ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Я познаю мир»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Дегонская Ирина Владимировна

Программа кружка для детей  старшего возраста "Я познаю мир" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir.docx72.13 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программ

I. Пояснительная записка

  1. Направленность…………………………………………………………...

6

  1. Уровень усвоения………………………………………………………

6

  1. Актуальность программы………………………………………………..

6

  1. Отличительные особенности…………………………………………….

7

  1. Педагогическая целесообразность………………………………………

8

  1. Адресат программы………………………………………………………

8

  1. Объём  программы……………………………………………………

8

  1. Форма организации образовательного процесса очная……………

8

  1. Форма организации учебных занятий…………………………………

8

  1. Виды занятий……………………………………………………………

8

  1. Срок освоения программы……………………………………………….

11

  1. Режим занятий…………………………………………………………….

11

  1. Цель и задачи……………………………………………………………

12

  1. Планируемые результаты………………………………………………

13

  1. Условия реализации……………………………………………………

14

II. Содержание программы

  1. Учебный план (первый год обучения) ………………………………….

15

  1. Содержание учебного план (первый год обучения) ……. …………….

16

  1. Календарный учебный график (первый год обучения) .………………

24

  1. Методическое обеспечение программы………………………………

25

  1. Формы контроля (диагностика)………………………………………….
  2. Доступность реализации образовательной программы для различных категорий обучающихся………………………………………………….          

30

33

III. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы

  1. Список рекомендуемой методической и учебной литературы………

35

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»   А.С. Макаренко

      Благодаря тому, что в систему дошкольного образования был введен

Федеральный Государственных Образовательный Стандарт, перед педагогами открываются возможности использования новых педагогических технологий, и методик.         В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • методом терапии;
  • первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и доставляет детям удовольствие, вызывает у них положительные эмоции! Счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Марии Монтессори и других методиках раннего развития для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки.

Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой моторики у детей, что положительно влияет на кору головного мозга и развитие речи. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшение артикуляционной моторики, а также подготовку кисти руки к письму. Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы.

Задания и упражнения со счётными палочками позволят детям развить мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном расположении предметов,   овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. 

Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому  придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

        Таким образом:

• счетные палочки развивают мелкую моторику: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;

• занятия со счетными палочками способствуют формированию математических представлений у детей дошкольного возраста;

• во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;

• разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления;

• выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;

• составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;

• и, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике: счету; дети знакомятся с геометрическими фигурами, цифрами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.

        Счетные палочки универсальны и многофункциональны, их можно использовать в большинстве видов деятельности по конструированию и моделированию, что в свою очередь дает возможность осуществления интегративных связей между образовательными областями. Выкладывая изображения, создавая продукт своей деятельности, ребенок учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

Новизна

Программа « Я познаю мир» нацелена в первую очередь на создание условий для самовыражения личности ребенка, развитие его индивидуальности. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Играя с счетными палочками, дошкольник открывает для себя новый мир, который предоставляет ему возможность приобретать такие социальные качества как любознательность, самостоятельность, активность, креативность, взаимопонимание, навыки эффективного и продуктивного сотрудничества, сотворчество. Благодаря этому у ребенка повышается самооценка через осознание «у меня получается, я могу», что в свою очередь настраивает на позитивный лад и ведет к снятию эмоционального и мышечного напряжения. В ходе образовательной деятельности дети становятся творцами, конструкторами и строителями, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои задумки. Постепенно развивается умение пользоваться чертежами и схемами, улучшаются навыки конструирования и моделирования, благодаря чему формируется техническое, проектное мышление, развивается интеллект и мелкая моторика. Интегрирование различных образовательных областей открывает дошкольникам возможности овладения новыми навыками и расширяет круг их интересов.

Данная программа «Я познаю мир», разработана для обучения детей первого года обучения.

Программа ориентирована на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, на формирование целостной картины мира. В  программе  объединены знания многих дисциплин (плоскостное конструирование, математика, логика и др.).

Содержание программы уточняет, расширяет, систематизирует представление детей о плоскостном конструировании, Предметно-практическая, исследовательская  и продуктивная деятельность детей способствует развитию мелкой моторики, развивает ручную умелость, ловкость, координацию, сообразительность. Помогают закрепить представление о геометрических фигурах, графическом изображении цифр . Познакомиться с понятием «симметрия», упражняться в счёте, формирует навыки сюжетного конструирования.

Содержание программы состоит из теоретических и практических занятий, побуждающих думать, наблюдать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать её, делать выводы.

Направленность дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Я познаю мир» -познавательная.

