образования с 2002 года ЗАО, НПО «РАНТИС» начинает производить конструктор для объемного моделирования (ТИКО).

Автор технологии ТИКО-моделирование Логинова Ирина Викторовна.

Данная технология была основана на практической работе детей с предметно-дидактическим материалом, конструктором ТИКО и получила высокую оценку специалистов Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и др.

Инновация конструктора ТИКО:

ТИКО - Это набор ярких разноцветных плоскостных фигур (многоугольников) из экологически чистой, безопасной, практичной и износостойкой пищевой пластмассы. Выдерживают многократную сборку-разборку. Фигуры шарнирно соединяются между собой, под небольшим углом их можно вращать в любом направлении, имеют гладкую и шершавую сторону. Собранные фигуры обладают максимальной прочностью и трансформируемостью.  Инновация ТИКО технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки к объёмной фигуре. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорог и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, машины и т. д. В наборах дополнительно могут быть представлены глазки и носики на липучках, колеса для придания фигурам движения.

Использование ТИКО в качестве наглядного материала

в процессе НОД:

  Педагогам конструктор полезен для быстрого создания наглядных пособий.

Из ТИКО деталей можно сконструировать, практически весь спектр геометрических фигур и тел.

   В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники, равносторонние треугольники, равнобедренные, прямоугольные; квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники. Ребенку открывается мир пирамид, призм, звезд Кеплера и становится посильным выговорить, не каждому взрослому, знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др. Дети играют со всем, что попадается под руки, поэтому для игр им нужны безопасные и прочные вещи, и конструктор ТИКО дет возможность экспериментирования и самовыражения.    

Что развивает ТИКО:

 Творческие умения - дети придумывают, фантазируют, тем самым развивается творческое мышление и воображение.

Интеллектуальные умения - Дети осмысливают, какие детали нужны, в какой последовательности их соединять, что нужно для прочности фигуры и т.д.

Коммуникативные умения -  в процессе конструирования дети увлекаются, активно общаются, совместно решают, возникшие в процессе конструирования проблемы.

Организационные и оценочные умения - развиваются, когда дети отвечают на вопросы- как организовать собственную деятельность, чтобы вовремя в срок закончить работу? Чья фигура собрана без ошибок? Кто придумал самую оригинальную фигуру?

Интеграция образовательных областей:

   Технология ТИКО значима в свете внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта и является средством развития интеллекта, обеспечивающих интеграцию образовательных областей  

   По ФГОС конструирование относится к Образовательной области Художественно-эстетическое развитие Ребенок, занимаясь продуктивными видами деятельности проявляет активность, которая является основой развития. Знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Следовательно, задача педагога заключается в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим огромное значение отводится, именно продуктивным видам деятельности, к которым и относится конструирование.

  Конструирование способствует познавательному развитию. Созидательное творчество в окружающем мире расширяет познания. Основная задача родителей и воспитателей -  показать детям окружающий мир «изнутри» и понять свое место в этом мире, как его полноправного участника изобретателя и преобразователя.

   На занятиях по формированию элементарных математических преставлений дети познают геометрические фигуры, объемные тела; развивается элементарное логическое мышление, начинает формироваться основы инженерно-конструктивного мышления – дети пытаются понимать, как все устроено.

   Активизируется левое и правое полушарие головного мозга за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объемных фигур.  

  Штриховка схем обеспечивает развитие зрительно-моторной координации, развивается мелкая моторика - укрепляются пальцы и кисти рук т.е. задействована образовательная область Физическое развитие.

   Конструирование, как вид детской деятельности, включает в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие –это неоспоримое средство развития речи дошкольника.

   Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, дети активно взаимодействуют   развиваются навыки общения и сотворчества, что способствует воспитанию социально активной личности в целом.

   Все образовательные области тесно связаны и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.  

   Таким образов в режиме игры происходит интеграция образовательных областей и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

   Развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью ТИКО – конструктора. Причем Тико конструктор можно использовать в разных направлениях:

  • в Центре математического развит - составление различных фантазийных и геометрических фигур, конструирование чисел, числовых выражений на сложение, вычитание с помощью наборов «Арифметика», «Геометрия»
  • в Центре театрализованной деятельности можно конструировать детали декораций и персонажей для сказок;
  • в Центре сюжетно - ролевой игры можно конструировать мебель, дома, обыгрывая постройки;
  •  в физкультурном центре - для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО деталей;
  • в Центре продуктивной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты;
  • в Центре чтения - буквы из набора «Эрудит», «Грамматика»;
  • оформлять тематические выставки к праздникам, и т. д.

  Таким образом, созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно – ролевых играх, в играх –театрализациях, используют ТИКО элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром.

Наборы конструктора ТИКО:

   Существует 12 наборов конструктора ТИКО

  1. Фантазер
  2. Геометрия
  3. Школьник
  4. Архимед
  5. Класс
  6. Шары
  7. Платоновы тела
  8. Малыш
  9. Арифметика
  10. Грамматика
  11. Эрудит
  12.  Английский язык

   Наборы имеют возрастную адресованность и могут использоваться с дошкольниками от 3-х лет, а также со школьниками в зависимости от поставленных целей и задач. Могут различаться количеством деталей и комплектацией, наборы, можно использовать для сборки различных геометрических и игровых конструкций. 

Этапы работы по ТИКО – моделированию:

   Существует II этапа работы по данной технологии:

I   Плоскостное моделирование.

II Объемное моделирование.

    На подготовительном этапе дети знакомятся с конструктором, исследуют тактильно, классифицируют по форме, цвету, учатся способам соединения.

   Далее преступают к первому этапу, который может включать в себя: следующие виды заданий:

  • плоскостное моделирование по полной схеме в натуральную величину;
  • плоскостное моделирование по полной схеме уменьшенного масштаба;
  • логические задачи
  • конструирование по контурным схемам;
  • конструирование с помощью слухового диктанта;

На втором этапе дети переходят к объемному моделированию, которое включает в себя:

  • «развертки»
  • моделирование по технологическим картам (объемное, сюжетное).
  • конструирование по собственным представлениям.

Конструктор ТИКО- игра, или обучение?

   Российские педагоги считают, что один из девизов обучения

«Обучаемся, играя». Занимаясь с ребенком конструированием, незаметно переключайте его внимание с игры на обучение и с обучения на игру. Ведь воспитание ребенка — это тоже игра для взрослых, ставка в которой будущее ребенка!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...

«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образо...

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...