кружок юные волшебники
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Гусева Ангелина Юрьевна

копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_volshebeiki.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Юные волшебники»

для детей старшего дошкольного возраста по художественно эстетическому развитию с использованием нетрадиционных материалов

на 2016 – 2017 учебный год

Воспитатель: Гусева А.Ю.

                                                                                            Пояснительная записка

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником.

 Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития

обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!»

А. С. Галанов

Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большое значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом.

Труд – это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ниток, природных материалов и др.). Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме как участием в труде. Это расширяет кругозор дошкольников, развивает эстетический вкус, эмоции, ощущения, формирует навыки контроля. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Контроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы, контролировать способы действия по ходу выполнения задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы.

Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. Первое, на что следует обратить внимание на то, что никто, кроме ребенка не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют одного правильного ответа: ответов столько, сколько детей их выполняют. Роль педагога не только понять и принять разнообразные решения, но и показать правомерность этих решений, а иногда, и защитить нестандартное решение.

Адресная направленность: опыт может представлять интерес для воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Новизна опыта: данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учётом особенностей определённого возрастного периода. Моё педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.                                                                                              

Вся работа условно разделена на 4 блока: работа с природным материалом, бумагой, тканью и бросовым материалом. Использование различных способов выполнения, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, способствует созданию нового, оригинального ребёнком творческого продукта.

Технология опыта.  Такая форма деятельности, как ручной труд очень интересна для ребёнка дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои впечатления к увиденному, пережитому. Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, бросовым материалом и природным материалом, он активно действует. Ребёнка радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность- познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребёнок познаёт жизнь в разных её проявлениях.

Данная программа помогает развивать положительные эмоциональные отношения к занятиям по ручному труду, т.к. кроме всех известных видов ручного труда в ней предусмотрены нетрадиционные виды. Процесс превращения различных материалов и ненужных вещей в интересные и полезные поделки доставит массу удовольствий ребёнку. Благодаря успехам в творческой деятельности ребёнок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе.

Цель проекта: создание условий для развития творческой личности дошкольника через формирование креативности посредством использования нетрадиционных видов ручного труда.

Задачи:

- Создать условия для развития эмоционально – чувствительного восприятия детьми окружающего мира;

- Обучать детей техническим приёмам работы с различными материалами;

- Формировать у детей устойчивую потребность в самовыражении, поощрять проявление инициативы, самостоятельности;

- Воспитывать благоприятное эмоционально-положительное отношение к совместной со взрослыми деятельности.

В начале и конце курса занятий (1 - 15 сентября, 15 - 31 мая) проводится диагностика знаний, умений и навыков детей.

Учебный план

 

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

36

Количество детей: 8 человек

Срок реализации - 2016-2017 учебный год (1 год)

Возраст детей 5-6 лет

Количество занятий – 1 раз в неделю

Длительность занятия составляет 25 минут

Предполагаемые результаты:

Активизировать творческий потенциал детей;

Обогатить выполняемые детьми поделки оригинальными образами;

Закрепить навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовать развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости;

Создать возможности использовать продукты собственного творчества в игровой деятельности в группе.

Качество детских работ зависит от:

• грамотного методического руководства со стороны взрослых;

• уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.)

• степени форсированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

• развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Основные этапы работы:

1 этап

«Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап:

«Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап:

«Собственное творчество».

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Структура занятия:

  1. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей , поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
  2. Основное содержание занятия – изучение нового материала.
  3. Динамическая пауза- позволяет детям расслабиться, переключится с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
  4. Закрепление нового материала- даст педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
  5. Развивающая игра- т.е. обыгрывание поделки в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы.

В повседневно работе в группе детского сада для художественно эстетического развития  детей предусмотрены следующие игры и занятия:

  • Разнообразные трафареты
  • Мозаика по возрастающей сложности.
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нити разной фактуры.
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из пластилина и соленого теста.
  • Всевозможные шнуровки.
  • Вырезание ножницами.

Календарно -тематический план на 2016-2017 учебный год

Тема занятий

Колич.часов теории

Количество часов практики

 1

«Лиственный лес»

0,5

0,5

 2

«Собачка»

0,5

0,5

 3

«Подарок для осени»

0,5

0,5

 4

«Осенние цветы»

0,5

0,5

 5

«Покосница»

0,5

0,5

 6

«Ёлочные игрушки из бумажных конусов»

0,5

0,5

 7

«Дед Мороз»

0,5

0,5

 8

«Паук»

0,5

0,5

 9

«Как лоскут скрутился в куклу»

0,5

0,5

 10

«Весёлые человечки»

0,5

0,5

 11

«Маски зверей»

0,5

0,5

 12

«Блюдце из папье-маше»

0,5

0,5

 13

«Вазы для мам»

0,5

0,5

 14

«Сказочный лес»

0,5

0,5

 15

«Сердечная открытка»

0,5

0,5

 16

«Пингвин из бутылки»

0,5

0,5

 17

«Картина из сухоцвета»

0,5

0,5

 18

«Соломенная избушка»

0,5

0,5

 19

«Парашют»

0,5

0,5

 20

Панно «Подсолнух»

0,5

0,5

 21

«Аквариум»

0,5

0,5

 22

«Поляна цветов»

0,5

0,5

 23

«Флористический коллаж с бабочками»

0,5

0,5

 24

«Полетим на небо»

0,5

0,5

 25

Панно «Открытка»

0,5

0,5

 26

«Деревья смотрят в озеро»

0,5

0,5

 27

«Мы летим в космос»

0,5

0,5

 28

«Бабочка»

0,5

0,5

 29

«На зарядку становись»