Уровень освоения базовый.

Актуальность программы обусловлена целями, которые заложены в Концепции дополнительного образования: выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, формирование и развитие творческих способностей. Основывается программа на анализе социальных проблем, детского и родительского спроса, ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.

Отличительные  особенности  программы 

Программа «Я познаю мир» - модифицированная. Данная программа объединила в себе многие дисциплины естественно-гуманитарного цикла и интегрируется со всеми образовательными областями, что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей. Учебный материал данной программы на 80% состоит из творческих и практических занятий. Еще одной отличительной особенностью общеобразовательной общеразвивающей программы «Я познаю мир» является то, что  в качестве необходимых условий для организации и проведения занятия выделяются беседы, которые необходимо продолжать и в семье. То есть, родители должны осознать, что совместно с педагогом они не только создают условия для развития своих детей, но и проживают вместе с ними одну жизнь, в которой каждый имеет равные права и возможность научиться согласию, сотрудничеству, сопереживанию.

    Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

-формирование познавательной активности посредством конструирования из счётных палочек;

- способствовать развитию сенсорных способностей детей;

- воспитание интереса к конструктивной деятельности;

- расширение словарного запаса, уточнение понимания и значения слов, активизация словарного запаса, практическому овладению навыками словообразования, развитие связной и фразовой речи.

         Программа ориентирована на:

- умение находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений ;

- умение аргументированно, доказательно излагать мысли;

- способствовать формированию реалистического мировоззрения, развитие умений сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Педагогическая  целесообразность программы определена тем, что в процессе освоения программы «Я познаю мир», малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, в постоянно меняющимся социуме.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Наполняемость группы 15 человек.

Объем программы 36 часов в год.

Форма организации образовательного процесса очная.

Форма организации учебных занятий

Для реализации программы используются следующие формы:

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Основная форма учебной и воспитательной работы – занятие. Оно включает в себя совместную работу педагога и обучающихся по теме занятия.

Виды занятий. Основная форма учебной и воспитательной работы – занятие. Оно включает в себя совместную работу педагога и обучающихся по теме занятия.

          Учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста в основу обучения, по данной программе, положены два основных принципа – игровой и ролевой. В связи с этим, особое место в программе отведено следующим формам обучения и воспитания: игра (ролевая, сюжетная, дидактическая), игровая ситуация, занятие - исследование, занятие - беседа, занятие - практическое наблюдение, викторина, рассказ, чтение художественной литературы, творческая работа, практическое задание, устное упражнение,  упражнение - иллюстрация, экскурсия.

        В основе работы с детьми лежит педагогическая технология сотрудничества, то есть содержание занятия раскрывается в форме непосредственного общения педагога с детьми. Поэтому основными методами работы с обучающимися являются: диалогический, эвристический, программированный, показательный, проектно-исследовательский, иллюстрированный, игровой, коммуникативный, частично-поисковой.

        Учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей 5-6 летнего возраста среди методов воспитания, особенно хочется отметить личный пример, мотивацию и упражнение. Для результативности обучения мною подобраны задания так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основной формой является групповое занятие. Практическая часть преобладает, так как необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа с элементами показа, беседы, лекции, мультимедийные презентации, видеофильмы.                 

Занятия по программе «Я познаю мир» построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания. Совместная деятельность педагога и детей по конструированию из счетных палочек направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Игры со счетными палочками учат ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового. Преобразуя одну модель в другую, ребенок

выступает в роли творца.

Для обучения детей конструированию из счетных палочек используются разнообразные методы и приемы.

Методы:

- Наглядный

- Информационно-рецептивный

- Практический

- Частично-поисковый

- Словесный

- Проблемный

- Игровой

Приёмы:

- Рассматривание на занятиях готовых узоров, моделей, демонстрация способов выкладывания палочек, приемов подбора элементов по размеру, форме, цвету;

- Обследование счетных палочек, при котором задействуются различные

анализаторы (зрительные и тактильные) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа);

- Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование

готовых заданий (моделей), самостоятельное их преобразование;

- Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание

моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогии);

- Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных

приемов работы;

- Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и

демонстрация образцов, разных вариантов моделей;

- Использование сюжета игр для организации детской деятельности,

персонажей для обыгрывания сюжета;

- Показ картинок, слайдов, фотографий с изображением моделируемых предметов и их моделей из палочек;

- Совместная деятельность педагога и детей;

- Решение проблемных задач с помощью педагога.

 Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических и эмоциональных данных.

