ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Заболотная Жанна Анатольевна

Создать условия для развития личности, способной к творческой самореализации через ознакомление детей с деоративно -прикладным искусством - шитьё.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

Заболотная Жанна Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 21 «Аленький цветочек»

 МО г. Саяногорск

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

          Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работы   и самоанализа результатов деятельности. У детей формируются навыки обращения   с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук – это один из показателей готовности ребенка   к школе.

            Актуальность  заключается в том, что она отражает общую тенденцию  к возрождению традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц  домашнего очага, рукодельниц. Обучение девочек рукоделию, может быть  востребована,  в дальнейшем, как профессиональное ориентирование.  Практика показывает: дети, которые занимались шитьем и вязанием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.   Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление т. е. качества, которые будут необходимы для уникального обучения письму. Рука учит мозг – чем ребенок свободнее владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь.

          В 2020 году был организован кружок по ручному труду «Ниточка и иголочка». Организовано образовательная деятельность  проводится, 4 раза в месяц во второй половине дня, с подгруппой детей   из 10 человек. В процессе работы решались следующие цели и задачи:

Целью кружка  является - создание условий для развития личности, способной к творческой самореализации через ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством – шитьем.  

Образовательные задачи: создать условия для формирования у детей  представления о рукоделии, декоративно прикладном искусстве. Освоить приемы вдевания нитки в иголку и завязывания узелка. Освоить приемы шва: «вперед иголка», «через край»,  пришивание пуговки, знакомство с простейшими приемами шитья;

Развивающие задачи: развивать творческие способности детей посредством изготовления изделий практического характера своими руками.

 Воспитательные задачи: воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь  и взаимоконтроль, умение доводить начатое дело до конца.

        На первом этапе работы была цель заинтересовать  и вызвать желание детей шить, вышивать. Для этого были созданы условия для организации трудовой деятельности «Сундучок рукодельницы». Девочки с интересом рассматривали наборы для шитья (нитки, иголки, ткани, вышивку). Без внимания не остались «Уроки иголочки»: беседы о культуре труда; умения подготовить рабочее место, убрать материалы и оборудование, правильно пользоваться ножницами, иголкой. Это воспитывает стремление поддерживать порядок на своём рабочем месте. На втором этапе  учились вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы, знакомились с разными видами швов «Вперёд иголка», «Петельный» «Тамбурный».  Дети научились пришивать пуговицы, сшили игольницу для мамы. Для детей дошкольного возраста это «тяжёлый» труд, многое не получалось,  но трудолюбие и желание сделать что то самому даёт положительный результат. Определяющим  направлением  в образовательной деятельности продолжает оставаться игра, которая играет главную роль в  развитии  ребёнка – дошкольника. В своей работе использую  дидактические игры «Угадай профессию», «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил?», «Разноцветные клубочки», «Сплети узор», «Кому, это нужно?»  «Что сначала, что потом?» и т.д.  Так же использую пальчиковую гимнастику для снятия напряжения с рук: «На большом диване вряд куклы танины сидят», «В гости к пальчику большому», «У медведя дом большой», «Ветер по лесу летал» и.д.

          Этот вид труда способствует активному формированию различных  ручных умений  и навыков, необходимых в  дальнейшей жизни. В процессе деятельности  побуждаю ребят к  самостоятельности. В то же время учу детей замечать непорядок в своей одежде (оторванную пуговицу, распоровшееся  по шву платье). Устранить  эти неполадки  помогаю ребёнку индивидуально, показывая, как пользоваться иголкой и нитками, как зашивать. Пришитая самостоятельно пуговица вызывает у ребёнка радость за проделанную работу.

        Таким образом, данное направление работы активно развивает у дошкольников такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых к результатам своего труда; формируется самостоятельность инициативность, сознательность.

Список литературы:

1.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятия с детьми 3-7.-М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2015.-128 с.

2.Конышева, Я. М Наш рукотворный мир [Текст]/

Н. М. Конышева.- Смоленск : Ассоциация XXI век, 2003. .Куцакова Л. В Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. – М. : Совершенство,1999.

3Кузнецова Л.В. Нравственно – трудовое  воспитание в детском саду. М.: 2007.

4.Лабутина,Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические  материалы./Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева.- М.: Вентана –Граф, 2016.

5.Маханева,М.Д. Учим детей трудится/  М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. –М.: Сфера 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по художественному труду изонить по теме “Мячик”(заполнение окружности)

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по художественному труду изонить по теме  “Мячик”(заполнение окружности)...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по художественному труду изонить по теме “Грибок”

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста по художественному труду изонить по теме  “Грибок&rdquo...

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Создать условия для развития личности, способной к творческой самореализации через ознакомление детей с деоративно -прикладным искусством - шитьё....

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд

Занятие ручным трудом способствует развитию познавательных способностей....