0,5

0,5

 30

«Зонтик»

0,5

0,5

 31

«Жираф»

0,5

0,5

 32

«Синичка из киндера»

0,5

0,5

33

«Дерево в цвету»

0,5

0,5

34

«Разноцветные капли дождя»

0,5

0,5

35

«Ветка Сакуры»

0,5

0,5

36

«Город моей мечты»

0,5

0,5

Итого:

18 часов

18 часов

 

Диагностическая карта

ФИО ребенка

Умение придавать новый образ знакомым предметам

Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила

Умение создавать образ и композицию по образцу педагога

Умение самостоятельно придумывать и создавать композицию

Умение экспериментировать с разными техниками и материалами

Умение давать оценку своей деятельности

баллы

%

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игровой самомассаж

 Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

 «Вышли пальчики гулять»

 

Вышли пальчики гулять,               Пальцы обеих рук сжаты в кулаки,

                                                         большие пальцы опущены вниз

а вторые - догонять,                       как бы прыжками двигаются по столу.

                                                         Далее - движения указательными,

третьи пальчики - бегом,                быстрые движения средними,

                                                            

а четвертые - пешком.                    медленные движения безымянными

                                                          пальцами.

Пятый пальчик поскакал                

и в конце пути упал.                        Хлопок обеими ладонями.

 «Веселые пальчики»

 Этот пальчик мой танцует,

этот вот - кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

словно легкий - легкий мячик,

а мизинчик мой, малышка,

ноготком скребет, как мышка,

а большой мой толстячок -

тот улегся на бочок.

«Тик - так»

 Тик - так, тик - так,                    Ладони на столе. Каждый палец

вставай, толстяк.                      поочередно стучит по столу.

не спи, вставай,                        Большой палец лежит без движения.

играть давай.

Встает толстяк,                         Большой палец стучит в ритме стиха.

стучит толстяк:

- Тук - так, тук = так,

тук - так, тук - так.

 «Пальчик - пальчик»

- Пальчик - пальчик,                    Ладонь - ребром, движения большим

где ты был?                                  пальцем.

- С этим братцем                         Поочередное касание большим пальцем

в лес ходил,                                 остальных пальцев.

с этим братцем

щи варил,

с этим братцем

кашу ел,

с этим братцем

песню пел!

 «Скакалка»

Целый день, целый день           Руки стоят на локтях. Большие пальцы

крутится скакалка.                       вращаются.

Целый день, целый день

скачет наша Галка.

Правой - скок,                              Указательный и средний пальцы по

левой - скок,                                очереди стучат по столу.

сразу обе ножки                          Оба пальца вместе стучат по столу.

то назад, то вперед

скачут по дорожке.

Физ. Разминки

«Лягушки»

Повстречались две лягушки                                                  сложенные ладошки с раскрыванием пальцев

Две зелёные подружки                                                          

Утром рано умывались                                                         круговые движения ладонью перед лицом

Полотенцем растирались                                                   сгибание вытянутых рук в локтях

Ножками топали                                                                  топают ногами

Ручками хлопали                                                                     хлопки руками

Вправо влево наклонялись                                                     наклоны в стороны

И обратно возвращались

Вот здоровья в чём секрет                                            

Всем друзьям физкульт привет!                                        Правая рука вперёд с выставленным указательным пальцем

«Мышь»

Мышь полезла в первый раз                                        Хлопки ладонью по туловищу снизу вверх

Посмотреть который час

Тут часы пробили бом                                                   Один хлопок над головой

Мышь скатилась кувырком!                                        Наклон вперёд с хлопками ладонями по туловищу

Мышь полезла второй раз                                            Хлопки ладонью по туловищу снизу вверх                              

Посмотреть, который час

Тут часы пробили Бом, Бом!                                         Два хлопка над головой

Снова мышь скатилась кувырком!                            Наклон вперёд с хлопками ладонями по туловищу                

Мышь полезла в третий раз                                                        Хлопки ладонью по туловищу снизу вверх                          

Посмотреть который час                                                    

Тут часы пробили Бом, Бом, Бом!                                              Три хлопка над головой

 Мышь опять скатилась кувырком!                                         Наклон вперёд с хлопками ладонями по туловищу                

«Радуга»

Гляньте радуга над нами                                                            Круговое движение вытянутой рукой над головой

Над деревьями, домами                                                              Руки поднять вверх, сомкнуть пальцы

И над морем, над волной                                                            волнообразные движения руками перед собой

И немного надо мной                                                                  Руки развести в стороны и положить на голову.

           

Литература:

1.О.А. Мамаева «Мастерим с детьми»

2.И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду»

3.И.А.Лыкова «Игрушки и подарки из природного материала»

4.О.В.Дыбина «Творим изменяем преобразуем»

5.И.А.Лыкова Мастерилка «Кошки-мышки»

6.Т.В.Гулидова, Л.П. Питерская, Н.А. Мышкина «Ручной труд» природный и бросовый материал

7. Т.В.Гулидова, Л.П. Питерская, Н.А. Мышкина «Ручной труд» ткань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Юные волшебники"

Кружок по художественно эстетическому развитию  нетрадиционная  техника рисования...

Кружок "Юные волшебники"

Кружок "Юные волшебники" для детей старшей группыОбразовательная область: "Художественное-эстетическое развитие"...

Программа Кружок "Юные волшебники" с детьми старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

Кружок "Юные Волшебники"

Кружок "Юные Волшебники"...

Кружок "Юные волшебники" с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Каз...

Кружок "Юные волшебники"

Новизной и отличительной особенностью программы «Юные волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физически...

Кружок "Юные волшебники"

Презентация кружка "Юные волшебники"...