Срок освоения программы 

Срок освоения программы

Количество часов (академических)

Количество недель

В неделю (минут)

В год

В год

1 год

25

36

36

Режим занятий.  

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы составляет 25 минут (занятия) в неделю. Продолжительность занятий 25 минут, что соответствует  Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Цель программы: 

Развитие интеллекта, технического мышления, творческих и коммуникативных способностей детей, посредством

конструкторской деятельности со счетными палочками..

Задачи:

1. Расширять представления детей об

окружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;

2. Формировать умение действовать в

соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов, используя счетные палочки, умение

согласовывать свои действия с партнерами по игре;

3. Развивать навыки общения, мелкую моторику

рук, творческие способности, познавательный

интерес, произвольность психических процессов,

наглядно-образных и абстрактно-логических видов

мышления и типов памяти, основных

мыслительных операций, основных свойств внимания, навыки ориентировки в пространстве;

4. Обучать вариативным способам выкладывания счетных палочек, планированию процесса

создания собственной конструкции;

5. Воспитывать потребность в сотрудничестве,

взаимодействии со сверстниками, аккуратность.

Планируемые результаты

Программа  «Я познаю мир» направлена на достижение следующих результатов:

Предметные результаты.

  • Повысится познавательный интерес к занятиям конструктивной деятельности;
  • возрастёт уровень речевой активности посредством обогащения словарного запаса;
  • расширится представление детей о конструировании из счетных палочек, как отдельных предметов, так и сюжетные композиции;
  • увеличится уровень внимания, наблюдательности.

Метопредметные результаты.

Обучающимися будут освоены компетенции:

Учебно-познавательная. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации.

Информационная. Умение самостоятельно анализировать полученную информацию.

Коммуникативная. Активно вести себя на занятиях, взаимодействовать с товарищами в коллективе.

Личностные результаты:

  • формирование мотивации к обучению и познанию;
  • формирование культуры общения и поведения в группе;
  • формирование ценностных отношений к себе и другим людям;
  • формирование культуры поведения;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

Условия реализации программы.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические условия реализации программы «Я познаю мир» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области познания.

Материально-техническое обеспечение включает:

  • учебную аудиторию для групповых занятий;
  • звукотехническое оборудование (аппаратура для воспроизведения аудио и видеофайлов, ноутбук);
  • фонотеку, видеотеку;
  • наглядные дидактические пособия;
  • маски, шапочки, атрибуты для игр;
  • ;произведения художественной литературы;
  • средства художественного изображения.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

п/п

Содержание

Количество часов

Форма

аттестации/ контроля

1.

Техника безопасности на

занятиях по конструированию из счетных палочек

1 час

 Опрос, собеседование, практические и тестовые задания

Блок «Занимательная математика»

22 часа

Опрос, собеседование, практические задания,  самомассаж, пальчиковая гимнастика, дид.игры, викторина.

1

Геометрические  фигуры

2

Симетричные узоры

3

Цифра 1

4

Цифра 2

5

Состав числа 2

6

Цифра 3

7

Состав числа 3

8

Цифра 4

9

Состав числа 4

10

Цифра 5

11

Состав числа 5

12     Цифра 6

13

Состав числа 6

14

Цифра 7

15

Состав числа 7

16

Цифра 8

17

Состав числа 8

18

Цифра 9

19

Состав числа 9

20

Цифра 10

21

Состав числа 10

22

Викторина « Что мы знаем о цифрах»

Блок «Мир вокруг нас»

1

Выставка танков

13 часов

Опрос, собеседование, практические  задания, викторина, самомассаж, пальчиковая гимнастика, дид.игры, чтение художественной литературы.

2

Подарок маме

3

Теремок для зверят

4

Мебель в нашем доме

5

Ёжик на полянке

6

Олень в лесу

7

 Космический спутник

8

Морские обитатели

9

Сказочный лес

10

Скворечник

11

Птичье семейство

12

Весенние цветы

13

Викторина «Мир в котором мы живём»

Всего:

36 часа

Содержание учебного плана

Вводная тема « Техника безопасности на

занятиях по конструированию из счетных палочек»

 

Теория. Повторить с детьми правила безопасного поведения при работе со счетными палочками. Развивать память, коммуникативных умения, речь, сенсомоторику.  Воспитывать интерес к конструированию.

 Практика. Дидактические игры  «Где чей дом?», «Сконструируй по описанию» . Слушание сказки С. Михалкова « Три поросёнка».

Блок «Занимательная математика»

Тема 1. Геометрические фигуры

Теория. Отгадывание загадок и слушание  стихов про геометрические фигуры. Напомнить и закрепить навыки конструирования по образцу основных геометрических фигур. Познакомить с новыми фигурами: ромб, трапеция.

Практика. Конструирование геометрических фигур с различным количеством палочек, сюж.игра «Тазик для мытья резиновой Зины»

Тема 2. «Симметричные узоры»

Теория. Рассматривание симметричных узоров в  предметах народных промыслов. Учить составлять из палочек симметричны узоры. Развитие логического мышления, внимания.

 Практика.. Конструирование из счётных палочек «Узоры» выкладывание узоров по замыслу.

Тема 3. «Цифра 1»

Теория .Отгадывание загадок про цифру 1. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру, игры на развитие внимания «Чего  на нашем теле по одному», «Найти вокруг себя непарные предметы».

Практика.. Выкладывание  из 3-4  счётных палочек цифры 1. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры, «Назови первый день недели».

Тема 4. «Цифра 2»

Теория. Отгадывание загадок про цифру 2. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру, игры на развитие внимания «Чего  на нашем теле по два», «Найти вокруг себя парные предметы»

Практика. Выкладывание  из 5  счётных палочек цифры 2. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры . «Назови второй день недели».

Тема 5. «Состав числа 2»

Теория. Повторение материала пройденного на прошлом занятии.

Практика. Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры.Решение математических задач по составу числа 2. Ритмическое упражнение на развитие внимания « Прыгни раз, прыгни два», пальчиковые игры.

.

Тема 6. «Цифра 3»

Теория. Отгадывание загадок про цифру 3. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру, игры на развитие внимания «Найди три одинаковых предмета», «Вспомнить сказки с тремя персонажами»

Практика. Выкладывание  из 5  счётных палочек цифры 3. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры . «Назови третий день недели»

Тема 7. «Состав числа 3»

Теория. Повторение материала пройденного на прошлом занятии.

Практика. Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры. Решение математических задач по составу числа 3. Ритмическое упражнение на развитие внимания « Прыгай раз,  два, три», пальчиковые игры.

Тема 8.  «Цифра 4»

Теория. Отгадывание загадок про цифру 4. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру.

 Практика. Выкладывание  из 4  счётных палочек цифры 4. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры , игры на развитие внимания «Найди четыре одинаковых предмета». «Назови четвёртый день недели».

Тема 9. «Состав числа 4»

Теория.  Повторение материала пройденного на прошлом занятии.

Практика. Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры. Решение математических задач по составу числа 4. Пальчиковые игры. Упражнение на развитие внимания «Найди животных с 4 лапами».

Тема 10. «Цифра 5»

Теория.  Отгадывание загадок про цифру 5. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру, игры на развитие внимания «Найди геометрические фигуры с пятью углами».

Практика. Выкладывание  из 5  счётных палочек цифры 5. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры , игры на развитие внимания «Чего у человека по 5»,  «Назови пятый день недели».

Тема 11. « Состав числа 5»

Теория.  Повторение материала пройденного на прошлом занятии.

Практика. Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры. Решение математических задач по составу числа 5. Пальчиковые игры «Вышли пальчики гулять»

Тема 12. «Цифра 6»

Теория. Отгадывание загадок про цифру 6. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру, игры на развитие внимания «Найди геометрические фигуры с шестью углами».

Практика. Выкладывание  из 6  счётных палочек цифры 6. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры , игры на развитие внимания «Найти нужную цифру на циферблате»,  «Назови шестой день недели».

Тема 13. «Состав числа 6»

Теория. Повторение материала пройденного на прошлом занятии.  Практика. Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры. Решение математических задач по составу числа 6. Составление шестиугольника , солнышка с 6 лучиками.

Тема 14. «Цифра 7»

Теория. Отгадывание загадок про цифру 7. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру.

Практика. Выкладывание  из 4 счётных палочек цифры 7. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры , игры на развитие внимания «Найти нужную цифру на циферблате»,  «Назови седьмой день недели».

Тема 15. «Состав числа 7»

Теория.  Повторение материала пройденного на прошлом занятии.  Слушание сказки «Волк и семеро козлят»

Практика. Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры. Решение математических задач по составу числа 7. Составление фигур из 7 палочек, нахождение предыдущего и последующего числа цифры 7.

 Тема 16 .  «Цифра 8»

Теория. Отгадывание загадок про цифру 8. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру.

 Практика. Выкладывание  из 7 счётных палочек цифры 8. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры , игры на развитие внимания «Найти нужную цифру на циферблате».

Тема17 . «Состав числа 8»

Теория. Повторение материала пройденного на прошлом занятии.   Практика. Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры. Решение математических задач по составу числа 8. Составление фигур из 8 палочек, нахождение предыдущего и последующего числа цифры 8.

 Тема18. «Цифра 9»

Теория. Отгадывание загадок про цифру 9. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру.

Практика. Выкладывание  из 5 счётных палочек цифры 9. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры , игры на развитие внимания «Найти нужную цифру на циферблате».

 Тема19 . «Состав числа 9»

Теория. Повторение материала пройденного на прошлом занятии.   Практика. Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры. Решение математических задач по составу числа 9. Составление фигур из 9 палочек, нахождение предыдущего и последующего числа цифры 9.

 Тема 20. «Цифра 10»

Теория. Отгадывание загадок про цифру 10. Беседа на тему « На что похожа цифра». Слушание стихов и сказок про цифру. Что обозначает 0 в цифре 10.

Практика. Выкладывание  из 9 счётных палочек цифры 10. Работа с картинками «Отыщи нужную цифру». Дорисовывание недостающих элементов цифры , игры на развитие внимания «Найти нужную цифру на циферблате».

Тема 21.  «Состав числа 10»

Теория. Повторение материала пройденного на прошлом занятии.   Практика.  Выполнение упражнений в счёте. Выкладывание цифры. Решение математических задач по составу числа 10. Составление фигур из 10 палочек, нахождение предыдущего и последующего числа цифры 10.

Тема 22.  Викторина «Что мы знаем о цифрах»

Теория. Вспомнить , для чего нужны цифры, отгадывание загадок .Д/и «Найди указанную цифру».

 Практика. Д/и « Помоги найти цифре своё место», «Что изменилось?», «Найди по описанию», « Цифровая путаница» _выкладывание Цифры соответствующей количеству предметов.

Блок «Мир вокруг нас»

Тема 1. «Выставка военной техники»

 Теория. Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества», о том какую роль выполняет солдат-защитник, солдат-освободитель .Показ слайдов «Наша Армия сильна».

Практика. Изготовление военной техники из счётных палочек

Тема 2. «Подарок маме»

Теория. Роль мамы в семье. Рассматривание фотографий из семейных архивов «Наши мамы, как и мы, тоже когда то были детьми»

Практика. Выкладывание подарка по замыслу.

Тема 3. «Теремок для зверят»

Теория. Рассматривание различных архитектурных сооружений. Беседа «Как животные строят себе жилища». Слушание сказки «Теремок»

Практика. Сооружение теремка для  персонажей сказки.

Тема 4. «Мебель в нашем доме»

Теория. Беседа о мебели которая нас окружает. Просмотр видео слайдов к сказке «Три медведя».

Практика. Изготовление мебели для персонажей сказки.

Тема 5. «Ёжик на поляне»

Теория. Беседа «Как животные выходят из зимней спячки», просмотр презентации «Жизнь в лесу». Речевая игра «Замени фразу», слушание сказки «Пых».

Практика. Составление животного по картам-схемам.

Тема 6. «Олень в лесу»

Теория. Выяснить, какие животные обитают в наших лесах. Какие животные называются парнокопытными и в чём их отличие от лап. Особенности животных. Рассматривание иллюстраций.

Практика. Д/и кто оставил следы». Конструирование оленя.

Тема 7. «Космический спутник»

Теория. Беседа о дне космонавтики. Познакомить с понятиями: космическое пространство, планеты, спутник, звёзды. Объяснить назначение спутников. Просмотр видеофильма «Покорители космоса».

Практика.  Конструирование ракеты и спутника по замыслу.

Тема 8. «Морские обитатели»

Теория. Рассматривание физической карты. Нахождение на карте морей и океанов. Просмотр презентации о морских обитателях. П/и «Рыбак и рыбки»

Практика. Конструирование морских обитателей. Оформление морского пейзажа.

Тема 9. «Сказочный лес»

Теория. Рассматривание природных ландшафтов и растений там произрастающих. Беседа «Кто живёт в лесу».

Практика. Игра на развитие внимания «Кто лишний» ,выкладывание из палочек хвойных и лиственных деревьев и кустарников.

Тема 10. «Скворечник»

Теория. Загадывание загадок про скворечник. Рассматривание, определение назначения, решение проблемных ситуаций.

Практика. Ритмическое упражнение «Строим дом для птиц», коллективное конструирование «Ждём пернатых» .

Тема 11. «Птичье семейство»

Теория.  Рассматривание иллюстрации «Птичий двор». Беседа «Отличительные особенности диких и домашних птиц» Решение проблемной ситуации «Почему не плавает петух?»

Практика. Конструирование домашних птиц с формированием пейзажа.

Тема 12. «Весенние цветы»

Теория. Рассматривание цветущего луга. Рассказ о том как цветы реагируют на погоду, цветы-медоносы, свойства цветов, рассматривание строение растения.

Практика. Конструирование цветов с различными вариациями.

Тема 13. Викторина «Мир в котором мы живём»

Теория. Систематизация знаний о окружающих нас предметах (классификация, количество  польза, вред, назначение, способы использования).

Практика. Конструирование  предмета по замыслу, с последующим описанием, не называя его. Весёлая эстафета «Собери овощной и фруктовый набор», «Что на дереве, на грядке», «Кто быстрее перенесёт фрукты ложкой».

Календарный учебный график

Время проведения

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Формы контроля

Сентябрь

Техника безопасности на

занятиях по конструированию из счетных палочек

Обучающее занятие-игра, занятие-практика

1

Опрос, собеседование, практические и тестовые задания

Сентябрь-февраль

Блок «Занимателльная математика»

Обучающее занятие-игра, занятие-практика,

21

Устный опрос, собеседование, дидактические многофункциональные игры, практические занятия, творческие работы, ролевые и подвижные игры, дискуссия

Февраль-май

Блок «Мир вокруг нас»

Обучающее занятие-игра, занятие-практика, викторина

13

Устный опрос, собеседование, дидактические многофункциональные игры, практические занятия, творческие работы, подвижные игры, дискуссия, проектная деятельность

-

-

-

36

-

Методическое обеспечение

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  • наглядный (показ, демонстрация учебного материала, наблюдение);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения) ;

-    индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и физиологических особенностей.  

Для обучения по данной программе применимы следующие педагогические технологии: 

  • Технология индивидуализации обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимообучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология игровой деятельности
  • Технология коллективной творческой деятельности

Тема занятия

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактические материалы

Техническое оснащение, материалы и инструменты

Формы подведения итогов

1

Техника безопасности на

занятиях по конструированию из счетных палочек

Обучающее занятие-игра, занятие-практика

Устный,

наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, дидактические игры,счётные палочки

Ноутбук,

Педагогическое наблюдение, опрос

2

Геометрические  фигуры

Обучающее занятие-игра

Устный,

наглядный, практический

Аудио и в счётные палочки, видеоматериалы

Ноутбук,

Педагогическое наблюдение, опрос

3

Симметричные узоры

Обучающее занятие, обсуждение, конструктивная деятельность

Устный,

наглядный, практический

Аудио  и видеоматериалы, счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

4

Цифра 1

Обучающее комплексное  занятие

практика

Устный,

наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, дидактические игры, карточки с цифрами,бумага, фломастеры,карточки-тренажёры

счётные палочки

Ноутбук

Творческая

Работа

5

Цифра 2

Обучающее занятие-репетиция

Устный,

наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, наборы строительного материала, сборник чистоговорок цифровые карточки, счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

6

Состав числа 2

Обучающее занятие-обсуждение

Устный,

наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, дидактические игры счётные палочки , цифровые карточки

Ноутбук

Педагогическое наблюдение, опрос

7

Цифра 3

Обучающее занятие, разучивание фольклорного материала

Устный,

наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки, цифровые карточки

Ноутбук

Творческая работа

8

Состав числа 3

Обучающее занятие-репетиция

Устный,

наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, природный материал, счётные палочки цифровые карточки,

Ноутбук

Ритмические движения

9

Цифра 4

Обучающее занятие

Устный,

наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки, цифровые карточки

Ноутбук

Творческая работа

10

Состав числа 4

Обучающее занятие

Устный,

наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, бросовый материал, счётные палочки, цифровые карточки

Ноутбук

Практическая деятельность, опрос

11

Цифра 5

Обучающее занятие .детский дизайн

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки, цифровые карточки

Ноутбук

Творческая работа

12

Состав числа 5

Обучающее занятие

Устный, наглядный, практический

счётные палочки видеоматериалы, цифровые карточки

Ноутбук

Творческая работа, педагогическое наблюдение

13

Цифра 6

Обучающее занятие

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки, цифровые карточки

Ноутбук

Творческая работа

14

Состав числа 6

Обучающее занятие .детский дизайн

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, счётные палочки, цифровые карточки

Ноутбук

Творческая работа

15

Цифра 7

Обучающее занятие

Устный, наглядный, практический

Аудио и вид счётные палочки материалы, цифровые карточки, изобразительные средства

Ноутбук

Опрос, педагогическое наблюдение

16

Состав числа 7

Обучающее занятие, игры с речевым сопровождением

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы,  цифровые карточки, счётные палочки

Ноутбук

Практическая деятельность

17

Цифра 8

Контрольно-диагностическая деятельность

Устный, наглядный, практический

Аудио ,счётные палочки видеоматериалы, цифровые карточки, циферблат

Ноутбук

Творческая работа

18

Состав числа 8

Обучающее занятие-репетиция

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки, цифровые карточки

Ноутбук

Практическая деятельность

19

Цифра 9

Обучающее занятие

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки, цифровые карточки

Ноутбук

Опрос, педагогическое наблюдение, творческое задание

20

Состав числа 9

Ролевая игра  с обучающим компонентом

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериа счётные палочки лы, цифровые карточки

Ноутбук

Опрос, педагогическое наблюдение

21

Цифра 10

Ролевая игра  с обучающим компонентом

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, счётные палочки

Ноутбук

Опрос, педагогическое наблюдениетворческое задание

22

Состав числа 10

Тематическая викторина

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы счётные палочки,

Ноутбук

Педагогическое наблюдение,

23

Викторина «Что мы знаем о цифрах»

Игровая деятельность с обучающим компонентом

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, счётные палочки,

Цифровые карточки

Ноутбук

Опрос, педагогическое наблюдение

Родительский отчёт

24

Выставка военной техники

Обучающее занятие

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, дидактический материал, счётные палочки

Ноутбук

Педагогическое наблюдение

Творческая работа

Концерт для детей младших групп

25

Подарок маме

Игровая деятельность с обучающим компонентом

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, фотоархивы, счётные палочки

Ноутбук

Практическая деятельность, Творческая работа

26

Теремок для зверят

Обучающее занятие

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

27

Мебель в нашем доме

Обучающее занятиеДетский дизайн

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериал, изобразительные средства , счётные палочки

Ноутбук

Практическая деятельность Инсценировка сказки «Три медведя»для детей младших групп

28

Ёжик на поляне

Обучающее занятие

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки, таблицы-схемы

Ноутбук

Творческая работа

29

Олень в лесу

Обучающее занятие

Устный, наглядный, практический

Ауди и видеоматериалы, атрибуты для ролевой игры, счётные палочки

Ноутбук

Практическая деятельность

30

Космический спутник

Обучающее занятие, детский дизайн

Устный, наглядный, практический

Ауди и видеоматериалы, изобразительные средства , счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

31

Морские обитатели

Обучающее занятие с игровым компонентом

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

32

Сказочный лес

Обучающее занятие .детский дизайн

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

33

Скворечник

Обучающее занятие .детский дизайн

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

34

Птичье семейство

Обучающее занятие .детский дизайн

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

35

Весенние цветы

Обучающее занятие .детский дизайн

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

36

Мир в котором мы живём

Обобщающие занятие, систематизация знаний

Устный, наглядный, практический

Аудио и видеоматериалы, изобразительные средства, счётные палочки

Ноутбук

Творческая работа

Отчёт для родителей

Формы контроля

Формы контроля направлены на определение результативности усвоения программы, отражают её цель и задачи. Определение уровня овладения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой обстановке. Используются игровые приёмы и  наглядные пособия и следующие формы контроля:

  • Устный опрос
  • Создание проблемных, затруднительных заданий
  • Демонстрационные: организация выставок, конкурсов
  • Педагогическая диагностика.
  • Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
  •  Собеседование.
  • Творческий отчет  (концерт)
  • Наблюдение
  • Индивидуальная беседа

В конце года проводится диагностика обучающихся с целью определения уровня усвоения данной программы.

Оценочные материалы представлены в виде критериев, сформулированных на основе цели и задач дополнительной программы.

Критерии для определения уровня освоения программы

Каждый критерий оценивается следующим образом:

3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень.

Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся

Критерии оценки

Диагностическая карта (на основе программы «Логика и математика для

дошкольников» Е.А.Новова, Р.Л.Непомнящая;

0 – не справляется с заданием – низкий уровень

1 – справился частично – средний уровень

2 – задание выполнил полностью – высокий уровень

1

Проявляет интерес к деятельности.

2

Принимает игровую задачу,

3

Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со

сверстниками в игре,

4

Умеет сравнивать предметы по высоте и длине, по ширине.

5

Соотносит цвет и число, и, наоборот, число и цвет.

6

Ориентируется в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя»,

«нижняя»)

7

Определяет эталоны цвета и их названия.

1

Использует в речи слова: такая же, одинаковые и др.

2

Умеет различать и группировать палочки по цвету.

3

Умеет составлять число из двух меньших чисел.

4

Умеет строить числовой ряд до 10

5

Умеет увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1,

называет «соседей» данного числа.

6

Умеет находить связь между длиной предмета, размером мерки и

результатом измерения.

Дополнительная образовательная программа «Я познаю мир» направлена на решение проблемы доступности дополнительного образования детей. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ,  детей  инвалидов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Социально-педагогические функции направлены:

  • На помощь в социализации детей;
  • На выявление одаренных детей;
  • На вовлечение в образовательный, личностно привлекательный вид деятельности детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (мигранты,  сироты и др.);
  • На помощь в организации обучения детей с ОВЗ.

Формы деятельности при освоении программы дополнительного образования «Колечко» нацеливают детей-инвалидов, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и детей с ОВЗ на включение их в коллективную деятельность. А взаимодействовать в коллективе очень важно. У ребёнка в этом случае возрастает чувство собственной значимости. И наоборот, пассивно-созерцательные виды досуга понижают общий жизненный тонуса детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ, углубляют их социальную изоляцию.

Исходя из этого  направлением программы дополнительного образования   «Колечко» является психологическая ориентация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей на выход из статичного состояния, преодоление стереотипа ограниченности, ущербности, изолированности.

Методы работы, используемые для адаптации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию:

  • Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и восстановления здоровья,
  • Проведение педагогом консультаций детей и родителей о направленностях и особенностях программы «Колечко»;
  • Проведение игровых занятий, подвижных игр (ролевые игры-шутки, игры на вербальную и невербальную коммуникацию, игры на развитие эмоциональных реакций).

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня социализации детей и родителей, направленного на доступность дополнительного образования данной категории детей;
  • Развитие творческого потенциала детей;
  • Формирование социальных и жизненных компетенций.

Требования, взятые за основу при адаптации программы «Ребятам о зверятах»

  • Соответствие содержания программы «Ребятам о зверятах» государственной политике в области образования, воспитания и оздоровления детей, в том числе ОВЗ и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, детей попавших в трудную жизненную ситуацию;                                                                                                  
  • Сочетание процессов обучения (получение новых знаний и применения их на практике) с воспитанием (освоением норм и правил) и оздоровлением (физическим, духовным);
  • Исключение у обучающихся данной категории повышенных нагрузок и утомляемости;
  • Организация естественных и разнообразных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, игра, общение, самодеятельность).

iII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1987.
  2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие/ Т.М. Бабунова. -
  3. Болотина  Л.Р.,  Баранов  СП.,  Комарова  Т.С.  Дошкольная  педагогика:
  4. Виноградова Н.Р., Куликова Т.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.
  5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. /сост. А.К.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду/ Н.Ф.Губанова. - М.:

  1. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7.
  2. Зинаида Михайлова: Игровые задачи для дошкольников. ФГОС/ Детство-
  3. Игра дошкольника. /под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. -
  4. Козлова  С.А.,  Куликова  Т.А.  Дошкольная  педагогика:  Учебник  для
  5. Конопатова В.И. Все о мире узнаем//Воспитатель ДОУ - 2008 - №1.
  6.  Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10.
  7. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6.

  1. Интернет-ресурсы
  1.  Профессиональный блог о развитии ребёнка от рождения до школы. Родная тропинеа.  http://rodnaya-tropinka.ru/kak-zveri-gotovyatsya-k-zime-chast-1/
  2.  Дошкольникhttp://doshkolnik.ru/
  3. Презентации для детей  http://www.maaam.ru/catalog/1016-2 
  4. Учебно-методический кабинет «Дикие животные леса» https://ped-kopilka.ru/blogs/blog54080/multimediinaja-didakticheskaja-igra-dikie-zhivotnye-lesa.html
  5.  Академия речи .Дидактическая игра «Домашние животные» https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/domashnie-jivotnye/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " Грамотейка" для детей 6-7 лет

Программа расчитаннана детей 6-7 лет .Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика пока...

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-коммуникативной направленности «Познаю себя»

  Основная цель курса – является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятия ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности "Эрудит" (6-8 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Эрудит» (далее – Программа) направлена на развитие математических представлений детей дошкольного возраста и п...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально - гуманитарной направленности «Играя, познаем».

Планирование кружковой работы по ТРИЗ технологии для формирования способностей у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи....